14 мин.

Джек Уилшир: техника испанца и сердце англичанина

 

Прошло более десяти лет с тех пор, как фамилия наследного принца английского футбола прогремела на всю Европу. Десять непростых лет. Разного рода обстоятельства сильно омрачили карьеру восходящей звезды Арсенала, но, если верить Джеку, его еще рано списывать со счетов.

Перед выходом на футбольное поле бывает одиноко. Тоннель из подтрибунного помещения на газон – место для размышлений. Ты стоишь, погруженный в себя, готовясь выйти на свет, к тысячам ревущих болельщиков. Чувствуешь себя еще более неловко, когда рядом с тобой стоит, возможно, сильнейшая команда в истории футбола.

В феврале 2011 года Барселона пожаловала в Лондон. Джеку Уилширу тогда было 19 лет, совсем юный футболист, пробившийся в основу канониров, правда, большинству его партнеров было не многим больше двадцати. А справа от него стояли, чуть более расслабленные, 7 чемпионов мира в составе соперника, плюс Лео Месси, лучший игрок года последних двух лет, который даже не взглянул на Джека. Можно простить Уилшира за учащенное сердцебиение в преддверии матча с таким противником.

«Помню, как смотрел на Месси, Хави, Иньесту – я очень волновался», - делится Уилшир, вспоминая тот вечер. «Два года назад я смотрел, как эти парни выиграли Лигу чемпионов. Это была лучшая команда в мире».

Пожалуй, это даже преуменьшение. Такое благоговение перед соперником было самоубийством для Арсенала, и в середине первого тайма Уилшир понял, что команде нужно прийти в себя. «Примерно на 30-й минуте был эпизод, когда я довольно жестко пошел в борьбу с Иньестой. Тогда мы уже уступали 1-0, все болельщики были на ногах. Это вернуло нас к жизни».

К тому моменту казалось, что страх объял всех партнеров Уилшира на поле. В первом тайме Барса была на голову выше молодых канониров и вышла вперед после того, как Давид Вилья хладнокровно воспользовался выходом один на один. Потом произошла стычка Уилшира и Иньесты, повеселившая болельщиков, а после нее – реанимация Арсенала, которая привела к одному из самых знаковых выступлений на Эмирейтс.

Уилшир прибавлял по ходу матча с каждым новым касанием мяча. Он был на шаг впереди каждый раз, когда подопечные Гвардиолы пытались разыграть свои шахматные комбинации на поле. Звездам мирового футбола не удавалось приблизиться к Уилширу на расстояние вытянутой руки, чтобы хотя бы схватить его за футболку и помешать развить атаку канониров. Это было захватывающее зрелище, Арсенал сплотился и победил со счетом 2-1. Решающий мяч за 10 минут до конца встречи забил Андрей Аршавин.

«Они уже положили в карман победу и немножко расстроились после нашего камбэка», - улыбаясь скажет лучший игрок встречи, понимая, насколько он был хорош сегодня. «Они привыкли побеждать игру за игрой, вели 1-0, доминировали первые 25 минут матча…».

В ту ночь на севере Лондона зажглась звезда Джека Уилшира. О нем узнали не только в столице Англии, теперь вся Европа знала его имя. В английском футболе появился новый принц: тот, кого давно ждали на Туманном Альбионе, тот, кто не мог разрушить надежды футбольной Англии.

Немного о Сеске

Реклама Nike, снятая в 2008 году Гаем Ричи, вполне себе подходит для описания карьеры Джека Уилшира. В рекламе мы видим происходящее глазами игрока воскресной лиги, который забивает со штрафного, попадает на карандаш к Арсену Венгеру и переходит в Арсенал. Едва осознав, куда он попал, игрок выходит на газон Олд Траффорд, в самый разгар матча с МЮ. Затем тренировки, игры, жизнь за пределами футбольного поля и т.д. Постоянная тряска камеры, её расположение относительно других игроков чем-то напоминают быстрый, энергичный стиль игры Уилшира, а также его невысокий рост.

В реальности Венгер, который присматривал за воспитанником школы Хитчина, сначала дал тому возможность поиграть на менее серьезном уровне. Это напоминало безумного ученого, следившего за тем, как растет его творение, и представлявшего, как оно сеет хаос на футбольном поле. В рекламе Ричи показывалось, насколько тонкой может быть грань между любительским и профессиональным футболом. Восхождение Уилшира из той же области.

«Свой первый шанс я получил, когда мне было 16 лет», - вспоминает полузащитник, чей дебют за Арсенал состоялся в 2008 году. «В клубе я был окружен сверстниками, которые не получили возможности проявить себя в Арсенале. Я его дождался, поэтому был уверен, что делаю все правильно, но я не считал себя хорошим, готовым футболистом. Я хотел расти. Я играл в Кубке лиги, но, само собой, хотел получить возможность проявить себя и в Премьер-лиге. Ждал этого шанса».

Уилшир в Хитчине

И дождался. «Арсен впустил меня в раздевалку основной команды, чтобы я мог набраться опыта у профессионалов, окружавших меня. Он всегда давал понять, что в меня верит. Если я провел плохой матч или получил тяжелую травму, тренер всегда давал мне необходимое время на то, чтобы прийти в себя, всегда был рядом со мной».

Канониры привыкли к молодежи в составе. Джек Уилшир балансировал между взрослой и молодежной командами. В 2009 он стал победителем молодежного Кубка Англии, отличившись в полуфинале и финале, а уже через 2 года стал регулярно получать игровое время в первой команде, а затем тот матч против Барселоны на Эмирейтс. Популярности Джеку было не занимать, но Уилшир уверяет, что никогда не придавал ей большого значения.

«Я не чувствовал особого давления, у меня не было ощущения, что я сделал что-то выдающееся», - вспоминает англичанин. «Было здорово играть с большими звездами, игроками национальных сборных, но мне нельзя было пасовать перед ними, нужно было конкурировать, чтобы пробивать себе путь в Арсенале. У меня была возможность показать тренеру, на что я способен».

Схожий путь в Арсенале был и у капитана той команды – Сеска Фабрегаса. Испанец получил капитанскую повязку в 21-летнем возрасте, проделав путь, чем-то похожий на путь Уилшира. Схожие по стилю игры футболисты получили возможность играть вместе благодаря переходу команды Венгера на гибкую схему 4-3-3. Но развивать молодежь было недостаточно: к тому моменту Арсенал уже 5 лет ничего не выигрывал, все вокруг требовали от канониров побед.

«В те годы я часто наблюдал за игрой Сеска», - делится Уилшир. «Он начал играть на топ-уровне с юного возраста. Фабрегас был всего лишь на 5 лет старше меня, но уже стал одной из ключевых фигур в команде, но я не видел дистанции между нами. Когда я пришел в Арсенал в 16 лет, вместе со мной к команде присоединился Аарон Рэмзи. Мы подружились с ним. Нам довелось пройти через одни и те же испытания, травмы. Мы до сих пор общаемся, он неплохо смотрится в Италии и в сборной Уэльса, мы по-прежнему дружим».

Но трофеи все не шли. В том сезоне Арсенал финишировал на четвертом месте, была надежда на Кубок лиги, но лондонцы уступили в финале Бирмингему, который по итогам сезона вылетел из АПЛ в Чемпионшип. Не слишком приятные новости для тех, кто привык к титулам канониров.

«Все это делало меня голодным до побед», - вспоминает Уилшир. «Когда я был в академии, Арсенал постоянно завоевывал трофеи. Помню, как следил за рекордом Непобедимых (сезон 2003-04), когда мне было 12 лет. Это было нечто. В детстве я мечтал о том, чтобы играть в Арсенале, и тут столько лет без трофеев…»

Большая засуха пришла на смену большим победам.

Мастер пинбола

Фабио Капелло, тренер сборной Англии, назвал Уилшира будущим английской сборной и хотел строить команду вокруг Джека. Случилось это еще до матча с Барселоной. Когда Фабрегас вернулся в Каталонию, многие ожидали, что повязка капитана Арсенала будет передана Уилширу, которому на тот момент еще даже не было 20 лет, но судьба сложилась иначе. Плотность календаря сказалась на полузащитнике, который принял участие в 49 матчах Арсенала в сезоне 2010-11. Как итог – стрессовый перелом в предсезонке и вылет на весь грядущий сезон.

«Это тяжело, но у каждого футболиста случаются травмы и непростые времена», - пожимает плечами Уилшир. «Очевидно, что без трудностей не бывает».

Трудность - это мягко говоря. Первая травма лодыжки вывела Уилшира из строя более, чем на год, с того момента развитие футболиста стало очень нестабильным. Кажется, что сейчас полузащитник преуменьшает влияние тех травм на его карьеру.

«Самое плохое в карьере футболиста – сидеть в кабинете физиотерапевта, когда все остальные выходят на тренировку», - делится Уилшир. «Ужасно, когда все готовятся принять участие в игре, а тебе остается только сидеть и смотреть».

После восстановления Уилшир рвался в бой, но тренеры не хотели бежать вперед паровоза и перегружать полузащитника во избежание рецидивов. Расстраивала ли такая гиперопека Уилшира? «Иногда да», - признается он и на секунду задумывается. «Ты проводишь хорошую игру, а на следующей неделе босс говорит, что хочет дать тебе отдохнуть, чтобы не перенасыщать футболом…». Джек слегка морщит нос: «Нечасто, но такое все-таки случалось».

Уилшир чувствует себя некомфортно, говоря об истории своих травм, или просто не хочет возвращаться мыслями в те дни, но также складывается ощущение, что Джек просто не хочет прикрываться медицинской картой в качестве оправдания того, почему не в полной мере ему удалось реализовать свой потенциал.  После стольких разговоров в СМИ о том, кем бы мог стать Уилшир, если бы не его травмы, футболисту не хочется говорить об этом снова. Ему порядком надоели эти истории.

Едва ли кого-то удивит, что за 5 лет после пропущенного из-за травмы сезона Уилшир выйдет на поле в футболке Арсенала менее 100 раз. Место Джека на поле занял восстановившийся после травмы Рэмзи, который хорошо встроился в трио с Озилом и Касорлой.

Тем не менее, когда Уилшир появлялся на поле, ему нередко удавалось зажечь. Не стоит забывать, что игрок стал ключевой фигурой для сборной Англии под руководством Роя Ходжсона в отборе к Евро-2016. В 6 матчах из 7, в которых принял участие, Уилшир был признан лучшим игроком встречи. Кроме того, Арсенал 2 года подряд побеждал в Кубке Англии (2013-14 и 2014-15).

«Финал против Халла был ужасным», - делится Уилшир воспоминаниями о матче, который принес подопечным Арсена Венгера первый титул за 9 лет. «К 10-й минуте мы уже уступали 2-0, затем Санти Касорла отыграл один мяч великолепным ударом со штрафного, но никто не праздновал этот гол, мы просто схватили мяч и понесли его к центру поля».

Удивительно, но Уилшир также особо не праздновал свой мяч, забитый в ворота Норвича в том же сезоне, один из самых красивых командных голов в истории АПЛ. В том году этот мяч, пришедший в футбол откуда-то из пинбола, был назван лучшим голом сезона в Англии.

«Мы много подобных вещей делали на тренировках», - улыбается полузащитник. «В той атаке все кусочки паззла сошлись воедино, но на тренировках мы часто разыгрывали похожие комбинации рядом со штрафной площадью с разрезающей передачей в район вратарской. Такой стиль игры был близок всем футболистам того Арсенала. Когда мы разыгрывали комбинации с быстрыми короткими передачами, мы были на высоте».

«Тогда я не понимал, насколько классно это было, поскольку мы регулярно делали подобное на тренировках. Только после того, как все начали говорить об этом голе, я понял, что он был чем-то особенным».

Тяжелое расставание

Но после удача перестала улыбаться Уилширу. В ноябре 2014 года англичанин снова получает травму голеностопа, от которой восстанавливался 3 месяца, а после реабилитации сидел на скамейке еще около двух. На худой конец, Уилширу удалось сохранить за собой звание автора самого красивого гола сезона благодаря мячу в ворота Вест Бромвича в 100-й игре в АПЛ.

Затем, накануне сезона 2015-16, еще одна травма, долгое восстановление, и всего 3 матча в составе канониров в сезоне. В надежде вернуть прошлую форму Уилшир отправляется в аренду в Борнмут, который на тот момент тренировал Эдди Хау, по ходу своей игроцкой карьеры также изрядно настрадавшийся из-за травм.

Морской воздух Борнмута благотворно сказался на Уилшире. Он регулярно выходил в старте, рассчитывая вернуть к себе доверие в Арсенале, кроме того, в Борнмуте был очень сплоченный коллектив. Но возвращение в стан канониров не было гладким. Команда закончила сезон на пятой строчке и лишилась места в Лиге Чемпионов. До истечения контракта Уилшира оставался всего год. Клуб еще не определился с судьбой своего воспитанника.

«Даже после того, как Венгер сказал, что, возможно, мне придется уйти, я знал, что он доверяет мне», - вспоминает Уилшир лето 2017-го. «Тогда я понял, что не смогу вечно быть в Арсенале. Я был в неплохой форме, пробился в состав, и мне предложили контракт. В более юные годы мне в голову даже не приходили мысли о том, чтобы покинуть Арсенал».

В том блеклом сезоне команды, последним для Арсена Венгера в качестве тренера Арсенала, Уилшир был одной из ярких красок. И все же, когда ему предложили остаться в Арсенале, ради чего он так много работал, Уилшир отказался. «Это было самое тяжелое решение в моей карьере», - признает футболист. «Когда Арсен ушел, клуб не спешил объявлять нового тренера. Вопрос затянулся».

Новый тренер – Унай Эмери, сказал Уилширу, что будет рад, если Джек подпишет контракт, предложенный ему еще при Венгере, но сам Эмери не видел для него будущего на Эмирейтс.  Уилшир ответил: «Спасибо - нет». «Когда в команду приходит новый тренер и говорит, что особо на тебя не рассчитывает, пора уходить».

С тех пор молния била еще дважды. История с Вест Хэмом, куда Уилшир переходил к Мануэлю Пеллегрини, закончилась раньше, чем должна была – чилиец ушел с поста главного тренера, а Уилшир стал свободным агентом во время локдауна. В январе Джек вернулся в Борнмут, контракт был непродолжительным. Уилшир более-менее регулярно выходил на поле, но после вылета Борнмута в Чемпионшип их пути с командой разошлись.

«Если бы в детстве мне сказали, что я буду играть за Вест Хэм, команду, за которую я болел в те годы, я был бы счастлив, так что ни о чем не жалею. Но когда ты долго играешь в одной команде, бывает трудно адаптироваться к смене обстоятельств. Думаю, во многом из-за этого история с молотобойцами не продлилась долго. Конечно, смена тренера в Вест Хэме тоже дала знать о себе. Ушел Пеллегрини, пришел Мойес со своими взглядами на футбол. У нас хорошие отношения с ним. Мне нравились его тренировки, сейчас вы можете видеть, какую отличную работу он проделал с командой. Я желаю им успехов в Европе».

На данный момент Уилшир свободный агент. С лета он тренируется индивидуально и ищет новую команду, что непросто сделать в Англии в коронавирусные времена. С того матча с Барселоной прошло более 10 лет. Реализации потенциала Уилшира помешали травмы и повреждения, каждая травма наносила серьезный удар по его здоровью, да и моложе он не становился. Сейчас он уже относительно долгое время здоров и не страдает от травм. В октябре Джек начал тренироваться с Арсеналом, просто, чтобы поддерживать себя в форме и ждать возможности снова вернуться в игру. В сентябре сорвался переход в команду Серии Б Комо из-за того, что англичанин не является членом Евросоюза.

«Думаю, что мой следующий клуб должен подходить мне не только по стилю игры, но и сама лига, в которой играет эта команда, должна подходить мне по стилю», - объясняет Уилшир. «Хочу играть там, где снова смогу получать удовольствие от футбола. Мне нравилось играть в прошлом сезоне в Борнмуте, но вот я свободный агент… Последние 6 месяцев были очень непростыми. Я давно не кайфовал от игры».

Давным-давно Уилшир был не просто вундеркиндом. Он зажигал стадионы. Будучи на пике, он связывал в узлы соперников, пытавшихся угнаться за ним. У него были страсть и голод к игре, он заставлял болельщиков реветь, а тренеров соперника хвататься за головы. «Техника испанца и сердце англичанина», - как однажды сказал Венгер.

Что бы делали вы, после того, как 10 лет назад весь мир с открытым ртом смотрел на вашу игру, а сейчас, ближе к 30, вы чувствуете себя одиноким? Сейчас у Уилшира нет ответа на этот вопрос, и не стоит винить его за то, что он взял немного времени, чтобы с ним разобраться.

 

 

А вот тут Илюха на гитаре учит играть, лайкните, плез, пабрацки.