5 мин.

А что, если бы российский футбол ушёл на платные каналы в 2007-м

Телевизионные блоги Sports.ru начинают игру в "А что, если бы". В первом выпуске Данил Тармасинов актуализирует вопрос семилетней давности и поднимает из небытия слегка подзабытую фразу "Мутко намутил".

Российский футбол телевидение

Вагнер Лав передаёт привет всем, кто не верил в экономическое будущее российской премьер-лиги

На многочисленные вопросы типа "Почему наш футбол находится в такой заднице?" эксперты ещё десять лет назад отвечали: а как сделать так, чтобы футбол находился в отрыве от государства. Неужели у нас дороги хорошие, коррупции нет, детские сады строят вместо торговых центров? Так и представить, что среди всех фекалий будет расти цветущая роза в виде футбольного чемпионата без договорных матчей, с современными стадионами и адекватными фанатами, невозможно. С правами на показ российской премьер-лиги тоже в начале пути было сложно. Цивилизованные трансляции начались как раз в 2007-м, а до того принцип был таков: кто правильно составит договор, того и тапки. Хорошо, что они хоть не по таймам договаривались, а то помним мы чемпионат мира-1994, когда первую половину финала показывал РТР, а вторую - ОРТ. Для внутреннего футбола кнопок было хоть отбавляй: ТВЦ, Ren-TV, "НТВ-Плюс", ОРТ, РТР и НТВ те же самые. В какой-то момент руководители посмотрели на Испанию, где долгое время сами клубы договаривались о трансляциях, поэтому разбились на пулы и продавали домашние матчи самостоятельно. 

Краткий урок истории закончен, всем спасибо. Цивилизация пришла в 2007 году, когда "НТВ-Плюс" решил взять всё в свои руки и предложил немыслимые по тем временам 92 миллиона долларов за четыре года. На самом деле, Плюс тратил бы намного больше, ведь, насколько понимаю, в эту сумму не входили затраты на подготовку самих трансляций - примерно ещё четверть от этой цифры. Наконец-таки всё приходило в норму: одна телекомпания-вещатель, профессиональные комментаторы, всё, как в Европе. Единственным недостатком всего великолепия было то, что за удовольствие в новой России нужно платить. 299 рублей в месяц плюс оборудование, если вы живёте не в городе с населением свыше 100 тысяч человек.

И вот тут включается сознание. Главным недостатком российского спортивного телезрителя является голова среднестатистического зрителя. Болельщик привык получать трансляции бесплатно. Раньше это объяснялось тем, что страна голодает, так пускай хоть футболян посмотрят и отвлекутся. Сейчас большинство продолжает кивать на то, что за такое качество ТАКИЕ деньги (нынче аж 150 рублёв!) они платить не готовы. Правильно говорил первый гендиректор "Лиги-ТВ" Илья Геркус, что в СССР телевидение было бесплатным и потому от зрителей сейчас идёт сплошной негатив, если заставлять их платить за просмотр. И если бы в Стране Советов газеты не продавались, а раздавались за так, то в наше время люди и их бы воровали, не видя в этом ничего такого: сопкаст ведь смотрим, и ничего?

Поэтому появление "НТВ-Плюс" и их контрактом было исключительно благом для всего рынка. ВГТРК в 2006-м не платил абсолютно ничего, тратясь только на производство, а в 2007-м наглеть перестал и предложил аж 600 тысяч долларов (хотя нет, наверное, не перестал). Период отторжения от насильного принуждения к платному футболу продолжался бы и по сей день, но на первых порах бурление говн было бы зашкаливающим.

И вот запах донёсся и до президента Путина. Решив одним взмахом руки и двумя фразами "Мутко намутил" и "рядовой болельщик", президент, если говорить честно и откровенно, нагнул "НТВ-Плюс" и заставил их отдавать трансляции российского футбола "РТР-Спорту" за три коврижки. Если вы думаете, что ситуация разрешилась и на этом закончилась, то вы, наверное, пребывали в эмиграции последние пятнадцать лет. Вплоть до 2010 года ВГТРК не делала решительно ничего, не без оснований надеясь, что Путин вновь подарит им матчи РФПЛ, вновь нагнёт Плюс, а "РТР-Спорт" вновь выступит как Робин Гуд: отбирает матчи у богатых, отдаёт трансляции бедным. Ведь посмотрите, как удобно: ВГТРК не платила решительно ничего или близкую к "ничего" сумму, они ведь даже не производили трансляции, а просто ретранслировали картинку Плюса, лишь накладывая своих комментаторов и графику. Это прекратилось после трансформации "РТР-Спорта" в "Россию 2" - приход Дмитрия Медникова поставил спортивное вещание на коммерческие рельсы, близкие к европейским.

"НТВ-Плюс" оставалось только пожать плечами и смириться. Стоит вспомнить, что интернет-пиратство в 2007 было развито не сильно, пользователей Сети в те годы было всего около двадцати миллионов в месяц (для сравнения: в прошлом году их было около 76,5 млн), а кардшаринг Плюсы успешно побеждали. Без вмешательства Путина это повернуло бы российское спортивное телевидение к нормальному функционированию. Даже несмотря на то, что "РТР-Спорт" показывал четыре матча из тура, на "НТВ-Плюс Наш футбол" подписалось около 30 тысяч человек. Предположим, что их количество увеличилось как минимум в десять раз, поскольку альтернативы в 2007 году не было, а спрос, откровенно говоря, был приличный. Матчи РФПЛ на Первом канале тогда смотрели 7,7 миллиона человек, так что если хотя бы полмиллиона из этой аудитории подключилось к каналу российского футбола, "НТВ-Плюс" зарабатывал бы пять миллионов долларов в месяц. Годовая выручка в паралелльной вселенной, где у российского болельщика нет другого выбора, кроме как заплатить за футбол, составляет 60 миллионов американских рублей. Трансляции чемпионата России по футболу становятся прибыльными, поскольку тот самый четырёхлетний контракт отбивается дважды. Главный идеолог больших доходов РФПЛ от телевидения Евгений Гинер говорит не совсем об этих цифрах, но приблизительно о таком уровне.

Владимир Путин одним своим решением и двумя фразами убил инициативу, которая мигом подняла бы российский футбол до европейского уровня. Деньги, полученные от зрителей канала "Наш футбол", могли пойти и на общее развитие всей системы спортивных каналов "НТВ-Плюс". Только сейчас "Лига-ТВ" делает всё, чтобы трансляции РФПЛ можно было смотреть не исключительно тру-фанам, но и обычным людям. Только сейчас произошёл десятикратный рост числа абонентов канала "Наш футбол", державшегося почти пять лет на отметке в 30 тысяч. Мы видим, как на наших глазах показ российского футбола стремится туда, к высотам, а не остаётся в загоне отрасли. Т.е. то заседание по реализации социальных проектов (а для Владимира Путина почему-то показ футбола по ящику - это социальный проект, а вовсе не относящийся к сфере бизнеса) откинуло как спортивное телевидение, так и премьер-лигу на пять лет назад в своём развитии и всё это время - с 2007 по 2012 годы мы топтались на месте, вместо того, чтобы действительно становится вровень с показом того же чемпионата Голландии.

И потом. Неужели Виталий Леонтьевич имел какие-то блага с того контракта "НТВ-Плюс" и РФПЛ? А то никогда не понимал таинства фразы "Мутко намутил".

А что, если бы 7ТВ был кому-то нужен?

А что, если бы в 2004-м "НТВ-Плюс" приобрёл Руперт Мёрдок?

https://www.facebook.com/Telekanal.Sports - страница блога о спортивном телевидении на фейсбуке