4 мин.

Эрнесто Вальверде - узник великого прошлого

Данный текст - мой перевод статьи Rory Smith, футбольного корреспондента New York Times.

Одно из бизнес-решений Барселоны полтора года назад было замечено, наверное, только небольшой группой спортивных маркетологов. С 2001 года коммерческая деятельность клуба была отдана на аутсорс Nike - компания управляла тремя официальными клубными магазинами, и наблюдала за деятельностью еще 350 официальных дистрибьюторов. Линейка продаваемых в них товаров насчитывала около 7000 наименований.

В 2018 году Барселона решила не продлевать контракт, и зашла на рынок сама, через собственную дочернюю компанию. По мнению руководства, этот шаг позволит "нарастить прибыль и улучшить управляемость бренда". 

Они попали в точку. Согласно свежему исследованию Deloitte, за прошедший год доходы Барселоны составили рекордные 936 млн долларов, увеличившись на 166 млн (+18%) за год. Главная причина, согласно Deloitte, заключается именно в "непосредственном управлении лицензионной деятельностью и мерчандайзингом". Каталонцам впервые удалось потеснить Реал и Манчестер Юнайтед с трона самого зарабатывающего футбольного клуба мира.

Это не единственное лидерство сине-гранатовых. Барселона находится на первом месте в Ла Лиге, имея все шансы в третий раз подряд взять чемпионство. Группа ЛЧ была пройдена без единого поражения. На бумаге все отлично. Но это не спасло Эрнесто Вальверде, уволенного через несколько часов после публикации рейтинга Deloitte.

Увольнение Вальверде и назначение Кике Сетьена - признанного футбольного эстета - это еще одно доказательство того, что трофеи не являются вышей целью клуба. Красота и стиль важны не меньше. Лидерство в Ла Лиге скрывает куда более важное изменение: Барселона не просто играет хуже своего уровня (3 поражения и 4 ничьи в матчах с андердогами), она побеждает скучно.

Да, были взлеты - домашние 4:0 с Севильей, мастеркласс с Майоркой в ноябре. Но в среде фанатов и даже некоторых игроков давно зреет мнение о том, что Вальверде побеждает неправильно. Поток талантов из Ла Масии иссяк, перформанс на футбольном поле перестал захватывать дух; более того, иногда кажется, что нынешнему составу не очень-то и хочется по-настоящему творить.

Гул недовольства нарастает. Пройти группу ЛЧ без поражений, конечно, хорошо. Но поможет ли это изгнать духов Стадио Олимпико, напоминающих о потерянном преимуществе в 3 мяча, или, что более свежо, скелетов Энфилда, где Месси и компания потерпели, наверное, самое болезненное поражение за прошедшую декаду?

Многие считали, что Рома - приговор Эрнесто. Почти никто не сомневался, что Ливерпуль - это гильотина. Но увольнение произошло лишь через 6 месяцев, после поражения Атлетико в полуфинале никому не нужного Суперкубка Испании. Руководители не решились рискнуть третьей подряд еврокубковой весной.

Пример каталонцев не уникален. В эпоху глобализации суперклубы давно не измеряют успех лишь национальными турнирами. Именно Лига Чемпионов в ее текущем формате предоставляет суперклубам достойных соперников. Только на этой арене команды могут не просто подтвердить претензии на высшую касту, но и переделить пирог глобального фанатского рынка. Победы помогут, но нужны еще и зрелища. Практики древних римлян не потеряли актуальность.

Уникальность Барселоны заключается в создании нового стандарта оценки футбольного суперклуба. С 2008 по 2012 Гвардиола сделал каталонцев (и, наверное, весь испанский футбол) самым популярным клубом за всю историю спорта. Россыпь трофеев была лишь приятным дополнением главному - Барселона стала небожителем, именем собственным, стандартом сложности, красоты и стиля.

Именно это Barcelona Licensing and Merchandising штампует на 7000 элементов атрибутики. Не трофеи, не стиль игры, ни даже подвиги Святой Троицы (Хави, Иньеста и Месси). Барселона монетизирует память и вечные ценности. 

Это очень прибыльный, но невыносимо сложный бизнес. Как и любой суперклуб, Барселона обязана брать трофеи и доказывать статистикой, что победа не была случайной. Но самое главное - она должна поддерживать связь с тем небожителем, завоевавшим души 10 лет назад. 

Атеист Вальверде концентрировался на мирском и забыл дорогу в храм. Месси, конечно, все еще творит чудеса, но в остальном Барселона превратилась в типичный скучный суперклуб - со стареющим составом, случайными трансферами, стратегической футбольной неопределенностью и нелогичными тренерскими назначениями.

Парадоксально, но Сетьен подходит Барселоне лучше, чем прагматик Вальверде. Его футбольное резюме пусто, но он влюблен в красоту игры в мяч. Эрнесто принес гранатовым трофеи, Кике вернет эстетику. Барселона возрождает прошлое, пока оно полностью не растворилось в дымке клиповой памяти. 

Фото: Albert Gea/Reuters, Emilio Morenatti/Associated Press