3 мин.

Суета вокруг арены

Загадочная история, связанная с объявленным вчера сокращением финансирования строительства стадиона «Зенита» на Крестовском острове и последующим опровержением, всколыхнуло общественность. «Спорт в Петербурге» старается восстановить хронологию событий и понять, в чем же все-таки дело.

Напомним историю вопроса. Стадион, который сейчас носит не очень звучное название «Футбольный стадион в западной части Крестовского острова», появится на месте благополучно снесенного стадиона имени Кирова и, по сути, является его наследником. Автором изначального проекта был японский архитектор Кисё Курокава, упокоившийся с миром в 2007-м году. При разработке проекта Курокава вдохновлялся знаменитым «Стадиум оф Манчестер», на котором проводит свои матчи «Манчестер Сити». Японец не знал, что именно на нем «Зениту» предстоит выиграть Кубок УЕФА, поскольку конкурс на строительство футбольного поля проводился еще до исторической победы. Изначально японец задумывал техногенную арену с раздвижной крышей, но впоследствии проект был сильно переделан. Заказчику – Правительству Санкт-Петербурга – пришлось экономить на излишествах.

Возведение стадиона напоминает одно большое приключение. Чего стоила только эпопея с разбором стадиона имени Кирова. Процесс затянулся настолько, что заказчику пришлось менять на объекте подрядчика. Естественно, сроки сдачи объекта сдвигались неисчислимое количество раз. Изначально говорилось о конце 2008-го года. Затем о весне 2009-го и так далее. Каждые следующие полгода срок сдачи арены сдвигался. В июле 2009 года президент «Зенита» Александр Дюков на встрече с болельщиками сообщил, что торжественное открытие стадиона состоится в зимний период 2010/2011 с участием одного из грандов мирового футбола. Но такое заявление оказалось поспешным. В начале 2010 года Правительством Санкт-Петербурга были озвучены сведения о возможном подвижке сроков сдачи стадиона на неопределённый срок. Причина – возможное проведение в России чемпионата мира. Вместимость трибун не соответствовала требованиям ФИФА для проведения полуфинального матча, чего очень хотели петербургские власти. Проект пришлось в очередной раз переделывать, а торжественное открытие переносить на дальнее будущее.

28 сентября петербургские СМИ распространили «бомбу», согласно которой правительство Петербурга сокращает финансирование стадиона на 40% в рамках урезания общей инвестпрограммы на 2010 год. Причиной такого поступка назывались некие «проблемы подрядчика» - ЗАО «Инжтрансстрой». Общая сумма расходов по этим программам оставалось неизменной, но внутри нее средства перекидывались из одной статьи в другую. Под нож, согласно документам, представленным «Деловым Петербургом», попали и расходы на строительство стадиона.

Но 29 сентября с утра «Спорт-Экспресс» распространил информацию, что объем финансирования строительства новой арены в Петербурге сохранится в прежних, ранее запланированных объемах, и не будет сокращен на 40 процентов, как это сообщили сегодня ряд электронных СМИ. Корреспонденты газеты ссылались на генподрядчика и представителей Комитета по строительству администрации. В последней инстанции журналистов даже уверили, что «такового не может произойти по определению». Иных разъяснений и комментариев от Комитета не поступало. По словам представителей подрядчика на недавней встрече с губернатором говорилось о том, что сокращения финансирования не будет.

Скорее всего, такая несогласованность объясняется тем, что администрация Санкт-Петербурга действительно «режет» свою инвестпрограмму, но финансирование строительства будет осуществляться из «внебюджетных источников». В городе хорошо действует система, так называемой, «социальной ответственности бизнеса». Вполне вероятно, что денег подкинет «Газпром». Строительство стадиона на Крестовском острове вообще стало возможным благодаря многоходовой договоренности между администрацией города и нефтяной компанией. Работы по возведению арены финансируются из городского бюджета, но после завершения строительства стадион в управление получает именно главный спонсор «Зенита». Возможно, руководство компании вынудили помогать строительству не только опосредованно - через налоги, поступающие в казну Санкт-Петербурга, но и напрямую.

Сроки окончания работ пока что остаются без изменений - конец 2011 года.