8 мин.

Появится ли в «Формуле-1» русская команда?

Глеб Каланов – о перспективах нового проекта.

alt

На прошлой неделе бизнесмен и руководитель программы «СМП Рейсинг» Борис Ротенберг сделал смелое заявление: «Хотим, чтобы у нас появилась своя команда в «Формуле-1». Делаем все возможное, но не все от нас зависит. Но мы учимся. И проект «СМП Рейсинг» – это наш полигон. Мы медленно, шаг за шагом идем к «Ф-1». Очень хочется, чтобы была российская команда».

Ротенберг не первым задумался о создании конюшни из России – до него уже были две попытки, которые трудно назвать удачными. Еще больше планов так и остались нереализованными – но, кажется, на этот раз может получиться иначе.

Что такое «СМП Рейсинг»?

Программа поддержки автоспорта, основанная Борисом Ротенбергом в 2013 году для популяризации гонок в России и развития молодых талантов. За три с небольшим года существования «СМП» сумела стать заметной: в проекте участвует около трех десятков пилотов, которые гоняются в самых разных чемпионатах – от картинга до «Индикара» и гонок на выносливость.

Кроме того, у «СМП» есть собственные команды в WEC, Европейской серии «Ле-Ман», «Формуле V8 3,5» (бывшая Мировая серия «Рено»), а также полноценный чемпионат «Формулы-4». Недавно русский гонщик Сергей Сироткин смог при поддержке программы «СМП» стать тест-пилотом конюшни «Ф-1» «Рено».

Кто за все это платит?

alt

Главные спонсоры программы – Борис Ротенберг и подконтрольные ему структуры, в первую очередь – «СМП Банк» (активы превышают 370 млрд рублей, входит в топ-30 крупнейших банков России). Борис Ротенберг и его брат Аркадий в 2014 году попали под действие экономических санкций, введенных США и Евросоюзом после присоединения Крыма, и в результате были вынуждены продать большую часть активов. Таким образом акции «ТПС Недвижимость», «ТЭК Мосэнерго», «Газпром бурение» и ряда других активов перешли в собственность сыновьям – Игорю и Роману.

Состояние Бориса Ротенберга оценивается в 1 млрд долларов – он занимает 76-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. Кроме того, в отличие от брата, Борис не попал под санкции Евросоюза (но попал под американские), поскольку является гражданином Финляндии – во многом из-за этого именно он занимается проектом «СМП Рейсинг», где важны международные связи.

Насколько серьезны планы «СМП»?

Пока что тема появления российской команды в «Формуле-1» остается на уровне разговоров – Ротенберг только обозначил намерение прийти в главные гонки планеты. Бюджет конюшни средней руки сейчас составляет около 100-130 млн евро, часть средств компенсируется за счет денег от телетрансляций и рекламы, распределяемых ФОМ. Финансовые возможности «СМП Рейсинг», обеспечиваемые семьей Ротенбергов, позволяют создать коллектив «Ф-1».

Нельзя игнорировать фактор Владимира Путина – российский президент находится в отличных отношениях с промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Англичанин не раз восторженно отзывался о Путине, а перспективы «Ф-1» в России он видит огромными – не так давно Берни даже заговорил о возможном проведение второго Гран-при в нашей стране. Ни для кого ни секрет, что братья Ротенберги – близкие друзья российского президента; вполне возможно, инициатива создания российской команды исходит именно от Путина.

Россия уже приходила в «Формулу». Чем все закончилось?

alt

В 2005 году группа компаний «Мидленд», возглавляемая канадским миллиардером российского происхождения Алексом Шнайдером, выкупила команду «Джордан». Проведя сезон под старым названием, в 2006 году они сменили вывеску на «Мидленд» и начали выступать под российским флагом. Шнайдер был заинтересован в продвижении компании на территории России и СНГ, обещал привлечь в состав русских пилотов, однако дело не пошло дальше участия Романа Русинова в тестах. Результатами команда также не блистала (ни одного очка в сезоне-2006) и вскоре была продана нидерландскому производителю спортивных автомобилей «Спайкер».

Вторая попытка была предпринята спустя пять лет: компания «Маруся Моторс» приобрела у Ричарда Брэнсона неудачно дебютировавшую в «Формуле-1» команду «Верджин». Впрочем, кроме владельца Андрея Чеглакова и Николая Фоменко, который одно время занимал место главы инженерного департамента, от России в этой команде особо ничего и не было. Что при Брэнсоне, что при русских владельцах коллектив продолжал барахтаться на дне пелотона, единственный всплеск – героические два очка Жюля Бьянки на Гран-при Монако-2014. В апреле 2014 года проект «Маруси Моторс» загнулся, а осенью Чеглаков объявил о прекращении спонсорства и «формульной» команды.

Как «СМП» может прийти в «Формулу-1»?

alt

Попасть в «Формулу-1» сегодня можно двумя путями: купить существующую команду или начать с нуля, пройдя процедуру тендера ФИА. В первом случае все сравнительно просто – «СМП» становится владельцем одной из действующих конюшен и может начинать выступления. Возможно даже, что «СМП» просто станет титульным спонсором одной из команд и сменит вывеску и флаг.  Два самых очевидных варианта для шоппинга: «Манор» (бывшая «Маруся») и терпящий бедствие «Заубер», оба проекта нуждаются в деньгах. Подобный ход может порадовать Экклстоуна, который не любит терять участников чемпионата мира.

Кроме того, есть еще «Форс-Индия» – у нее все не так плохо, кроме того факта, что один совладелец уже сидит в тюрьме, а второй может составить ему компанию. Если Виджай Маллья все же попадется индийскому правосудию, вероятно, ему станет не до автоспорта и он может рассмотреть варианты с продажей.

Начать в «Формуле-1» с нуля еще недавно казалось утопией, но «Хаас», кажется, показал всем желающим правильную дорогу. В нынешнюю «Формулу-1» лучше приходить в качестве сателлита большой команды, как это сделали американцы – результаты «Хааса» уже превзошли ожидания. И в таком случае расширяющееся сотрудничество «СМП Рейсинг» с «Рено» выглядит очень интригующим.

Может ли «СМП» повторить путь «Хааса»?

alt

Элита «Формулы-1» стремится завладеть все большим влиянием в чемпионате – и если идея с клиентскими шасси была воспринята большинством негативно, то тренд на команды-сателлиты становится более явным. У «Ред Булл» уже давно есть вторая команда – «Торо Россо», «Феррари» поддерживает «Хаас», «Мерседес», похоже, намерен сделать из «Манора» полноценного младшего партнера. Эта ситуация всех устраивает: малые команды получают поддержку, гарантию будущего в автоспорте и формально сохраняют независимость, а крупные увеличивают влияние, доходы от поставок комплектующих и получают «полигон» для обкатки молодых гонщиков и перспективных инженеров.

«Рено», в очередной раз вернувшаяся в «Формулу-1», явно намерена задержаться надолго: в Энстоуне строят грандиозные планы и намерены через несколько лет начать побеждать. Россия для «Рено» – важнейший рынок (подобно тому, как США важны для «Феррари») – французский концерн владеет контрольным пакетом «АвтоВАЗ», занимает четвертое место по объему продаж автомобилей в РФ и давно поддерживает автоспорт в нашей стране. Наверняка французский концерн также не отказался бы от собственного сателлита – им может стать именно проект Ротенберга.

alt

В этом случае «Рено» и «СМП» могут скопировать схему «Феррари» и «Хааса» – французы будут поставлять разрешенные регламентом комплектующие, в первую очередь силовую установку, коробку передач, электронику и элементы подвески. Прочие запчасти «СМП» будет разрабатывать сама, но, возможно, при участии сторонних производителей, например, в кооперации с той же «Далларой». Как показал пример «Хааса», при таком «разделении обязанностей» можно сходу стать конкурентоспособными и ворваться в середину пелотона.

Такой подход способствует и экономии средств.

Пилотами новой команды могут стать как парни из программы «СМП Рейсинг» (в нее, кстати, входят не только русские спортсмены), так и гонщики из системы «Рено», которые будут проходить обкатку перед переходом в старший коллектив.

Впрочем, быстро все в любом случае не произойдет: у того же «Хааса» ушло два года на подготовку к дебюту. Однако России интересна «Формула-1», «Формула-1» заинтересована в России, и это значит одно: присутствие нашей страны в ведущей гоночной серии мира неизбежно будет увеличиваться.

Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; facebook.com/smpracingrussia; Gettyimages.ru/Julian Finney, Clive Mason