5 мин.

Футбольная империя «Red Bull»

Австрийский производитель энергетических напитков уже давно и прочно ассоциируется со спортом. У «красных быков» есть своя команда в «Формуле-1», а также множество различных событий в мотоспорте, велоспорте и даже киберспорте. Столь обширное портфолио является частью реализации маркетинговой стратегии компании, однако зачастую спортивные проекты австрийского производителя напитков вырастают в самостоятельный и полноценный бизнес. За последнее десятилетие «Red Bull» активно внедрился в футбольный мир и, судя по всему, не намерен останавливаться.

Формировать свою футбольную империю «Ред Булл» начал одинадцатьлет назад, когда была выкуплена «Аустрия» из Зальцбурга. Команда была переименована в «Ред Булл», а вместе с ней новое название получила и домашняя арена. У клуба появилась новая форма, эмблема и прочие атрибуты. По большому счету, история «Аустрии» была уничтожена, что вызвало шквал негатива со стороны болельщиков.

Клуб мгновенно получил серьезные инвестиции, которые мог потратить на такое усиление состава, которое было не по карману другим австрийским клубам. «Ред Булл Зальцбург» собрал лучших игроков внутреннего первенства и дополнил их опытными звездами мюнхенской «Баварии» Томасом Линке и Алексом Циклером, которые пришли бесплатно.

 

За десять лет новый клуб потратил на трансферы около 60 миллионов фунтов, что позволило им семь раз стать чемпионом Австрии и четыре раза взять серебро. Спортивный успех не позволяет обойти по средней посещаемости венский «Рапид», однако свои 10 000 зрителей «Ред Булл» стабильно собирает, а после Чемпионата Европы 2008 года, когда интерес австрийцев к футболу возрос, на матчи команды приходило в среднем более 15 000 болельщиков.

Благодаря участию в еврокубках иногда «Ред Булл» получает ощутимые призовые. Существенную прибыль начали приносить команде и трансферы. Только в позапрошлом сезоне продажи Саидо Мане в «Саутгемптон» и Кевина Кампля в «Боруссию» принесли приблизительно по 10 миллионов фунтов каждая. Еще 7 миллионов принесла продажа Алана в «Гуанджоу», за защитника Мартина Хинтереггера «Аугсбург» заплатил десять миллионов евро.

Год спустя после покупки австрийского клуба, «Ред Булл» обзавелся своей командой в США, выкупив франшизу «Нью-Джерси МетроСтарс». Команду ожидал полный ребрендинг и построенный за 200 миллионов новый стадион, на который она переехала в 2010 году. В команде с тех пор поиграли многие звезды, такие как Тьери Анри, Жуниньо, Хуан Пабло Анхель, Тим Кэйхилл, Рафа Маркес, Шон Райт-Филлипс и другие.

 

Спортивных успехов приход производителя напитков команде не принес, ее высшее достижение – выход в финал кубка MLS в 2008 году, в котором команда уступила «Коламбусу». Зато всерьез подросла средняя посещаемость домашних матчей, известность команды распространяется не только на США, да и перспективы у MLS такие, что вскоре эта лига станет реальным конкурентом европейским топ-чемпионатам. Клуб серьезно работает на бренд «Ред Булл», полагаю, этой инвестицией в центральном офисе производителя напитков точно не разочарованы.

В 2009 году «Ред Булл» обзавелся своей командой и в Германии, правда носить название своих владельцев немецкий клуб не может из-за строгих немецких футбольных регламентов. Команда начала свой путь с региональных лиг, ей было обещано 100 миллионов евро инвестиций и поставлена задача оказаться в Бундеслиге за 8-10 лет.

По прошествии пяти сезонов клуб поднялся до второй Бундеслиги, где в прошлом сезоне оказался пятым. В прошлом сезоне «РБ Лейпциг» смело шагнул в Бундеслигу, где стал настоящей сенсацией и пока остается единственным клубом, который способен хоть немного навязать конкуренцию «Баварии» за первое место.  Кстати, клуб из Лейпцига часто обменивается игроками путем  взаимных аренд со своим австрийским братом. Этот факт совершенно не удивляет, ведь спортивным директором одновременно в обоих клубах работает опытный Ральф Рангник.

Удивительные спортивные результаты «Лейпцига» отражаются и на прочих показателях. Домашняя арена клуба собирает по 42 000 болельщиков каждый матч, раздражение болельщиков других команд только добавляет клубу популярности и куража, количество спонсоров и партнеров быстро прирастает, а за лидера клуба Эмиля Форсберга уже готовы выложить большие суммы гранды АПЛ. Но куда важнее для бренда то, что растут показатели основного бизнеса «Ред Булл» - за прошлый год продажи напитка в Германии выросли на 16%.

Помимо названных команд, у «Ред Булл» есть проекты по созданию клубов в Бразилии и Гане. В данном случае речь идет не столько о рекламе собственного бренда, сколько о долгосрочных инвестициях именно в спортивную составляющую. Предполагалась, что оба клуба станут площадками для поиска и развития молодых талантов, которые позже будут использовать европейские клубы. Эксперимент в Гане не удался и через пять лет созданный там клуб был расформирован, а построенный небольшой стадион и тренировочная база проданы «Фейенорду». В Бразилии команда выступает в Серии D и пока речь о ее закрытии не ведется.

Стоит ли ожидать появления на футбольной карте мира новых команд с именем «Ред Булл»? Рискну предположить, что на имеющихся активах в футболе «Ред Булл» не остановится. Подход австрийцев к этому делу заслуживает большого уважения. Вместо типичного в таких случаях спонсирования или покупки нейминговых прав на арены, фирма полностью приобретает клубы и стадионы. Пока логотипы других крупных корпораций кочуют с футболок одного клуба на другой, «Ред Булл» выстраивает более прочную и долгосрочную ассоциацию между своим брендом и болельщиками.

Кроме того, «Ред Булл» приобретает команды в самый подходящий момент. Клуб в Зальцбурге появился накануне домашнего для австрийцев Евро, после которого интерес к этому спорту вырос. За океаном «Ред Булл» появился в аккурат до того, как MLS сделал значительный шаг вперед и заставила всех считаться с собой.

В прошлом году ходили разговоры о приобретении «Ред Буллом» английского «Лидса» которые подтвердил президент клуба Массимо Челлино. Момент для этого, опять же, был самый подходящий. С 2016 года вступит в силу новый телевизионный контракт на показ матчей АПЛ, который сулит английским клубам космические деньги. Покупка многострадального клуба с большой армией болельщиков с целью выйти в Премьер Лигу потребовала бы больших денежных вливаний, но в случае решения спортивной задачи эти инвестиции очень скоро окупились бы. И пусть недавно стало известно о том, что 50% «Лидса» приобрели итальянские инвесторы, сам факт переговоров о покупке «Лидса» говорит о дальновидности и прозорливости руководителей «Ред Булла».

Не исключено, что «Ред Булл» бросит свои взоры и на Восток, где набирают обороты футбольные чемпионаты в Китае и Индии. Появление футбольной команды в одном из этих чемпионатов наверняка укрепило бы позиции бренда на огромном азиатском рынке. Сложно угадать, каким будет следующий шаг «красного быка», но можно говорить смело - останавливаться он не собирается.