5 мин.

В поисках непредсказуемой гонки

Перевод текста Cyclingnews, Патрик Флетчер - Tour de France innovates in the mountains in search of a more open race

В Парижском дворце конгрессов перед презентацией маршрута "Тур де Франс" показывали лучшие моменты гонки этого года, драматичная музыка гремела в качестве сопровождения фрагментов действа, полных адреналина, однако это был не тот случай, когда оглядываются назад и просят повторения.

"Тур де Франс", как любят говорить в ASO, всегда вводит новшества. Тем не менее, новинки маршрута 2017 года были сделаны не просто ради самих инноваций. Скорее кажется, что директор "Тура" Кристиан Прюдомм и дизайнер маршрута Тьерри Гувену чувствовали необходимость сделать все возможное, чтобы увеличить драматичность, накал и зрелищность гонки.

Еще до того, как гости расселись по своим местам, намек на то, что произойдет, можно было увидеть на страницах утреннего номера L'Equipe, в котором Прюдомм заявил: "Как и многие поклонники "Тура" я хочу вырваться из "катеначо".

Итальянский термин, который переводится как "дверной засов", используется в футболе для описания тщательного оборонительного построения. Ссылку на мертвую хватку команды Sky над контролем гонки - пожалуй, наиболее очевидную в этом году - было сложно не заметить.

Прюдомм также повторил предложение о сокращении команд с девяти до восьми гонщиков, но так как этот вопрос находится в обсуждении между ASO, UCI и ассоциацией профессиональных команд, то планирование маршрута оказалось инструментом в его прямом распоряжении, которым можно было попытаться реставрировать тот велоспорт, который "заставляет вас мечтать", или "велоспорт а-ля Саган", как он его назвал.

Игра с процентами

Концепция "процентов", наверное, больше ассоциируется с расчетливостью Sky, чем с безбашенным Саганом, но она также, хотя и в совершенно другой манере, одна из главных идей 104-й в истории "Большой петли".

"Дорога становится круче", - кричал титульный лист медиа-кита от ASO, в то время как графика в брошюре гордо перечисляла такие цифры, как 20 процентов на Ла-Планш-де-Бель-Фий, 22 процента на Коль дю Гран-Коломбье, 15 процентов на Мон-дю-Ша, 16 процентов на Пейрагюд, 18 процентов на Мюр-де-Пегер и 14 процентов на Коль де Пейра Тайад.

Более крутые подъемы и их равномерное рассредоточение на протяжении всех пяти горных массивов Франции ставят горовосхождения в основу планов Прюдомма, несмотря на сокращение категорийных вершин (23) и горных финишей (3).

"Существует потребность в горном маршруте со старта до финиша, с меньшим количеством вершин, но с градиентами, которые мы почти наверняка никогда не видели на "Туре" раньше", - говорил Прюдомм собравшимся за кулисами журналистам.

"Без сомнений, у отважных гонщиков, которые хотят попытаться что-либо предпринять, будет такая возможность. Экстремальные градиенты должны позволить гонщикам совершить побег. Может быть, это не будут соло на 100 км, как во времена Эдди Меркса, но тем не менее, атаки из глубины. На это я надеюсь".

Действующий победитель гонки Крис Фрум, выигравший три последних "Тура" из четырех, уловил идею. Он допустил, что не сможет полагаться на своих партнеров так, как делал в этом году, когда звездные лейтенанты Sky, попеременно работавшие и отдыхавшие, разрушили всякий смысл атакующих намерений соперников.

"Гонка на крутых подъемах не дает возможность использовать команду так сильно - уменьшение ветрового сопротивления на 20-процентной вершине не поможет", - сказал Фрум, знакомый с подобным рельефом по "Вуэльте", на которой он часто выступает в другом стиле, более индивидуальном.

"На крутых горах можно увидеть большие разрывы по времени, как это было на "Вуэльте".  Благодаря этому гонка становится интереснее".

"Большой шлем" горных цепей

Многолетняя особенность обсуждений после презентации маршрута "Тур де Франс" касается Альп и Пиреней - в каком порядке их будут штурмовать гонщики, какие легендарные вершины будут в меню. Несмотря на слегка необычный факт того, что Альпы третий год подряд уготовлены на более престижную третью неделю, разговор о двух горных массивах-тяжеловесах Франции был немного приглушен. Их значимость была преуменьшена, так как Прюдомм искал равномерного распределения горных подъемов по всей Франции.

В следующем году впервые за 25 лет "Тур де Франс" посетит все пять горных массивов страны: начало положат Вогезы на 5-м этапе с финишем на Ла-Планш-де-Бель-Фий, после чего последуют еще два горных этапа в Юре, в том числе свирепый 9-й этап. Центральный массив втиснут между Пиренеями и Альпами, которые примут по два дня гонки и одному горному финишу каждый.

После того, как Найро Кинтана в этом году сыграл в выжидательную игру (до наступления четырех заключительных этапов в Альпах) и прогорел, Прюдомм надеется, что так называемый "Большой шлем" сделает гонку менее предсказуемой и более наполненной активными действиями в тех местах, где их обычно не ждут.

"Это маршрут для бесстрашных гонщиков, с горным рельефом на протяжении всей многодневки", - говорил Прюдомм.

"Маршрут контрастирует с предыдущими годами, когда у нас иногда было три подряд этапа в Альпах и Пиренеях. Об этом любил рассказывать Лоран Финьон: "Третий подряд горный этап не такой, как предыдущие, потому что гонщики ломаются". Но велоспорт меняется, и мы приспосабливаемся к этому".

Адаптация и инновации - ключевые особенности в подходе "Тура-2017" к горовосхождениям. В нем есть несколько хорошо знакомых ходов, например, комбинация подъемов на Телеграф и Галибье на 17-м этапе, еще один старт и финиш в По, подъем на Коль д'Изоар, но в то же время на этой горе будет новшество - впервые в истории гонки этап финиширует на ее вершине.

Многие болельщики хотели бы увидеть более мощный реверанс в сторону прошлого в виде возвращения Мон-Ванту в 50-ю годовщину смерти Тома Симпсона, но взгляды Прюдомма были ограничены его желанием сделать величайшую велогонку в мире увлекательной.

"Я мечтаю о непредсказуемом "Туре", - завершил он свою речь, - "Когда гонка может стоять на кону в любой день".