11 мин.

Красно-белый легион дрогнул после пропущенного мяча и не смог взломать уфимскую фалангу

Дон Массимо оступился в 8-м туре, сохранил Спартак на первом месте, но потерял миллионы подписчиков в твиттере, инстраграмме, вконтакте и тд. Люди обсуждают полюбившиеся бордовые треники, которые к концу сезона должны были стать абсолютным хитом в России и ближнем зарубежье, грызут ногти от досады, что не смогли разнести в щепки «какую-то» Уфу, которая отобрала очки у Краснодара и обыграла в предыдущем туре Локомотив. Это та самая Уфа, которая в прошлом сезоне попила кровушки у Аленичева и здорово подпортила финиш сезона.

Коротко о матче – в команду вернулся старый недобрый дух Валеры. Карпин смотрел игру и получил истинное наслаждение – ну, ей Богу, это же мой стиль! Это же моя установка катать вату в первом тайме, пропустить гол после полумомента (у Валеры ошибался обычно Макеев, а тут Кутепов) и потом после конкретного втыка в перерыве героически спасать отечество во втором тайме, создав «уйму моментов».

Сам Каррера точно назвал причину неудачного результата – слишком медленно передавали мяч в атаке. Слишком долго думали перед принятием решений, что было на руку и на ногу игрокам Уфы, которые и рады были всю игру остаться в собственной штрафной. Ведь в случае выездной ничьи, они бы вернулись домой в ранге героев.

В том-то и проблема, что дружина Дона Массимо должна в каждой игре взламывать подобные фаланги противника, хотя выбор в атаке не так уж и велик, как некоторым может показаться. Болгарский фокусник продолжает праздновать гол в ворота Локомотива, надеюсь, в ближайшем туре нас ждёт очередной перформанс и потом можно на неделю оправлять его домой на лучшие курорты Черного моря. Фернанду искал возможности отдать фирменный пас сквозь строй в самое сердце штрафной противника, но партнеры двигались как при замедленной съемке, и потому его главное оружие в конкретном матче работало вхолостую. Кто-то до сих пор надеется на голевые подвиги Зе Луиша, тут и к гадалке не ходи, африканец чертовски трудолюбив, но голы ему даются по таким же редким праздникам, как и болгарскому иллюзионисту. Ну а Жано и вовсе за весь матч не сподобился даже на один удар по воротам противника.

Выезд в Хабаровск до сих пор аукается команде. Соперник обильно полил поляну смолой, вырыл ямы, вкопал колья, спрятал капканы. Вот легион Карреры и попался после длительного перехода. Без скорости и на раскисшем поле силы противников выровнялись, и на первый план вышла жажда борьбы, с чем у хабаровчан проблем не возникло. Тут естественно можно и самого красно-белого полководца попенять, зачем основу повёз? Чтобы во втором тайме попытаться победу вырвать? Не угадал с составом, бывает.

А первый тайм против Уфы был как продолжение хабаровской трагедии – вроде и поляна родная, но мяч ходил слишком медленно, игроки вышли сонные и приторможенные. Во втором тайме начался старый недобрый футбол от Валеры, конвульсивный, импульсивный, с наскоками, с гиканьем, немного истеричный – ну совсем не организованное поступательное удушение соперника в партере. Приходится констатировать, что игра команды медленно сползает вниз. С другой стороны, соперники гораздо строже стоят в обороне, физика стала проседать и от этого движение мяча сразу замедлилось. Спартак начисто проиграл в удачных отборах и перехватах, количество неточных ударов было просто запредельным. Тотальный контроль мяча вылился в минимум моментов у ворот Лунева - с Крылышками проходили что-то подобное.

Первый раз в чемпионате Спартак пропустил первым и, к сожалению, не смог отыграться. Не первый раз Спартак ведет длительную осаду вражеской крепости во втором тайме и не смог пробить чужие ворота хотя бы раз – вспомните выезд в Казань.

Что делать? Не пропускать? Посадить Кутепова на лавку и вернуть Граната? Илья все еще молодой и перспективный защитник, который свою норму привозов еще далеко не исчерпал. И это его крест, как и крест для всей команды – по-другому он не возмужает в нормального обученного защитника. Ведь Кутепову не хватило именно опыта и немного свежести, чтобы накрыть соперника в момент приёма мяча. Илья замешкался и после того, как форвард развернулся, спасти положение мог только Ребров, а Артём, как всем известно, спасает крайне редко. И не стоит его в этом винить. Не факт, что Песьяков сыграл бы надежнее.

Если предположить, что Кутепова мог бы подстраховать Боккетти – значит команда должна держать в защите дополнительного игрока, которого как раз и не хватает при розыгрыше позиционной атаки. Вот тут и скрывается самая главная ахиллесова пята красно-белого легиона – проблема вскрытия организованной обученной фаланги противника.

Битва при Кинскефалах 197 г. до н. э.

После разгрома могущественного Карфагена римские легионы столкнулись с другим не менее опасным противником – всё еще могучими македонянами, наследниками славного Александра Великого. Решающее сражение той кампании развернулось в 197 году до нашей эры возле местечка под названием Киноскефалы между римскими легионами под командованием Фламинина и доселе непобедимой македонской фалангой Филипа Пятого. Обе стороны активно использовали многочисленных союзников и количественный перевес был на стороне македонян.

Надо сказать, что само сражение произошло довольно хаотично, противники не планировали встретиться именно в заданной точке, просто авангарды столкнулись довольно неожиданно и оказались втянуты в жесточайшую рубку, обоим полководцам пришлось спешно идти на выручку своим отрядам и уже на стадии завязки боя Филип осознал, что условия местности не позволяют развернуть знаменитую фалангу во всю ширину – в классическом виде македонская фаланга, как заверяют историки, имела тысячу бойцов в ширину и 16 рядов в глубину, всего 16 000 обученных закаленных элитных солдат с длиннющими шестиметровыми пиками, не позволяющими противнику подойти на расстояние удара.

Филип был вынужден перестроить фалангу на две части, причём наиболее сильная правая часть стала включать аж 32 ряда, левая часть при наступлении упёрлась в высокий холм и не смогла быстро перестроиться. Обычно македоняне наступали уступами, фалангиты шли квадратами, причем один квадрат немного отступал от другого, как бы вынуждая противника ударить первому квадрату сбоку, подставив себя под смертельный удар македонских пик следующего квадрата. Получалось, что фаланга как бы защищала сама себя от флангового удара, а другой фланг – фланг первого квадрата – защищала более легкая пехота или конница.

В конкретном сражении македоняне пожертвовали своим левым крылом, тем самым которое упёрлось при позиционной атаке в холм. Вся хваленная македонская конница, причём лучшая в Европе на тот момент, в бою практически не участвовала кроме дебютной схватки. Лучше гетайров были только нумидийцы, которые в битве при Заме сражались за римлян и обеспечили им победу над карфагенянами, и парфяне, с которыми римляне пока не встречались. Надо сказать, что римское построение родилось именно после столкновения с греческими фалангами, а ведь карфагеняне в своём воинском искусстве копировали греков, тем более в их армии было предостаточно наёмников из различных греческих городов. Легионеры умели действовать как в рассыпном строю, так и в сомкнутом. При сближении с противником они метко метали тяжелые дротики пилумы, тем самым утяжеляя щиты противников, если противник умудрялся защититься, но уже в ходе рукопашной схватки соперник физически не мог таскать щит с парой тяжелых копий и уж тем более – держать щит на уровне подбородка.

Сражение при Киноскефалах при всей своей хаотичности развивалось по сценарию царя Филипа. Фламинин на какой-то момент потерял контроль над ситуацией. Правое крыло македонской фаланги смяло передовые линии римлян и под натиском сарисс легионеры стали спешно отступать. Македоняне успевали менять друг друга – как уже сказал ранее, Филип построил правое крыло в 32 ряда и потому каждый ряд фалангитов, у которых было разное вооружение и разные задачи в зависимости от положения, был продублирован.

Но перелом наступил в тот момент, когда левое крыло фаланги упёрлось в холм и на какой-то момент потеряло строй. Один из помощников Фламинина обратил на это внимание и римляне бросили в образовавшуюся брешь все свои резервы, включая боевых слонов, захваченных после победы над Ганнибалом.

Спартак против Уфы

Македоняне не обладали настолько быстрым оперативным управлением, правое крыло продолжало наступать, всё больше отрываясь от левого, левое крыло не успевало развернуться и перестроиться – бойцы первых шеренг должны были перейти на левый фланг, чтобы встретить набегавших римлян. Но атака римлян была настолько молниеносной, что македоняне с их бесполезными в ближнем бою шестиметровыми сариссами стали легкой добычей для легионеров, которые после карфагенской кампании перешли на новый меч – испанский гладиус с более длинным и рубящим лезвием.

Историки сходятся во мнении, что главным защитным оружием маедонской фалангой были их длинные пики, сквозь которые не пробились ни греческие гоплиты, ни персидские кавалеристы. Кто-то утверждает, что у македонян были помимо сарисс мечи, кто-то пишет про кинжалы, но итоговые ужасающие потери войска Филипа говорят о том, что ему устроили самую настоящую резню. Тем более, что защитные кирасы имели только первые шесть рядов фаланги – в то время даже в римской армии бойцы наряжались за свой счёт, наиболее богатые и привилегированные граждане шли в тяжелую пехоту или кавалерию.

Сам Филип сражался в первых рядах правого крыла и ему казалось, что всё идет по плану – его фаланга побеждает, осталось только дожать противника и он побежит, и тут ему сообщают, что его левое крыло вот-вот рухнет. Он еще мог ввести в бой свой резерв, включая конницу. Тут надо сказать, что римская конница во все времена была удручающе слабой. По сути это были те же самые пехотинцы на лошадях. Римляне никогда не умели воевать верхом. Та самая знаменитая битва при Каннах была проиграна во многом из-за того, что нумидийская кавалерия, которая сражалась тогда еще за Ганнибала слишком легко рассеяла римскую конницу на флангах. Но по какой-то причине гетайры бездействовали, а Филип пытался решить проблему левого крыла перестроив правый фланг. Но для этого у него не было времени, а римляне наращивали преимущество, вырезая беззащитных фалангитов под корень. А когда в бой вступили слоны, македоняне побежали.

В плане развития воинского искусства сражение при Киноскефалах не показало преимущество римского строя перед македонским. Просто в ходе сражения римляне более оперативно реагировали на изменение обстановки. Римляне в отличии от персидского царя Дария не стали ждать противника на широкой ровной местности как в битве при Гавгамелах, в условиях максимально комфортных для использования развернутого строя фаланги и действий кавалерии. Македонская фаланга никогда не использовалась в качестве ударной силы – она сдерживала напор главного вражеского удара, а исход сражений решала их тяжелая кавалерия. В битве при Киноскефалах Филип как будто забыл об этом. Римляне еще не раз встретятся с македонскими фалангами и всякий раз будут выходить победителями. Про сомкнутый строй и длинные пики Европа вспомнит, когда доблестные швейцарские пикинеры остановят атаку германской рыцарской кавалерии и только эра огнестрела окончательно заставит европейские державы отказаться от использования подобного построения. Если кто помнит, эту тему подробно освещали во время правления Мурата Якина.

Уфимскую фалангу можно было взять только за счёт быстрых продуманных перемещений, за счёт работы на флангах, чтобы растянуть строй противника, заставить его ошибиться при перестроениях, но спартаковцы всё делали для соперника – двигались медленно, думали медленно, мяч передавали медленно. И тут нет смысла искать конкретных виновников – в первом тайме команда больше стояла, чем бегала, как будто вышла без плана на игру. А когда во втором тайме игра и вовсе пошла по уфимскому сценарию оказалось, что резервов у консула Карреры нет – ни боевых слонов, ни универсальных легионеров, ни тяжелой кавалерии. История пока складывается таким образом, что команде Дона Массимо нельзя пропускать первой. Если бы не ошибка Кутепова, то игра вполне могла покатиться по сценарию итальянского тренера – немного прибавить в движении во втором тайме и сразу пошли моменты. Просто внутренний настрой команды после пропущенного гола сразу изменился, как будто в игроков вселился тот самый недобрый истеричный дух Валеры, бесшабашный, веселый, смутный. Один Денис Глушаков 6 раз бил по воротам и естественно ни разу не попал.

Немного про админресурс – это в кино вроде «Трои» противники сходятся в заданной точке в одинаковых условиях и выясняют, кто прав, в честном поединке. На самом деле победитель всегда создает себе благоприятные условия до начала сражения. Если ты принимаешь бой в заведомо невыгодных условиях, ты уже проиграл. Филип мог не принимать сражение, а отойти на более ровную местность, хотя не факт, что Фламинин пошёл бы за ним, и даже в ходе самого сражения он мог победить, если бы его командиры принимали более быстрые оперативные решения.

Спартак проиграл Уфе

Визит в Хабаровск обошелся команде слишком дорого. Было бы гораздо проще смотаться в Ярославль или Химки, но моя любимая команда добросовестно выполняет миссию по популяризации футбола в самых отдаленных регионах страны. Слишком часто везет Спартаку с визитами на Дальний Восток и даже дальше. На очереди Норильск или Магадан и желательно в ноябре. Не уверен, что Барселона с Месси и Суаресом прямо с самолета укатала бы хабаровчан в их подобие газона. Руководство клуба обязано обеспечить команде максимально комфортный график, хотя мне уже не кажется, что руководство об этом совершенно не думает, пребывая в абсолютной уверенности, что Спартак благодаря магии нового наставника может обыгрывать любого соперника в любых условиях.

Работа судей вообще отдельная тема. У меня зарок – в блоге об этом не гундеть. Но с другой стороны это тоже пресловутый админресурс – добиваться назначения нормального опытного арбитра, который не побоится свистнуть в нужный момент. При прочих равных условиях Спартак начисто проигрывает конкурентам борьбу именно на этом теневом фронте, хотя история учит – победитель должен учитывать все факторы, и, если ради победы надо перекупить нумидийскую конницу или загнать македонскую фалангу в холмы и овраги, надо перекупать и загонять.

Пока что проигран всего один турнир и проиграно всего одно сражение. Эмоциональный резонанс превалирует над разумным анализом. Консул Каррера плохо подготовился к битве и не смог перестроиться после неудачного начала. Ждём исправления в битве на Неве против банды Барона Луческу, по крайней мере там соперник точно не будет выстраивать фалангу, там будет не осада, а битва от ножа, бойня не на жизнь, а на смерть.