4 мин.

О Личности

Вы знаете, я вот в судьбу верю неохотно. Кармы, чакры всевозможные. Но сегодня, казалось, что кто-то сверху всё-таки есть. Но повод для текста всё же грустный. Готовы будьте.

В среду я встал пораньше, дабы НХЛ посмотреть, "Детройт" с "Питтсбургом". После хоккея началась передача "Всё Включено" на "России-2". Ну, Вы видели, наверно, да? Её тогда вёл Сергей Бадюк. Михаил Кокляев был гостем. Я был его фанатом года три назад. Вспомните программу "Самый сильный человек" на "Спорте". Комментировал-то тогда Владимир Турчинский.

Я говорил про судьбу в начале. Так вот. Я сложил для себя этот текст в голове ещё в среду. И даже опечалился несколько тем фактом, что мы даже и не вспомнили, что Владимира не стало в такой-то день год или два назад. Всё ведь в голове не удержишь. И сегодня в Твиттере работник ВГТРК под ником ddb777 (я так и не выясню, кто он и как его зовут) написал, что сегодня два года... Так не бывает просто. Чтобы всё вот так совпало.

Для меня сегодня, в 2011-м становится совершенно понятно, что в спорте очень многое держится на личностях. Вот, например, Вы никогда не думали, что случится с российским теннисом, если, не дай Бог, что-то случится с Шамилем Тарпищевым? Или с художественной гимнастикой, если Ирина Винер решит, что с неё уже достаточно? Какие-то связи, на которых держится, кажется, весь спорт на Руси-матушке, по своей сути, - знакомства отдельных людей, с уходом которых рушатся целые системы. И благо, если их продолжатели говорят, что курс, намеченный Глыбой, будет сохранён, что ничего рушить не будем и вообще всё станет только лучше. Но говорить - одно. А не получилось вроде ни у кого ещё, нет?

Владимир Турчинский был Глыбой. Во всех смыслах этого слова. Вот он пришёл в Всероссийскую Федерацию Силового Экстрима и начал этот вид спорта популяризировать. Своим примером, можно сказать. Лицом своим. Ликом. Образом. Тяжело было бы найти человека, который бы олицетворял силу больше, чем Турчинский. И, конечно, он привёл его на телевидение. Нельзя сказать, что на "Спорте" показывали шлак. Было и такое, конечно, но в основном трансляции отбирали. И силовой экстрим на телеэкран взяли. Вид спорта, который особо зрелищным не назовёшь. А он его комментировал так вдохновенно, что смотреть хотелось. Потому что это было ЕГО. Из-за него во многом смотрели.

Я пытался потом смотреть силовой экстрим на Евроспорте. Честно - я переключил. Я не смог заставить себя досмотреть до конца. А на "Спорте" я смотрел. Целиком и полностью. Потом, если вспомните, к микрофону посадили Михаила Кокляева, но неуверенность чувствовалась - кого-то в эфире постоянно не хватало. Кстати, так же, как не хватает и холдингу ВГТРК с их направленностью на сочетание всего спортивного и развлекательного. Турчинский довольно органично выглядел и в костюме с галстуком-бабочкой, и в спортивной форме полурэпперского вида, и в спецовке цвета хаки. Удивительная способность, конечно. Шуток в комментариях я, кстати, не упомню. Иными словами, отжига и бесконечного стёба не было. А можно было и так. То есть, субординацию Владимир соблюдал превосходно. Это на ТНТ с Павлом Волей можно было позволить. А на "Спорте" - ни-ни.

Ловлю себя на мысли, что скучаю по этому. Если угодно, то могу сравнить манеру комментатора Турчинского с Юрием Розановым. Вспомните, кто слышал. Спокойно и где-то даже с нотками университетского преподавателя, читающего студентам лекцию, что разительно отличалось от того Турчинского, к которому мы привыкли - заводилы публики. Многие, конечно, считают, что нужно садиться смотреть спортивные трансляции, а не слушать комментаторов, как зачастую это делают многие. Соглашусь, пожалуй, но добавлю лишь - комментатор может обеспечить соревнованию публику. Я склонен даже думать, что без Дмитрия Губерниева не было бы таких рейтингов у биатлона, например, а Василий Уткин прочно подсадил на футбол тысячи мальчишек по всей стране. Владимир Турчинский тоже был таким примером. Как и человеком, который понимал, что спорт без телевидения сейчас невозможен. Нельзя делать какой-либо вид спорта массовым без трансляций оного. О баскетболе ведь стали меньше говорить, как только он ушёл с больших экранов? Я про силовой экстрим уж молчу... Я, если честно, понятия не имею, как там сейчас обстоят дела. Что там Кокляев, Паундстоун, Савицкас, как они там, кто закончил, кто взошёл на небосклон. Потому что для развития больше ничего не делается. Идёт регресс. Ярко выраженный, причём.

Грустно то, что дело, начатое Владимиром, никем не было поддержано. Не нашлось человека, который бы сказал: "А давайте сделаем это ради него". Да и подобной харизмы вряд ли можно найти ещё где бы то ни было.

Владимир Турчинский умер 16 декабря 2009 года от инфаркта в своём загородном доме. У него остались жена и двое детей. Ему было 46 лет.