3 мин.

Танцы с Бубновым: почему ему не место на «Матч ТВ»

Дмитрий Губерниев сообщил нам, что российскому спортивному телевидению никак без Александра Бубнова. Это очень красноречиво говорит о российском спортивном телевидении, которое прямо сейчас пытается вписаться в крутой поворот.

Некоторые коллеги не верят в то, что Бубнов популярен. Правильно. В их информационном пузыре он оправданно пользуется репутацией фрика. Но вообще-то я ни в одну соцсеть не могу выйти, чтобы не наткнуться на очередной комментарий Бубнова к очередному матчу. Ютьюб предлагает узнать, как Бубнов «мочит Широкова», за что он «ненавидит Слуцкого», в каких выражениях он обругал Нобеля Арустамяна или Олега Пирожкова, даже если ты в поисковике набираешь «Криштиану Роналду». Комментариев к каждому ролику – тьма. «Бубнов – сила!»

В чем его сила, брат? Он проекция обывательской воли. Плюнуть в рожи этим зазнавшимся журнашлюшкам. Назвать уродами этих зажравшихся футболистов. Поставить на место всех тех, кому незаслуженно повезло. Бубен Гуд народного ресентимента.

Это хамство, причем классическое, обратной стороной которого является отсутствие уважения к себе. Ни Бубнов, ни его аудитория в действительности не уважают себя и потому самоутверждаются за счет унижения других. Метод, манера Бубнова как раз и заключается в унижении, он ведет себя как закомплексованный лакей, выставляя «двойки» игрокам и высмеивая якобы незнание собеседников. И именно поэтому он популярен.

Говорят, без него будет скучно. Это детсадовский уровень аргументации. То же самое говорят про Жириновского и Госдуму, поэтому он все время там и переживет остатки демократии. Было бы здорово, если бы Гари Невилл в эфире Sky Sports говорил ведущему: «Ты чё, дебил, ты на кого попёр, на Фергюсона?!» Или радостно ставил бы «пары» Гарри Кейну. Странно, что британское спортивное телевидение живет без этого, ну да ладно, пусть тянутся за нами.

Скука означает отсутствие внутренних ресурсов. В данном случае – живого интереса к игре, стремления узнать ее, по-настоящему разобраться в ней. Делать это лень, тем более, что у Бубнова есть универсальная отмычка под названием ТТД. Он ттдычит, народ кивает. Всем, кто указывает ему на ограниченность такой методики, Бубнов швыряет в лицо авторитетов: Лобановского и Бескова. Они считали ТТД, говорит наш эксперт, забывая добавить «в том числе». Они использовали разные методики, в том числе считали ТТД. Но что тут можно сказать? Из наследия великих ограниченные люди черпают то, что доступно их пониманию, и используют как дешевый фокус, чтобы соблазнять малых сих.

В России не хватает футбольных экспертов, это правда. Не хватает бывших футболистов и тренеров, способных передавать свое знание человечьим языком, говорить в кадре и проч. Во многом это происходит потому, что «эксперт» воспринимается как статус, а не как профессия, которой нужно учиться. Ты эксперт просто потому, что ты играл в футбол. И поэтому один эксперт ничего не смотрит, второй ничего не читает, третий не старается быть понятным. Бубнов на фоне голых полок, конечно, камамбер, только импортозамещенный, урюпинский. 

Бубнова называют смелым и бескомпромиссным, хотя он не говорит и не делает ничего смелого, а просто выдает все, что обильная слюна приносит ему на злой язык. Он критикует спортивные власти? В глазах спортивных властей он гороховый шут, как журналистка из Приморья, которая раз в год приезжает задать Путину вопрос про олигархов. Имидж шута, произносящего некую неудобную правду, обесценивает эту правду, такова его, шутовская, социальная функция.

Когда коллег с Плюса спрашивают (а происходит это регулярно), почему в эфир, скажем, «90 минут плюс» не приглашают Александра Бубнова, это свидетельствует о том, что у масс есть запрос на флейм, на неконтролируемую ругань с переходом на личности, с хлопаньем дверьми и перспективой мордобоя. Флейм останавливает производство знания, но главным знанием о том, что все уроды и дерьмо, публика и так владеет и бесконечно требует демонстрации. 

Коллеги-телевизионщики, жаждущие дать публике танцы с Бубновым, ведут себя совершенно безответственно. Публика артикулирует запрос на то, чтобы быть идиоткой, и парни и девчата с ТВ радостно отвечают: «Идиоткой? Да, ура, будешь идиоткой, кушать подано!» И вскоре без Бубнова на телевидении станет уже не скучно, а страшно, потому что, перестав ржать и улюлюкать, человек вдруг увидит, что он находится в смысловой пустоте, ему не за что зацепиться.

Фото: globallookpress.com/Nataliya Kondratenko/Russian Look