5 мин.

Последний шанс или серьезный бизнес?

Малага шумит в последние несколько лет по всей Европе. Сначала привлечением в свои ряды шейха, имевшего, правда, определенные финансовые интересы в регионе. Затем был привлечен бывший игрок Реала, оказавшийся очень талантливым организатором Фернандо Йерро. Затем – главный архитектор команды Мануель Пеллегрини. Он был призван шаг за шагом сконструировать команду, способную стать третьей силой в Ла Лиге, сравняться с Реалом и Барсой. Для этого были сделаны на удивление продуманные, точечные приобретения: «Лучший игрок Испании, не играющий за Реал или Барселону» Санти Касорла, ставший в итоге лидером клуба практически сразу.  Невероятно талантливые Иско и Монреаль, которые пришли в Малагу за опытом и игровым временем. Саломон Рондон, никому не известный нападающий из Сегунды, ставший наконечником атак. Лидер полузащиты из Лиона Жереми Тулалан. Всем известный Жулио Баптиста, мечтающий реанимировать карьеру на высочайшем, еврокубковом уровне. Уставший полировать лавку в Атлетико Камачо. Нельзя не упомянуть и о перестройке в кантере, откуда тут же было выужено несколько талантов. Приехали делиться своим опытом с молодыми и перспективными Рууд Ван Нистелроой , Мартин Демикелис, Хоакин Санчес…

И пошло. 11-е место – закрепились в Примере. Очень ровный сезон – и 4-е место и квалификация ЛЧ. Цель уже видна на горизонте вроде бы. Развитие идет, деньги на ветер не улетают. Казалось, будущее безоблачно и прекрасно, но…

Но тут у шейха заканчиваются или приостанавливаются дела в регионе. Шейх сворачивает или приостанавливает и финансирование клуба.  Зарплаты не платятся, транши по трансферам задерживаются. Фернандо Йерро покидает клуб, а вслед за ним начинают сбегать и игроки. Касорла, Рондон, Апоньо (ну хорошо, он ушел из-за нехватки игрового времени), Матайсен, Мареска, закончил карьеру великий голландский голеадор Рууд Ван Нистелроой… Смогли ли пришедшие Онуеву, Итурре, Савиола и Санта Крус их заменить? Если посмотреть на последние результаты – скорее да, чем нет. Хотя, видимо, продажа Касорлы и Рондона – жесткая необходимость. Это позволило рассчитаться с долгами по трансферам и частично по зарплате и пригласить хоть каких-то новичков взамен ушедшим. То есть позволила продержаться еще немного. А потом наступила Лига Чемпионов.

Глянем га таблицу премиальных после второго тура (здесь, на трибуне, была такая в одном из блогов). И что мы видим? Больше всех после второго тура заработали БАТЭ и как раз Малага. Может, именно поэтому они так бьются, не щадя живота своего, и громят всех подряд? Или команда, выстроенная Пеллегрини, настолько великолепна, что любую деталь можно заменить на другую, не важно даже, настолько ли же хорошую, и она не пробуксует? Это ли не подтверждение тренерского гения мудрого чилийца? 

Но отринем мысли о прекрасной игре команды и рассмотрим чисто финансовую сторону. Лига Чемпионов всегда славилась своими премиальными как солидной частью бюджета играющих в ней клубов. Тем более сейчас, когда были введены премиальные даже за участие в квалификации. Сейчас у Малаги фактически нет ни спонсора, ни инвестора. Осталось лишь то, что было инвестировано ранее. Ни для кого не секрет, что по продажам прав телетрансляций вам перепадают лишь жалкие крохи (если вы, конечно, не Реал или Барселона).  А стадион Малаги не настолько большой, чтобы во времена кризисной Испании и разгула безработицы обеспечить весомую часть бюджета. Конечно, некоторые части это все заполняет, но дыры все равно остаются. Вот и были найдены 3 способа их затыкания: дорогостоящие трансферы лидеров, разгрузка платежной ведомости и… Да-да, Лига Чемпионов. Потому-то, вероятно, команда и рвалась в ЛЧ и рвет теперь всех там. Чтобы остаться на плаву, возможно. Больше побед-больше денег. Последний шанс бедствующей команды. Битва не на славу, а на жизнь…

Красиво звучит, не так ли? Подошло бы какой-нибудь средневековой легенде. А теперь взглянем на ситуацию с другой стороны.

Все еще хозяин Малаги, шейх Абдулла бен Насер Аль Тхани, - не футбольный болельщик прежде всего, он – бизнесмен из Катара. Обещал инвестировать в проект ФК «Малага» всего-то 100 млн евро на все про все за 4 года. Вас не настораживает эта сумма? Вам не кажется, что она как-то мелковата, что-ли, для арабских шейхов в футболе? Шейхи в МС и ПСЖ за многие трансферные окна больше тратили! А тут и на усиление состава, и на инфраструктуру, и на кантеру, и на все прочее… Сразу виден бизнесмен – не тратить больше необходимого. Средства инвестированы – результат виден невооруженным глазом. Все идет по плану. И тут приостановка финансирования. Казалось бы, с чего бы это?

Опять же, не забывайте, он бизнесмен. И прекрасно видел эволюцию команды, это трудно было не заметить. И мог увидеть, что команда уже вполне конкурентоспособна на всех уровнях, в чем мы уже имели удовольствие убедиться. А потому мог ли он приостановить финансирование по этой причине? Давайте все-таки признаем: ведь мог. Логика проста: меньшие вложения принесли нужный результат, вкладывать больше не имеет смысла без принципиальной проверки на жизнеспособность проекта. А что для современного клуба в свете грядущего финансового фэйр-плэй жизнеспособность? Правильно, жизнеспособность=самоокупаемость. Итак, он отвязывает Малагу от своей денежной веревочки и отпускает на свободу. И что ж мы видим?

Все ждали краха и смерти команды. Но команда трансформировалась, адаптировалась, переработала себя и на данный момент выжила, пусть и потеряв Фернандо Йерро. Если все так пойдет и дальше, то команда вполне себе выживет и пойдет по пути самоокупаемости, а потом, вероятно, и прибыльности. А поскольку Аль Тхани, не забывайте это,  по-прежнему ее хозяин, он получит свою часть дивидендов, затратив даже меньше запланированного. Если же команда не выплывет, потонет… Н что ж, бывает. Примется за другое дело, другой проект.

А как же тогда его инвестированные средства, спросите вы? Не жалко ли ему будет впустую, выходит, потраченные средства? Ну, прямо так не надо. Любой биржевик вам расскажет о потерях от падения котировок акций,  в разы более внушительных, уж поверьте, возникших буквально на пустом месте лишь по воле случая или слухов или грамотно запущенной «утке». А тут судьба клуба полностью в его же собственных руках. Это тот самый редчайший случай, когда последний шанс для команды совпадает с крупной бизнес-операцией. И только сама команда способна решить: не использовать или использовать выпавший шанс и постараться не только спасти себя от краха, но и с лихвой оправдать все вложения.