Один в поле воин. Карим против НБА
Оригинал: «Гигантские шаги. Автобиография Карима Абдул-Джаббара» (издание 1983-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.
Авторы: Карим Абдул-Джаббар, Питер Ноблер.
Весной 1977-го, когда мне исполнилось тридцать, я впервые в жизни ощутил себя поистине одиноким. Хамас, мой наставник, был в тюрьме; моя жена была в Вашингтоне; контакт с моими родителями стал настолько редким, что каждый раз, навещая их в Нью-Йорке, я чувствовал себя неловко. Но даже если я порой чувствовал себя одиноко, это было целебное одиночество, как если бы мое дыхание было ограничено в течение долгих лет, и впервые в жизни я мог расслабиться и дышать полной грудью. Я только начал осознавать под каким стрессом я жил все это время, считая его неотъемлемой частью своей жизни, и теперь надеялся, что все это время я был неправ. Я начал знакомиться с новыми людьми в Лос-Анджелесе, пользоваться вниманием местных женщин и впервые начал думать как свободный человек.
И все это закончилось, когда мне пришлось выбить все дерьмо из Кента Бэнсона.
Я очень темпераментный человек. Я всегда играю жестко; всякий раз, выходя на паркет, я хочу выиграть, и когда кто-либо или что-либо оказывается на моем пути к победе, я пру напролом. Однако я играю в пределах правил и знаю их достаточно хорошо, чтобы замечать, когда их нарушают. Просто потому что я обладаю размером и мощью и являюсь доминантной силой, с которой следует считаться, я часто становлюсь мишенью для других «больших», которые готовы на все, лишь бы нейтрализовать или уменьшить мою эффективность.
Такова работа «больших» в баскетболе – бескомпромиссная борьба (причем борьба в буквальном смысле слова) за пространство у кольца. Если вы центровой, то неизбежно будете получать локтем по ребрам, будете падать через оппонентов на паркет, в борьбе за подбор получать по почкам чьим-либо плечом. С этим можно смириться – это лишь часть игры. Но то, с чем мне пришлось иметь дело всю свою профессиональную карьеру – это постоянные попытки оппонентов физически наказать меня и постоянные отказы арбитров следовать букве правил, дабы защитить меня от подобных нарушений. Игроки постоянно пытаются лишить меня победы или доказать что-то самим себе, играя против меня. Большинство не может добиться этого, играя в рамках правил. Именно поэтому я получаю по шее больше всех в НБА. И, наконец, я начал давать сдачи.
Сначала все эти тычки по рёбрам и удары по голове лишь отвлекали от самой игры. Затем все эти приемы стали болезненнее. Когда же я научился ожидать подобного, я начал злиться перед каждой игрой, ибо уже знал, что за чертовщина ждет меня на паркете. Наконец, все это стало делом принципа: если меня не защищают согласно букве правил, тогда я буду защищать себя сам. Я не буду ничьей боксерской грушей.
Я не хочу казаться нытиком, но когда тебя намеренно избивают спортсмены весом в двести двадцать фунтов в течение восьмидесяти двух игр на протяжении регулярного чемпионата (это еще не считая игры плей-офф, где температура борьбы подскакивает в два раза), это явно не отдых на пляже. Меня часто тыкали в глаза (мне пришлось начать носить защитные очки, ибо глаза были моим самым уязвимым местом), меня тянули вниз в борьбе за подбор, меня били, щипали и толкали немилосердно. Похоже, что мои оппоненты считали все эти приемы единственным действенным методом борьбы со мной, но это было опасно и весьма болезненно. На паркете я был единственным, кто мог защитить меня.
Я ударил Кента Бэнсона, потому что мне надоело все это насилие, направленное против меня. Бэнсон считался еще одной «белой надеждой» в черной лиге, только что выскочив из колледжа в профессионалы, и искал шанса сделать себе имя. 18-го октября 1977-го мы открыли сезон встречей в Милуоки. Шла вторая минута игры, «Бакс» только что забили, и я бежал в сторону кольца «Милуоки», чтобы занять позицию слева в «краске». Когда игрок в нападение пытается занять позицию, игроку защиты по умолчанию позволяется бороться со своим оппонентом за это определенное место на паркете. Однако у Бэнсона не было профессионального опыта, он не знал, что принято делать в таких ситуациях, единственное, что он знал – если ты играешь против Карима, то играй жестко. Похоже, что он хотел показать мне, что он мужик, и он не собирается отступать передо мной. Я занял позицию за его спиной и был готов принять мяч, когда Бэнсон огляделся, заметил, что никто не смотрит на нас, и дал мне локтем прямо в солнечное сплетение. Он выбил из меня дыхание. Я моментально почувствовал, будто снова оказался на улицах своего детства: задыхаясь, я ожидал, что он продолжит атаковать меня, потому что именно так это происходило на улицах Нью-Йорка. Я почувствовал, что вновь оказался на детской площадке, и меня снова избивают подростки. Я возненавидел этот момент и возненавидел Бэнсона. «Если мне удастся восстановить дыхание, я с ним разберусь» – носилось у меня в голове.
Я вновь начал дышать, правда, лишь урывками, словно я плакал; и когда я почувствовал, что могу двигаться, я въехал Бэнсону. Мне хотелось убить его. Если бы мне удалось хорошенько попасть по его черепу, я уверен, что убил бы его. К счастью, несмотря на мой опыт в боевых искусствах, в ярости я немного промахнулся и попал ему в область глаза. Его скула приняла на себя большую часть удара. Он моментально упал, будто бы его подстрелили, но я продолжил кричать на него, ибо мне хотелось продолжения. Для меня это было вопросом жизни и смерти, и я был полностью готов пройти через все это. Бэнсон был здоровяком – шесть футов одиннадцать дюймов, двести сорок пять фунтов, – он мог ответить мне. Мои органы и мое тело вовсе не нуждались в его ударах. Это было лишь начало сезона, и мне не хотелось, чтобы подобное поведение оппонента стало прецедентом для других моих соперников.
Бэнсон все никак не поднимался. Я мог реально убить его. И хотя я был ожесточен, но, независимо от того, имел ли я на это право, человека нельзя убивать из-за баскетбола. Я был зол и обескуражен. На меня напали, я лишь защищался, и вновь оказался злодеем. Мой темперамент вышел из-под контроля и забрал с собой вновь обретенное мной состояние покоя. Я знал, что мог рассчитывать на гнев публики.
И я его получил. Выкрики с трибун, журналисты начали называть меня трусом. Мне было все равно, мне было тошно от всей этой сцены. Впервые в жизни в голове пронеслась мысль об уходе из спорта. Зачем пытаться справиться со всей этой ненавистью? Стоят ли все эти деньги того, чтобы тебя презирали миллионы?
Большинство игроков в лиге насторожились после этого инцидента. Напряжение, которое накапливается в течение долгого изнурительного сезона, велико, и многим игрокам порой хочется просто ринуться в драку, чтобы снять его. К счастью, хладнокровие побеждает чаще. Я был абсолютно недоволен тем, что потерял контроль – в конце концов, я был готов убить этого человека! – и пообещал себе сдерживаться в дальнейшем. С того самого инцидента я не участвовал ни в одной серьезной заварушки, отчасти из-за моего обещания держать себя под контролем, отчасти от того, что множество игроков начало думать, что я сумасшедший, и просто не хотели связываться со мной.
Я сломал руку об лицо Бэнсона и снова не мог играть. Лига не могла дисквалифицировать меня, так как я уже выбыл из-за травмы, но они наложили на меня штраф в пять тысяч долларов. Бэнсон, который был инициатором инцидента, не был ни наказан, ни оштрафован (официальное объяснение лиги – судьи не видели момента фола Бэнсона на мне). Это обычный пример правосудия в НБА – накажите ниггера. Позже в том же году Рикки Соберс (тоже, кстати, темнокожий) ударил кого-то из соперников, пока судьи этого не видели, но был оштрафован, потому что это заметили на видео. Но запись игры в Милуоки абсолютно ясно показывает, что Бэнсон ударил меня локтем. Где здесь логика? Все, что я вижу – это то, что белых отмазывают, а черных наказывают.
Профессиональный баскетбол – это спорт для черных, которым заправляют белые бизнесмены. Все владельцы команд – белые, большинство генеральных менеджеров и тренеров – тоже (отдаю НБА должное – лига допускает к ключевым позициям в менеджменте больше черных, чем в других главных спортивных лигах страны; бейсбол и футбол по-прежнему белы как мел). Подавляющее большинство игроков – черные, и это создает маркетинговую проблему: вся прибыль, которая требуется профессиональному спорту для выживания и процветания, находится в руках белого населения. Черные играют в баскетбол на улицах, привнесли в него толику своей культуры и определили сам стиль игры, но у них нет долларов, чтобы заполнять арены на каждую игру или чтоб поддерживать телетрансляции. Профессиональный баскетбол – это игра для черных, которую продают белым, и владельцы, которые вкладывают серьезные деньги в баскетбол, делают всё, чтобы защитить свои инвестиции. Белые игроки дают белым фанатам надежду; Лэрри Берду намного легче быть альтер-эгом любого из фанатов, чем Майклу Рэю Ричардсону. Вот с чем нам приходилось иметь дело в то время...
Насчет же пассионарности некоторых ветвей ислама (и мусульман в некоторых странах) и сравнения его с христианством в Средние века — да, параллели можно проводить, правда, нужно брать во внимание то, что мир в целом изменился. В истории вообще часто происходит забавные парадоксы. Крестоносцы когда-то были варварами по сравнению с развитой культурой Ближнего Востока. Теперь некоторые жители Востока и Магриба своими словами и делами выставляют себя варварами на фоне европейцев. Но в истории варвары обычно побеждают ;)
Вот, к примеру, в Британии по разным данным уже от четверти до трети населения - этнические мусульмане. Я думаю, всё-таки меньше, но суть не в этом. Будь ислам сам по себе идеологией агрессии, разве там было всё так спокойно? Посчитаем: несколько миллинов мусульман и единичные случаи преступлений на религиозной почве, как этот недавний трагический случай с нигерийцами и военным. Я думаю, при желании можно найти пару случаев, когда убийства совершаются христианскими фанатиками под лозунгом "так их, нехристей". Это не будет ничего говорить о религии. Если подумать, то ясно, что проблема не в вере, а в людях. Никто же не запрещает футбол после того, как гибнут люди в столкновениях фанатов, и не говорят, что футбол провоцирует насилие. К примеру, в арабских странах футбол смотрят очень спокойно. А уже в Турции бывает просто с ума сходят. Но так же бывает на спортивных соревнованиях в православных Греции и Сербии. Ни религия, ни футбол, ни баскетбол тут ни при чём. Косвенно связаны и всё. Проблема в людях самих.
Не возможно просто эту чушь читать.
Хорошо, Америка не показатель, там расизм и сегрегация (обоюдоострые, кстати) цветут и пахнут. Но посмотрите хоть на ЮАР, что там сейчас происходит. Посмотрите на социалистические страны, где бесплатное образование и медицина (на Скандинавию, как вариант). Как-то не заметно, чтобы черные там в общей массе бесплатно получали высококачественное образование, занимались наукой и медициной. Зато в Стокгольме теперь в некоторых районах страшно из метро выходить, а 10 лет назад ничего подобного еще не было. Приезжие, сидят ровно на своих жопах, не работают, не учат язык местный, пристают к прохожим, мусорят, а потом удивляются, что их не любят. При том, что прав у низ сейчас больше, чем у коренного населения (спасибо, ЕС), только вот обязанностей не завезли.
Теперь и тренеров-черных полно... с менеджментом тоже полегче, но назовите мне владельца команды не-белого навскидку?
Сейчас, слава твитору, идиотизм каждого виден практически в прямом эфире.
Предыдущая заметка с воспоминаниями Карима о Чемберлене очень хорошо их разделила:
Чемберлен - человек с черной кожей.
Джаббар - зацикленное на расизме копченое мусло.
Ислам - вовсе не агрессивная религия. Религию искажают фанатики и ложные последователи. Карим сам с неприятным удивлением обнаружил, что его наставник Хамас, приведший его в ислам, сам толковал ислам инако и очень консервативно. Дело не в религии, дело в людях, которые ее исповедают.
Африканец, приехавший из африканской деревни, так же, как и таджик, приехавший из таджикской деревни, не думает об образовании. Его не воспитывали с этой идеей - выучиться и много узнать. Конечно, среди них мало кто учится по своей собственной инициативе. Я уверен, что африканцы-иммигранты из семей африканских интеллигентов получают образование в Европе и работают так же как коренные Европейцы. Кроме Доктора Албана...
В первые десятилетия после появления ислама под контроль мусульманами была взята территория от Западного Китая до Южной Испании. И в войнах участвовало большинство мусульман того времени. Потом масштаб завоеваний был почти повторён турками, но арабская экспансия была без вопросов намного более идейной, чем османская.
А сейчас об агрессивности мусульман говорить смешно.
Сама же религия, думаю, вряд ли кто будет спорить, не агрессивнее любой из двух других авраамических. Если появятся организованные воинственные христиане, им будет что почерпнуть из Библии в обоснование своей идеологии.
Кстати, происхождение не играет роли. Карим вырос в гетто, Майлз Дэвис (легендарный джазмен) был из богатой семьи - но они оба чёрные расисты. Не стоит акцентировать на этом внимание.
Я очень благодарен за перевод, автору, возможно, стоило бы открыть что-нибудь типа пейпала, но выбор темы для этой главы неоднозначен, конечно.
В этом возрасте христианский мир как раз вовсю развлекался гуситскими войнами, восстания еретиков плавно перерастали в формирование протестанских конфессий, что тоже не обходилось без войн. От крестовых походов на Иерусалим подустали уже, да и Османская империя поднималась навстречу.
Зато еще были впереди "достижения" по христианизации индейцев, внутрихристианские разборки между католиками и православными, и многое другое.
Перед многими белыми зачастую стоял выбор, какой профессией заниматься, тем более, когда спортсменам не так много платили, медицина была не на высоком уровне, и одна травма могла поставить крест на всём будущем. Перед темнокожими долгое время выбора не стояло вообще - спорт или нищета, при этом спорт от нищеты тоже не гарантировал.
Какие там нобелевские лауреаты. Да, и на "бытовом" уровне... Если по вашим "банальным исследованиям" азиаты - самые умные, что ж нобелевские-то премии всё равно в основном получают евреи?
Сколько можно ныть насчет рабства? Ну не было бы его и жили бы нынешние афроамериканцы в каком-нибудь Конго. Неужели им было бы там лучше? Можно подумать, это белые учат негров не работать, грабить винные лавки и толкают им наркоту...
Джаббар пишет о комплексах Уилта, но он же сам ходячий комплекс! Вспомнить хотя бы его нытье по поводу памятника самому себе, который он вымогал у Лейкерс.