4 мин.

На возможный уход Тинькова. О спонсорах в велоспорте

Олег Тиньков недвусмысленно дал понять, что продажа его велокоманды – событие, которое при определенных обстоятельствах имеет высокие шансы на то, чтобы стать реальностью. В ОАЭ, где прошел первый в истории «Тур Абу-Даби» и большая вечеринка велотусовки, Тиньков дал пару интервью (первое и второе).

Главной темой в них стала возможная продажа Team Tinkoff – уже без приставки Saxo, так как датский банк не будет работать с Тиньковым со следующего года, а второй титульный спонсор, вероятно, не появится. Он также сказал о том, что многие владельцы команд не готовы поддерживать до конца его идею реформирования велоспорта.

Уход Тинькова будет событием со знаком минус. Во-первых, потому что это интересный человек, несмотря на то, что порой озвучивает весьма спорные вещи. Во-вторых, из-за того, что он представляет Россию: на одну российскую команду в мире станет меньше.

Forbes оценивает состояние Тинькова в 500 миллионов долларов (около 440 миллионов евро), что почти в три раза меньше, чем в 2014 году (1,4 млрд). В 2014 году прибыль «ТКС Банк» составила 3,4 млрд рублей. В 2015 году «ТКС Банк» по контракту с командой должен был заплатить 512 млн рублей. Тиньков говорил, что его траты на команду к 2016 году составят около 40 млн евро. Эта сумма практически совпадает с опубликованными обязательствами банка – 37,5 млн евро.

Свежие новости из мира банковского бизнеса сообщают, что «у «Тинькофф банка» в срок не обслуживается почти 14% кредитных карт, более 20% – кредитов наличными и 21% – кредитов с погашением в рассрочку». Несмотря на сложную экономическую ситуацию, «Тинькофф» не увольнял сотрудников, а прибыль в первом полугодии по РСБУ составила 655 млн руб.

Акции TCS на бирже в Лондоне.

Хотя Олег называет свою команду «игрушкой», но по этим цифрам понятно, что игра во владельца велокоманды обходится российскому бизнесмену довольно дорого. Отсюда понятно и его сильное желание реформировать велоспорт и создать модель, при которой он сможет не только тратить деньги, но и зарабатывать.

Однако предложение Тинькова поделить прибыль ASO, организаторов «Тур де Франс и других гонок и соревнований, имеет недостатки. Фактически он предлагает сделать так, чтобы спонсоры получали для себя не только дешевую рекламу, но и еще и деньги за то, что они размещают рекламу. Во многих командах спонсоры и владельцы – это одни и те же люди.

Чистый доход ASO в 2012 году составил 38,5 млн евро при общей выручке в 166 млн евро. Если мы разделим эту сумму между всеми командами, которые выступают на «Туре», получим не очень внушительные 1,75 млн евро на команду. В реальности ASO получает прибыль не только от велогонок. Более того, многие велогонки убыточны – финансовый успех «Тура» позволяет проводить другие гонки. Организаторы «Джиро д'Италия» RCS Sport зарабатывают на несколько порядков меньше.

Велоспорт сложен для телетрансляций, требует больших усилий и затрат, чем показ других видов спорта. Телеправа стоят дешево, а аудитория меньше, чем у топовых видов. Гонщики не имеют домашних арен и не могут работать по той же модели, что и командные виды спорта, которые зарабатывают на билетах. Получается ситуация, когда реформы в велоспорте необходимы, однако нет тех идей, которые позволили бы поправить текущее положение коренным образом.

Если вы спросите меня, что сделать в велоспорте, то я скажу, что первым делом нужно решить ситуацию с допинговым прошлым и настоящим, так как допинговая история и ее наследство серьезно мешают развитию и вредят имиджу. Допинг отталкивает спонсоров, болельщиков и телевизионщиков. После решения этой проблемы постепенно появятся богатые и известные спонсоры, желающие вкладывать деньги, придут новые болельщики, а вместе с ними возникнут и хорошие контракты от телевидения. И тогда можно будет подумать о том, чтобы команды тоже зарабатывали.

Пока что Тиньков охладел даже к своей идее Большого шлема – участию всех топовых генеральщиков в трех Гран-турах за сезон.

«Мне все равно, что будет дальше, если честно. Это их бизнес, не мой», - сказал Тиньков в последний день «Тура Абу-Даби», когда его спросили, хочет ли он по-прежнему устроить «Гран-тур челлендж».

Спустя несколько часов после публикации этого интервью он объявил в своем твиттере, что все-таки договорился с другими командами и наступает конец доминирования ASO в велоспорте.

Никогда не знаешь, что ждать от Олега.

Топовое фото: Gettyimages.ru/Doug Pensinger