5 мин.

Что Apple нужно в «Формуле-1»

Зачем американской компании «Макларен».

Предположения о возможном приобретении «Формулы-1» американской корпорацией Apple оказались ошибочными – новым владельцем гоночной серии стала компания Liberty Media. Казалось, что новых упоминаний о Купертино в контексте автоспорта больше не возникнет, но на днях авторитетное издание Financial Times сообщило: Apple и McLaren Group пытаются договориться о полном поглощении или стратегических инвестициях в английскую компанию. Источники газеты утверждают, что переговоры длятся уже несколько месяцев, а сумма сделки может составить от 1,3 до 2 млрд долларов. И хотя «Макларен» поспешил все опровергнуть, игнорировать такую информацию не стоит – в «Формуле-1» предположения такого рода редко возникают на пустом месте.

Зачем Apple нужен «Макларен»?

О возможных причинах интереса американской компании к «Формуле-1» уже говорилось – это выход к аудитории, исчисляемой сотнями миллионов зрителей, и отличное подспорье для глобального продвижения «яблочного» бренда.

Кроме того, корпорация пытается выйти на автомобильный рынок – в прошлом году прессе стало известно о проекте «умного» электрокара под кодовым именем «Титан». Судя по всему, в развитии проекта возникли трудности – пару недель назад Apple уволила несколько десятков сотрудников и закрыла несколько отделов, работавших над «Титаном». Это якобы связано с «перезапуском» проекта, но больше похоже на серьезные проблемы Apple в разработке машины. Однако забрасывать идею собственного электрокара «яблочники» не спешат – помимо интереса к «Макларену», Apple также присматривается к производителю электромотоциклов Lit Motors.

Нужно подчеркнуть, что Apple интересуется покупкой не команды «Формулы-1», а материнской компании McLaren Group, куда входят также производитель дорожных машин McLaren Automotive, технологический отдел Applied Technologies и ряд других подразделений. То есть, собственностью Apple могут стать набор патентов, центры разработки и коллектив квалифицированных технических специалистов. Инженеры «Макларена» имеют опыт создания шасси из современных материалов, бортовой электроники, гибридного двигателя (который используется в суперкаре McLaren P1) – приобретение такого актива действительно может помочь «переосмыслить» и ускорить разработку «Титана».

В 2004 году похожий маневр предприняла еще никому не известная компания «Тесла Моторс» – американцы заключили контракт с Lotus Cars на совместное производство машин. Первый электрокар компании Илона Маска Tesla Roadster был построен на базе Lotus Elise с электробатареей вместо бензинового двигателя. Возможно, в Apple хотят повторить успешный опыт «Теслы» с «Маклареном».

Зачем «Макларену» сделка с Apple?

McLaren Group убыточна – полная отчетность последний раз публиковалась в 2014 году, и тогда дела были не слишком хороши: после вычета налогов компания ушла в убыток в 29,4 млн долларов. В прошлом году подразделению McLaren Automotive (которая на 80% принадлежит владельца McLaren Group) удалось продать 1654 машины на сумму в 585 млн долларов – но пока неясно, достаточно ли этого, чтобы выйти в «плюс». Вероятно, владельцы концерна (бахрейнский фонд Mumtalakat, арабский бизнесмен Мансур Ойех и председатель совета директоров Рон Деннис) готовы избавиться от убыточной компании или же найти инвестора, который выправит ситуацию – по крайней мере, McLaren Group декларировала намерение найти инвестиции на сумму около 1 млрд долларов на исследования и разработки в ближайшие шесть лет.

Возможно, речь идет немного о другом?

Если необходимость продажи McLaren Group выглядит неочевидной, то неприлично затянувшийся поиск уокингцами сильного финансового партнера в «Формуле-1» – факт. Как известно, после окончания сотрудничества с телекоммуникационным гигантом Vodafone, с сезона-2014 «Макларен» выступает без титульного спонсора. Сегодня лучшие места для рекламы (на боковых понтонах) пустуют, а еще одно «престижное» место (заднее антикрыло) украшено логотипом производителя зубной пасты Sensodyne. Очевидно, что «Макларен» пытается найти достойную замену Vodafone, который в свое время был одним из крупнейших спонсоров во всей «Ф-1», и предъявляет высокие требования кандидатам. Однако результаты команды из Уокинга уже четвертый год далеки от уровня топ-коллектива – вероятно, потенциальные спонсоры считают расценки «Макларена» завышенными и не хотят с ними связываться.

Масштаб корпорации Apple однозначно удовлетворяет амбициям Рона Денниса. Сотрудничество может принести пользу обеим сторонам: инженеры «Макларена» помогут в разработке проекта «Титан», а еще компании наверняка проведут совместные маркетинговые программы и рекламные мероприятия. Если Apple действительно не собирается покупать McLaren Group целиком, возможно, переговоры ведутся именно о партнерстве с командой «Макларен».

Так что, Apple действительно купит «Макларен»?

«Мы утверждаем, что не ведем переговоров с Apple по поводу потенциальных инвестиций. Наша компания постоянно находится в диалоге с широким кругом партнеров, но мы предпочитаем сохранять их содержание конфиденциальным», – заявил представитель «Макларена».

Такая формулировка со стороны «Макларена» не отрицает факт переговоров – возможно, они велись в прошлом или в настоящий момент приостановлены. Не исключен вариант, что переговоры продолжаются, а McLaren Group не желает делать их достоянием общественности – если бы компания действительно не имела никаких контактов с Apple, пресс-релиз был бы куда более четким, в «Формуле-1» придают этому большое значение.

Эндрю Бенсон, корреспондент BBC Sport: «Заявление «Макларена» – «опровержение без опровержения». Это может быть отрицание. Может не быть. Может означать все, что угодно».

Пока переговоры «Макларена» и Apple окутаны туманом, но то, что столь мощная компания интересуется «Формулой-1» – отличная история для спорта. Вероятно, крупный бизнес ожидает скорого подъема «Формулы-1».

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson, Justin Sullivan