7 мин.

Каждое Супервоскресенье. Всё, что нужно знать о Супербоуле на телевидении

Супербоул – второе по рейтинговости спортивное соревнование планеты Земля – уступает только финалу Лиги чемпионов УЕФА – и определённо точно главное событие телевизионного сезона в Америке. All Sport Magazine и "Телеканал "Спорт" препарируют всю историю становления такого уникального достижения и выясняют, чего не хватает российскому футболу для подобных результатов.

«Супервоскресеньем» день проведения самого важного футбольного матча года стал не сразу. В 1966 году после слияния двух противоборствующих лиг американского футбола не могли определиться, кто же эту игру будет показывать. AFL традиционно показывал телеканал NBC, а вот правами на трансляцию матчей NFL (позднее – AFC и NFC соответственно) владел CBS. Надеюсь, вы ещё не запутались в аббревиатурах. Эти две корпорации формально могли показывать Super Bowl I вдвоём, чем они и воспользовались. Это был первый случай в США, когда спортивное состязание одновременно транслировалось на две телевизионные сети.

В том матче вообще было много сумбура. Комментаторы CBS в конце матча говорили в один микрофон – из-за неразберихи звукорежиссёры просто выключили один из них. В перерыве матча зрителей на стадионе развлекали никому не известные студенческие группы. Для сравнения - в 2013-м гимн на Супербоуле пела Алиша Кис, а в перерыве на пару песен объединились Destiny’s Child во главе с Бейонсе Ноулз. Новообразованная Лига установила также свои правила для локального телевидения. Игра проходила в Лос-Анджелесе и по закону, установленному НФЛ, телекомпании этого города не должны транслировать Супербоул – так привлекались зрители на трибуны. Но несмотря на это из 94000 посадочных мест почти треть была не заполнена - единственный пока Супербоул, на который можно было найти лишний билетик. В дальнейшем, Лига и телевидение будут подогревать интерес публики настолько, что очередь за билетами на Финал нужно будет занимать за пару суток до их поступления в кассы, иначе у спекулянтов проход на стадион будет стоить среднемесячную зарплату успешного российского топ-менеджера (и это ещё, если вам повезёт). А зрители NBC вообще не увидели kick-off второй половины из-за рекламы, которая не успела закончиться к возобновлению матча.

Кстати, о рекламе. Полминуты изображения собственного бренда во время главной игры американского футбола в 1966-м стоила 42 тысячи долларов. Немыслимые деньги, подумаете вы. Надеюсь, у вас будет чем запить таблетку карвалола, когда вы узнаете нынешние цены. Тридцать секунд эфира на федеральном канале будет стоить 3,5 миллиона долларов – такие деньжищи есть только у самых крупных игроков рынка – а в целом, по оценкам экспертов, она будет лишь увеличиваться в среднем на 5,7%. Но и это требует контроля со стороны НФЛ – телевидение спускало начало матча всё больше вниз по сетке – так, чтобы перерыв на рекламу приходился идеально в вечерний прайм-тайм. Лиге пришлось принять ограничения из-за того, что одна из Главных Игр закончилась уже после полуночи. Кстати, примерно 7 миллионов человек пропускают работу на следующий день после просмотра американского футбола в Супервоскресенье.

По статистике, 51% зрителей Супербоула смотрят его исключительно ради рекламных роликов, ведь в этот день показывают только самое лучшее. К слову, известные во всём мире шедевры впервые были показаны именно тогда. Например, реклама Apple Macintosh в 1984 году, снятая Ридли Скоттом и изобиловавшая аллюзиями на роман Джорджа Оруэлла «1984» - после этого ролика компания Стива Джобса серьёзно подняла свой престиж. Или клип «Макдональдс», где Майкл Джордан и Ларри Бёрд играли в H-O-R-S-E (попросту – в «козла») на «Биг Мак».

Разумеется, теленачальники будут выдирать друг у другу клоки волос, чтобы показывать это действо. Почти двадцать лет только два канала чередовались в трансляции Финала – NBC и CBS, но в 1985-м к ним присоединился ABC, а в 1997-м – и Fox. Первая же трансляция Супербоула на «Фоксе» стала самой рейтинговой за всю историю этого телеканала, так что неудивительно намерение канала продолжить трансляции и дальше. Права на показ Финала раскуплены вплоть до 2022 года, и уже известно, в какой последовательности телекомпании будут чередоваться в их трансляциях.

Во время Супербоула американский футбол привлекает такое пристальное внимание к себе со стороны телевидения, что не всем достаются аккредитации и комментаторские позиции на матчи. Super Bowl XLVII показывался на 180 различных стран и комментировался на 30 языках мира, а на сам стадион в Новом Орлеане прибыло 15 комментаторских бригад. В 1996 году была проведена первая трансляция для индейского племени навахо на их родном языке, а бывший игрок «Филадельфия Иглз» Чэд Льюис даже стал бегло говорить на мандаринском варианте китайского языка во время работы на CCTV. В России лишь команда НТВ-Плюс стабильно проявляет интерес к этому празднику. Лишь в 2009 году канал 7ТВ приобрёл сублицензию на показ Супербоула, но в дальнейшем эту телекомпанию ждало переформатирование в Disney Channel. Super Bowl XLVII комментировался по всем законам Нового света – четыре человека работали у микрофона во время матча – Алексей Андронов, Дмитрий Хайтовский, Кирилл Гомельский и Таш Саркисян.

В конце века произошло важное событие – Super Bowl XXXIV в 2000 году впервые был показан в формате высокой чёткости. Эксперименты с HD в Америке проводились ещё с 1998-го, но применительно к главному зрелищу года они были применены лишь в самом конце тысячелетия. Именно Супербоул стал тем толчком, который требовался для совершенствования самых крупных каналов мира. ABC в 2003-м запустил HD-версию своего канала и как раз на нём транслировал то, что называется «Monday Night Football», т.е. понедельничные трансляции НФЛ и всю обёртку, прилагающуюся к матчу. Увы, по экономическим соображениям ABC – национальный канал с охватом на всей территории Америки – в 2006 году отказался от показа футбола и поэтому показал в кооперации с ESPN (а именно эта сеть спортивных каналов помогала в организации трансляций НФЛ) лишь семь Супербоулов, в том числе – два в формате высокой чёткости.

Такой популярности у решающего матча НФЛ никогда бы не было, если бы не развитие цветного телевидения, начавшееся как раз в те же времена, что и расцвет Финалов. От скромного показателя в 18,5% рейтинга в 1967-м (и это на две телекомпании) за пятнадцать лет Супербоул достиг пика зрительского интереса с телерейтингом в 49,1% и долей телезрителей стабильно около 70 процентов от общего числа всех смотрящих телевизор во время матча. Конечно, новые технологии поспособствовали этому. Заключительный эпизод сериала «M.A.S.H.», который долго держался на первой строчке самых смотрибельных телешоу Америки, могло посмотреть лишь 83300 домов, имевших у себя дома телевизор. Сейчас в США эта цифра выросла до 115 миллионов.

Super Bowl XLIII занял второе место среди самых рейтинговых Больших игр в истории, уступив лишь, похоже, вечному рекордсмену – Финалу-1982. Если брать лишь только телезрителей, не принимая во внимание телерейтинг, то и здесь нынешняя игра между «Балтимором» и «Сан-Франциско» стала второй – по данным агентства Nielsen, трансляцию на CBS посмотрело 108,4 миллиона человек.

Супербоул – удивительное явление американского спорта и американского единения. Лишь 5 % от аудитории матча смотрят его в одиночку, а размер средней компании, которая собирается затем, чтобы стать частью главного праздника НФЛ, составляет 17 человек. Вот уж где национальная идея работает на все сто.

Читайте этот, а также более качественные материалы в свежем номере журнала "All Sport Magazine"

Скачать или прочитать журнал можно по этим ссылкам: