7 мин.

Заслуженный тренер России Константин Проничев: «В любительском хоккее я больше мотиватор, чем тренер»

Константин Проничев — заслуженный тренер России, один из лучших бомбардиров Лиги за всю ее историю, член Зала Славы СПбХЛ и основатель команды «Самсон-Петергоф». Один из его воспитанников Александр Барабанов сейчас играет в НХЛ. В интервью пресс-службе СПбХЛ он рассказал о детском и любительском хоккее:

— Как произошло ваше знакомство с хоккеем? — Во дворе у нас заливали хоккейную площадку. Мне было 6 лет, когда я увидел мальчика, играющего на льду с клюшкой на коньках. Тогда мне показалось, что он очень хорошо катается. Мы пораспрашивали у его мамы, что да как, и меня тоже пригласили заниматься хоккеем. На первое занятие пошли с папой и моим соседом по подъезду. Так я стал тренироваться в подростковом клубе «Вымпел» города Петергоф. Первый матч помню хорошо — играл на фигурных коньках, в папиных красных шортах, к которым он пришил пару щитков. Было весело. Первая официальная игра была против «Котлина» (Кронштадт). Впоследствии я попал в хоккейную школу.

Про вашу профессиональную карьеру почти нет данных. Вам не удалось поиграть на взрослом уровне? — Моя профессиональная карьера игрока фактически закончилась на выпуске СКА-86. Провел 4 игры за фарм-клуб команды мастеров СКА (СКА-2). Затем был на просмотрах в Дании и Беларуси. Но на момент приглашения от команды уже окончательно решил закончить с игровой карьерой.

— Когда вы начали тренировать других? — Сразу после школы, поступив в университет им. П.Ф. Лесгафта, я начал заниматься тренерской деятельностью. Многие после завершения карьеры отдыхают от хоккея. Я закончил играть и стал заниматься тренерством, пропустив год непосредственно как игрок. Потом создал свою любительскую команду.

— Откуда появилось желание стать тренером? — Это получилось само собой. Я не думал о чем-то другом. Обратился к своим первым наставникам — Калинину Михаилу Викторовичу и Цыганову Дмитрию Сергеевичу. С ними я начал свой тренерский путь.

— Есть ли у вас кумиры? — Как таковых кумиров в хоккее нет. Ко многим хоккейным специалистам я отношусь с уважением. Вижу их подход к работе, результаты и успехи. Есть кумиры в другом виде спорта, которым никогда не занимался — «Формуле-1». Увлек меня отец. Он начал смотреть гонки в 1992 году, и я вместе с ним. С тех пор, не пропускаем ни одного сезона.

 Как развивалась ваша тренерская карьера? — Начал тренировать «СКА-Петергоф 93» как помощник, получил первый опыт. Года через четыре я взял уже полностью возраст, свою команду «СКА-Петергоф 94». Сейчас тренирую «СКА-Стрельну» и «СКА-Петергоф» 2013 г.р.

— Вы всё время находитесь в Петродворцовом районе. Как так получилось? — Всё рядом с домом, удобно (смеется). Когда закрывалась школа «СКА-Петергоф», был вариант перейти с пятеркой ребят в центральную команду СКА. Но я решил остаться с большинством и уже искал возможности тренироваться как «Петергоф 2004». До сих пор эта команда существует, и я ее тренирую.

— Хотелось бы вам поработать с командами МХЛ или КХЛ? — Интересно взять команду с нуля, довести ее до выпуска. И если после выпуска многие хоккеисты пойдут дальше в МХЛ, например, то было бы здорово работать с ними уже на другом уровне. Но если сейчас у меня спросят, оставил бы я свой 2013 год и пошел бы выше? Я отвечу: «Нет». А у кого-то наоборот нет желания работать с детьми. Я не вижу проблемы работать со взрослыми командами, но здорово вести ребят с самого нуля, видеть их прогресс и расти вместе с ними. Пройти полноценный тренерский путь, так сказать.

— Поддерживаете связь со своими выпускниками? — Да, стараюсь. Не так много ребят сейчас играют. Из последних выпускников Никита Цевалюк совсем недавно привлекался в сборную по своему возрасту, играет в команде «СКА-Варяги». Планирую пригласить его в школу «СКА-Стрельна», чтобы он немного понянчился, поделился опытом и устроил мастер-класс.

— Вы удостоены почетного звания Заслуженный тренер России. Что ощутили, когда узнали об этом? — Я, честно говоря, ждал этого. Периодически заходил на сайт и проверял информацию. Одним декабрьским утром увидел свою фамилию, появилась небольшая дрожь в коленях вперемешку с радостью.

— Какова следующая цель? — Хотелось бы со своими воспитанниками от начала до конца пройти детско-юношеский хоккей и дальше иметь возможность пробовать себя где-то выше. На данный момент задача здесь и сейчас — развивать своих ребят. И конечно, занимать первые места на всех турнирах, в которым мы участвуем. Я голодный и жадный до побед, кубков и медалей. — Расскажите про любительский хоккей в вашей жизни — В 2009 году я организовал команду «Петергоф». Спустя два сезона она стала называться «Самсон-Петергоф». Я администратор, тренер, игрок и мотиватор этой команды на протяжении 12 лет. Муниципальные власти Петергофа и непосредственно Барышников Михаил Иванович поддерживают нашу команду все эти годы. Хочу сказать им большое спасибо. В этом сезоне заявлены 3 состава. Костяк у нас дружный. Также каждый год приходят новые ребята и вливаются в коллектив. Мой брат играет в команде. Если я отсутствую на матчах, то могу на него положиться по любым вопросам. Как всё успеваете? — Главное в этом деле, чтобы всё было в удовольствие. Я не считаю хоккей работой. Иногда физически и морально бывает тяжело, нужно брать паузу и перезагружаться.

Есть ли у команды «Самсон-Петергоф» свои традиции? — В начале сезона обязательно собираемся с командой на сплочение, на новогодние праздники тоже. На протяжении сезона стараемся показать хорошие результаты, чтобы был приятный повод собраться по его итогам. У команды есть свой гимн. Любим его исполнять на закрытии сезона, если заняли первое место. На сплочениях учим молодежь и сами вспоминаем все слова гимна. Еще есть традиция выезжать на рыбалку на 3-4 дня. Устраиваем соревнование, чтобы был спортивный интерес, иногда на скорость, иногда на качество. А потом вручаем приз лучшему рыболову.

— Как организован тренировочный процесс? — У нас сейчас три команды, поэтому найти лёд и для игр, и для тренировок довольно проблематично. Ребята, желающие лишний раз потренироваться, приходят на занятия к хоккеистам 2004 года, которые с этого сезона начали привлекаться к играм за «Самсон-Петергоф». Кто-то катается самостоятельно. Многие ребята играют сразу за два состава в зависимости от уровня. Так получается больше игровой практики.

— В межсезонье не играете? — В межсезонье у нас рыбалка. Ни разу не принимали участие в летних соревнованиях. Надо отдыхать. Устаю морально и физически, хочется немного накопить силы перед сезоном.

Работаете с детьми и взрослыми любителями. В чем отличия? — Дети тренируются как профессионалы. Тренировки каждый день, у некоторых даже дважды в день. А любители занимаются в свое удовольствие, приходят на лёд после работы. Поэтому нет смысла их прям тренировать и гонять. Мы приходим, делаем небольшую разминку, раскатку и играем. Бывает, после поражений нужно что-то проработать. В любителях я больше мотиватор, чем тренер. Понятно, что нужно состав собрать на игру, в раздевалке расставить игроков по пятеркам, объяснить тактические моменты, следить за сменами и т.д. На играх с детьми я стою на скамейке, а с любителями нахожусь на коньках вместе с ними на льду и сам участвую в соревновании.

— Чем увлекаетесь помимо хоккея и «Формулы-1»? — Весь сезон у меня хоккей, летом хватает рыбалки. Помимо этого люблю активный отдых. Например, покататься на сноуборде зимой. Но хобби это не назвать, так как удается побаловать себя всего несколько раз за сезон.

— Чему вы учите детей и любителей? — Главное, чтобы как и у меня, у них горели глаза. Если приходят на лёд опустошенные и без желания заниматься, мне неприятно на это смотреть. Горящие глаза должны быть, даже если что-то не получается. Моя задача — привить самоотдачу делу, которым хоккеисты занимаются.

— Что вы хотели бы улучшить в любительской хоккейной жизни Петербурга? — Хотелось бы побольше игр, поменьше пауз.

— Следите за своей статистикой? — Да, слежу. Хотя в верхних дивизионах уже сложно быть в числе лидеров, сейчас уже бежится не так, как раньше. Командных наград мне достаточно, чтобы получить удовольствие в конце сезона. Но если прибавляются и личные достижения, то вдвойне приятно.

— Если бы в детстве вы не увидели мальчика с клюшкой во дворе и не пришли в хоккей, то чем бы занимались? — В школе у меня хорошо было с математикой. Я сдал экзамен после 8 класса и попал в класс с супер-математическим уклоном. Но все же не пошел туда, а выбрал хоккейные тренировки и перешел в другую школу. Поэтому, если не хоккей, то что-нибудь бы считал наверное (улыбается).

— Что для вас хоккей? — Хоккей — это мое профессиональное хобби.