9 мин.

Война за сосиски

Как и в любой истории наших дней, во всем были виноваты деньги. Фундаментальный закон современности - "Если вы считаете, что деньги не при чем - вы просто не в курсе". Взять хотя бы "Трибуну"...  

Но сейчас речь не о ней. Итак.  

Теплым весенним утром маленький немецкий городок гудел в недоумении, обсуждая необычную новость - местный футбольный клуб запретил мяснику Рауприху торговать на стадионе. Чем провинился давний поклонник клуба Рауприх, что его отстранили от дел? Да ещё таким неуважительным образом - прислав уведомление по почте?  

Городок недолго томился догадками, в тот же день мясник дал интервью местной газете. Оказывается, во всем виноваты сосиски! Из-за них "фиолетовые" (прозвище клуба) разорвали договор, подписанный до 2013 года, и вообще повели себя вызывающе по отношению к давнему поклоннику и что самое важное - спонсору клуба. В конце интервью Карл-Хайнц Рауприх предупредил - он это дело не оставит и его адвокаты уже "спущены с цепей".  

В целом мясник не врал - его действительно отстранили вопреки договору. Но при этом Карл-Хайнц не упомянул один крайне важный факт - местный футбольный клуб настолько беден, что долгое время просто не имел возможности вести собственную торговлю. И вынужденно наладил сотрудничество со спонсорами на следующих условиях - денежная поддержка в обмен на разрешение торговать. Тем более, что вывеска у клуба была что надо для местных бизнесменов - "Эрцгебирге". Рудные горы, если по-нашему. И это название целого района юго-восточной Германии.  

Мясник Рауприх был одним из первых спонсоров по этой схеме. Еще 14 лет назад клуб и его предприятие подписали договор о сотрудничестве, и с тех самых пор на "Эрцгебиргештадион" можно было купить вот такую сосиску.

 

Из-за неё-то и разразился скандал. Вернее, из-за тысяч таких сосисок.  

До недавних пор "Эрцгебирге" не вмешивался в торговлю на стадионе. Крупных задач перед командой не стояло, на остальное хватало спонсорской поддержки. Клуб не шиковал, но и не побирался. Но всё изменилось, когда пришел Он...

 

Рико Шмитт. 42 года. Родился в соседнем Хемнице. Последние годы возглавлял "Эрцгебирге II". Приняв главную команду в третьей лиге, он не просто за один сезон поднял её, он заставил говорить о ней всю Германию! "Эрцгебирге", пару лет назад казалось навечно застрявший в низших дивизионах, сходу занял пятое место во второй бундеслиге и долгое время даже претендовал на выход в первую. При столь скромных возможностях клуба - фантастический результат.  

Однако сколько их таких, бродит по низам? Греясь в лучах всегерманской славы, президент клуба Бернд Келлер прекрасно понимал, что без новых вложений стабильных результатов не будет. И естественно, начал поиск новых источников дохода. И в первую очередь посчитал, сколько тот же Карл-Хайнц Рауприх зарабатывает на стадионной торговле.  

Посчитал - и пришел в бешенство. Даже по первым прикидкам вложения Рауприха были откровенной подачкой клубу по сравнению с его доходами. Это при том, что сам бизнесмен называл спонсорство своей социальной ответственностью и всячески этим козырял - все рекламные кампании "Мясного магазина Рауприха" строились именно на этом.  

Совсем по новому стали выглядеть и громкие акции, раньше казавшиеся фанатской причудой мясника. К примеру вертолет, нанятый для сушки газона перед матчем с "Оснабрюком".

 

Сам Рауприх утверждал, что для него это очень большие траты и всё - исключительно от любви к "Эрцгебирге". Однако цифры говорили совсем другое - за один матч фанаты съедали сосисок на эскадрилью таких вертолетов.  

А уж когда Келлер выяснил, что своё производство "отобьется" буквально за сезон, решение было однозначным - от мясника надо избавляться. К тому же и повод нашелся. Стремясь повысить доходы, Рауприх кроме сосисок начал продавать пиво. Но у клуба был спонсорский договор с другой пивной маркой и действия мясника нарушили права пивного спонсора. Что и стало "зацепкой" для запрета сосисок Рауприха.  

Вы конечно спросите - какого черта? Какие сосиски? Неужели совсем больше нечего о команде рассказать?  

Всё познается в сравнении. В маленьком городке Ауэ, где базируется "Эрцгебирге", война за сосиски в стократ важнее мирового кризиса. Всё дело в том, что "Эрцгебирге" - один из последних мостов города в сегодня. Еще немного - и Ауэ может полностью кануть во вчера. Ауэ - вымирающий город.  

Рассвет пришелся на времена советской власти. Рудные горы оказались на территории Восточного блока и вскоре советские геологи обнаружили залежи урановой руды. В городе развернулось масштабное строительство - фабрика по обработке, новые шахты, дома для рабочих и так далее. Вскоре количество жителей достигло сорока тысяч - максимальный показатель за всю историю Ауэ, впервые упомянутого в источниках еще в 1173 году.

 

Но в итоге выяснилось, что запасы урана ничтожно малы. А запасы других руд были истощены еще раньше. Советская власть сразу забыла про это место, и Ауэ - типичный шахтерский городок, где жили в основном рабочие шахт с семьями, начал угасать. Падение Берлинской стены процесс не остановило, просто у людей появилось больше адресов для переезда. Не так давно даже проводился специальный опрос, по которому выяснилось - по всей Германии живет около 20-ти тысяч человек, имеющих прямое отношение к Ауэ. Больше, чем в самом городе.  

Конечно же, борьба за выживание идет. Ауэ старательно позиционирует себя в качестве туристического и горнолыжного курорта. Кроме того, город подписал совместный договор с другими шахтерскими поселениями Рудных гор. Но всё это похоже на затяжной прыжок в пропасть. Туристов приезжает мало - слишком много вокруг более привлекательных маршрутов, в самом городе одно за другим закрываются предприятия.  

Показателен официальный сайт города. Сделанный для удобства туристов сразу на четырех языках - английский, немецкий, чешский и французский, своим содержанием он буквально кричит - большая жизнь идет совсем в других местах. Одна из главных новостей - в приюте для бездомных животных появились новые кандидаты на "усыновление". Что характерно - приют расположен на территории бывшей фабрики.  

А еще маленький осел Ами очень хочет, чтобы его покормили морковной и ждет всех желающих на центральной площади. Там же, рядом с ослом, можно задать вопрос обер-бургомистру города. Чуть позже обер-бургомистр будет награждать детей местной школы призами за конкурс детских рисунков.

А вечером случится самое долгожданное! "После двухлетнего простоя откроет двери для посетителей знаменитый ресторан "Пикник"." Звучит красиво, но речь о закусочной. Здание выкуплено сетью "Сабвэй" и ресторан "Пикник" - обычный фастфуд.  

Ну и так далее.  

Теперь вы понимаете, насколько здесь важна футбольная команда и всё, что с нею связано? "Эрцгебирге" - это не просто клуб. Это настоящая отдушина для всего региона. Когда "фиолетовые" играют дома, поболеть за команду стекаются со всех концов Рудных гор. Кроме самого стадиона, болельщики занимают дорогу, ведущую к арене,

 

оккупируют окрестные холмы. "Эрцгебирге" - словно фиолетовый маяк, на свет которого стекаются люди.

 

И конечно, здесь особые отношения между болельщиками и командой. Клуб всячески подчеркивает свою связь с шахтерами,

 

болельщики отвечают взаимностью. Атрибутику носят люди всех возрастов,

 

абсолютно в каждом магазине есть отдел, посвященный команде.

 

Здесь Санта-Клаусы - сплошь фиолетовые,

 

а спонсором "Эрцгебирге" может стать любой желающий. Для этого клуб открыл специальную стену, где за символическую плату можно увековечить свою связь с командой.

 

В этом сезоне "Эрцгебирге" не блещет и даже крупно проигрывает дома,

 

очки добывает шальными ударами,

 

но к этому все относятся с пониманием. Фанаты благодарны Шмитту уже за то, что вернул клуб на достойный уровень.

 

И пускай на местном 15-тысячном стадионе легко поместится всё население Ауэ.

 

Разве это так принципиально? Куда важнее, что раз в две недели над Рудными горами звучат гимны клуба и всех немецких шахтеров. Пока здесь жив футбол - будет жить и город.  

Здесь крайне буквально понимают советское "команда, без которой нам не жить".  

А война за сосиски закончилась миром.

 

Рауприх пообещал серьезно увеличить размеры спонсорской помощи, а клуб не стал разрывать спонсорский договор. Хотя с 2013-го года всё равно планирует сосредоточить стадионную торговлю в своих руках.  

Но это уже будет новая история. И очень может быть, новая жизнь.  

23 сентября 2011 года. 20-00. "Санкт-Паули" - "Эрцгебирге Ауэ"