13 мин.

«Болонья»: пазл Тиаго Мотты в сезоне-23/24. Часть III, за экватором (1 – 30-й туры)

К 30-му туру претензии Болоньи на место, дающее право выступления в Лиге чемпионов, проявились достаточно четко. Тьяго Мотта стал смелее в своих решениях, тактически более гибок в выборе схем и сочетаний игроков. Команда приобрела невероятную уверенность и способность играть с позиции силы практически со всеми соперниками.

 Вашему вниманию третья часть лабораторной работы Soccer Soul AI, анализирующая работу главного тренера с точки зрения методики АВП.

💡 АВП – концепция активной выгодной позиции – состояния, в котором игрок, получивший мяч, имеет возможность продолжить атаку, не снижая скорости и не нарушая ритма игры. Система оценки учитывает различные факторы, такие как скорость игрока при приеме мяча, сложность игровой ситуации и эффективность последующих действий.

 На статистике 10 стартовых матчей команды, методика позволила определить вероятности побед команды при определенных сочетаниях основных метрик АВП от Soccer Soul AI:

💡IQ (качество игры) — баллы, набранные за продвижение мяча через активно выгодную позицию и удары по воротам.

💡EF – эффективность продвижения мяча через АВП, рассчитывается как отношение баллов, набранных командой в фазе завершения атак к общему IQ.

До конца первого круга чемпионата полученные вероятности были скорректированы и с 20 по 30-й тур все исходы матчей Болоньи соответствовали им со 100% точностью.

Корреляция: «При значении IQ выше 18,0 баллов, вне зависимости от показателя эффективности вероятность не проиграть – 100%, выиграть – 75%».

За 30 туров таких игр было 14: победных – 12 (86%), не проигранных – 14 (100%).

Если ранее можно было констатировать, что 10 игр является вполне приемлемой дистанцией для того, чтобы выставлять анализируемой команде четкие цифровые ориентиры для дальнейших матчей, то теперь можно утверждать, что 19 матчей являются выборкой для получения критериев высокой точности!

Таким образом, самая высокая вероятность победы у команды Тьяго Мотты при условии, когда Болонья набирает в матче более 18,0 IQ. Метрика IQ является наиболее определяющей для положительных исходов матчей команды: при своем среднем показателе эффективности в 28%, чтобы не проиграть с вероятностью 95%, Болонье требуется набирать 18,0 IQ и выше, чтобы выиграть с вероятностью 95% – требуется 22,0 IQ.

Работа Тьяго Мотты по увеличению IQ команды при сохранении стабильного уровня EF (‘эффективность) заслуживает высокой оценки. Тренер демонстрирует хорошее понимание тактики и успешное внедрение своих идей в игровую практику команды, что способствует росту ее результатов. Под его руководством «Болонья» показывает положительную динамику как в тактическом, так и в практическом аспектах.

За счет каких игровых элементов команда набирает IQ?

Вернемся к типологии командной игры...

💡Типология командной игры в методике АВП представляет собой доли успешно выполняемых командой типов игровых элементов (простых, индивидуальных или сложных), позволяющих увидеть за счет каких действий команда активна в фазе продвижения мяча.

💡Простые действия: коротко-средние и длинные передачи;

Простые элементы составляют основную массу командных действий в футбольных матчах любого уровня и редко их доля от общего количества выполняемых элементов ниже 50%. Соответственно, и количество простых действий, не приводящих ни к ударам, ни к голам, также чаще всего бывает выше.

💡Индивидуальные действия: обводки и ведения мяча;

Индивидуальные действия скорее говорят о технических навыках конкретных игроков и их способности единолично совершать движение с мячом через АВП, создавая возможности для завершения атакующих действий.

💡Сложные действия: все ситуации двойного выбора для соперника (стенки, забегания, пропуски мяча и пр.).

Сложные игровые взаимодействия – важный индикатор качества игры и тренерской работы. Они отображают сыгранность футболистов и их умение в боевой обстановке, под давлением, осуществлять отработанный набор технических действий, ставящих соперника в ситуацию двойного выбора.

 За 30 туров типология игровых действий Болоньи продемонстрировала следующую динамику соотношения долей:

Простые игровые элементы: с 53% до 54%

Индивидуальные действия: с 38% до 27%

Сложные действия: с 9% до 19%

Интересно наблюдать, как Мотта встраивал и развивал сложные игровые элементы по ходу чемпионата. За первые 10 туров их доля поднялась с 9% до 17%. Далее произошло снижение до 15% - этот уровень держался на протяжении шести туров (с 11 по 16-й) и напрямую связан с кадровыми проблемами, серьезно затронувшими именно стартовый состав команды (об этом мы писали во второй части исследования). Апофеозом был 15-й тур, когда в числе игроков, не включенных в заявку по причине травм, значилось сразу семь человек!

Учитывая, что доля простых элементов на протяжении всей дистанции у Болоньи достаточно стабильна, команда компенсировала потерю сложных за счет повышения доли индивидуальных действий. Упавшая к 10-му туру до 27%, она снова подросла до 32%.

 Персонально наиболее часто успешно выполнял сложные элементы Зиркзее – 42, наиболее часто игроку удавались «стенки на третьего» (21) и «передачи пяткой» (11). В 10% случаев они приводили к забитым мячам. По доле результативных сложных действий, среди игроков имеющих 20 и более успешно выполненных элементов, лидирует Фергюсон (13%).

По количеству индивидуальных элементов лучшим стал Ндойе (65), но ни одно из этих действий(!) к голу не привело. Лучшая доля результативных сложных действий у Орсолини (16%). Таким образом «успешные индивидуальные действия через АВП» и «успешные индивидуальные действия через АВП, являющиеся частью голевых атак», дают нам понимание того, насколько вписан тот или иной персонально одаренный технически футболист в командную схему игры.

В этом принципиальное отличие этих двух типов игровых действий: сложные – всегда являются частью коллективного футбола, индивидуальные – могут существовать обособленно. Возвращаясь к Ндойе, можно именно в этом увидеть причину перевода Моттой игрока старта (на начало чемпионата) в статус игрока ротации.

 Выделим наиболее продуктивные действия каждого типа в арсенале команды и сравним с показателями старта сезона:

Практически вдвое увеличилась доля результативных длинных передач (15% приводят к голу – против 8% на старте). Любопытно, что этот элемент имеет заметный перекос в сторону правого фланга: правый защитник Пош и правый игрок атаки Орсолини имеют по 14 успешных длинных через АВП, из которых 71% (Пош) и 78% (Орсолини) приводят к ударам или голам;

Результативность обводок (как самого полезного элемента индивидуального типа) выросла не глобально (с 5% до 6%). Персонально картина схожа с ситуацией по индивидуальным действиям в целом: лидер по количеству – Ндойе (34), по качеству – Орсолини (24% из которых 21% под гол);

Передачи пяткой вернули себе статус наиболее результативного сложного элемента в арсенале Болоньи: из 32 успешных действий 35% - в ударных или голевых атаках! Персонально здесь вне конкуренции Зиркзее – более трети выполненных элементов (11) на его счету.

В целом Болонья совершает в фазе продвижения 33 успешных действия через АВП за игру – показатель (выросший со стартовых 10 матчей на 10%) сохранил свой уровень.

Что происходит дальше?

Среднее количество ударов команды по воротам соперника за игру*: 12,0 (поле 10-го: 10,5; после 19-го: 10,7);

Точность ударов: 37% (после 10-го: 47%; после 19-го: 41%);

Результативность: 12% (после 10-го: 10%; после 19-го: 10%);

* – включая заблокированные.

 Лучшие бомбардиры после 30 матчей:

Зиркзее – 10; Орсолини – 10; Фергюсон – 6.

Лучшие по не голевым ударам в створ:

Зиркзее – 17; Орсолини – 11; Ндойе – 11.

 Таким образом общее количество ударов по воротам у команды подскочило на 17%.

Если к 19 туру мы наблюдали увеличение успешных действий в фазе продвижения при неизменном их количестве в фазе завершения, то на дистанции с 20-го по 30-й команда подтянула и количество ударов, что при сохранении стабильной эффективности продвижения привело к росту результативности и соответственно турнирным успехам.

Весь первый круг Мотта оперировал игровой схемой 1-4-2-3-1. За исключением стартовых 0-2 с Миланом (1-4-1-3-2) такая расстановка использовалась регулярно. С 20 по 30-й у тренера появилась возможность заметно ротировать состав и к базовой схеме добавились 1-4-3-3 и 1-4-1-4-1.

Таким образом у нас появилась возможность подобрать оптимальный состав для всех игровых вариаций. Оптимальным в рамках методики АВП будет являться состав, позволяющий набирать необходимый показатель IQ.

К какому значению командного качества игры необходимо стремиться Болонье чтобы выигрывать с высокой долей вероятности?

 Средний показатель IQ команды за 30 туров составил 18,3 IQ. После скачкообразной динамики на старте сезона это значение достигло минимума (15,0 IQ) в результате трех нулевых ничьих подряд с 4-го по 6-й тур. С 9-го тура показатель уже не опускался ниже 16,1 IQ, достигнув своего максимума к 24-му туру (18,4 IQ). Таким образом Мотта не резко, но планомерно поднял качество командной игры на 20%.

Одновременно с этим противодействие игре соперников через АВП позволило уронить их средний IQ на 32%, исправив отрицательный баланс старта чемпионата (-2,2) на положительный (+4,7).

 Опираясь на эти данные, мы определяем ориентиры IQ для высокой вероятности (90%) не отрицательных исходов матчей для команды при среднем показателе эффективности (28%):

1.   Чтобы не проиграть с вероятностью 90%, Болонье требуется набирать от 16,2 IQ;

2.    Чтобы выиграть с вероятностью 90% – требуется набирать от 19,8 IQ.

Теперь рассмотрим оптимальные комбинации игроков для каждой из трех схем, которые применял Мотта.

 С вратарской позицией решение очевидно. Скорупски не мастер игры через АВП, его 0,1 IQ за 90 минут игры – более, чем скромный показатель, но Равалья за четыре матча, в которых появлялся на смену основному голкиперу, не совершил вообще ни одного успешного действия и очевидно, что его сильные стороны – это именно защита собственных ворот.

Прогрес игроков отностельно первых 10 туров.

Во всех схемах присутствует четверка защитников. Оптимальной парой центральных видятся Калафьори и Бекема. Но, если первый здесь вне конкуренции (Риккардо сильно прибавил во второй половине сезона), то Бекема, можно сказать, обходит своего партнера – Лукуми только по дополнительным показателям. Логика выбора такова: по IQ на 90 минут Лукуми чуть впереди (0,6 vs 0,5), но если брать только статистику матчей второй половины сезона этот показатель выравнивается (0,5) и тогда в дело вступает доля IQ в голевых атаках, по которой колумбиец уступает (15% vs 35%), а по доле успешных действий в фазе продвижения мяча, которые приводили к голам, уступает еще серьезнее (5% vs 20%).

Есть любопытный момент и с флангами обороны. Если справа Пош – однозначный выбор №1, то слева мы имеем любопытное противостояние Кристиансен – Ликояннис. У каждого из игроков имеются свои плюсы: грек чаще бьет по воротам и даже забивает, а у датчанина суперсила заключается в том, что с ним в составе Болонья совершает на 30% больше сложных игровых взаимодействий, которые имеют высокую результативность для команды в целом. Выбор в пользу Ликоянниса обусловлен тем, что он в старте дает в среднем больше прибавки к командному IQ (1,4 vs 0,9), а вот Кристиансен перспективнее при выходе на замену (2,5 vs 2,3). Если и выпускать Ликоянниса на замену, то на фланг полузащиты! Пара его появлений в качестве левого полузащитника оказались крайне результативными (гол и ассист). Но, далеко идущие выводы из этого сделать не получится, поскольку за 30 игр в этой игровой зоне футболист провел 40 минут.

1-4-2-3-1

Базовая расстановка Мотты в текущем сезоне, в которой в нашем оптимальном составе нет места Фройлеру. Именно Эбишер, последовательно прогрессировавший на протяжении всех 30 туров видится предпочтительнее в опорной зоне, как первый выбор. Стоит, однако, заметить, что средний IQ Фройлера не сильно ниже (1,0 vs 1,2) и миксовать этих ребят можно регулярно, что, впрочем, Мотта и делает.

А вот Моро на второй позиции опорника возможно многих удивит. Математически здесь он лучший по среднему IQ (1,6), но есть одна тонкость – Моро проводит в среднем на поле 34 минуты. Выбирать как оптимального игрока, не проводящего матчи целиком, не совсем корректный подход, но и здесь имеется нюанс! Те матчи, в которых Моро выходил в старте и проводил на поле не менее 70 минут – были его лучшими играми (от 2,0 до 3,0 IQ). В общем, повод для подобной рекомендации есть.

Выбор оптимальных игроков под нападающим и собственно самого нападающего вряд-ли кого-то удивит. Тут просто подборка всех лучших игроков команды текущего сезона. Но, пару слов о Ндойе добавить необходимо, для понимания логики такого выбора. Ндойе имеет IQ на 90 мин равный 3,4. Но, выходя как справа, так и слева, он имеет разный уровень качества игры на каждом из флангов. И получается так, что, набирая справа 3,7IQ он проигрывает Орсолини, а с 2,7IQ на левом фланге – Салемакерсу.

В целом этот подбор игроков способен в среднем набирать 20,2 IQ за игру, что вполне достаточно для победы.

1-4-1-4-1

Схема, которая при оптимальном подборе игроков полностью более чем удовлетворяет требуемому победному нормативу команды, формируя 20,9 IQ. В центре полузащиты пару Фергюсону в такой расстановке составляет забивающий Фаббиан, а опорная зона остается за Эбишером.

1-4-3-3

Так же, как и в случае с базовой схемой, имеем на выходе 20,2 IQ. Таким образом, при любой из действующих схем команда Мотты способна обеспечить себе качество игры, достаточное для победного исхода.

Резюмируя в целом работу Мотты на дистанции 30 туров, можно констатировать планомерный прогресс в качестве игры команды. Мотта принимал все более смелые решения, активно оперировал игровыми схемами, смело вводил в состав новых игроков, в итоге получив к финишной прямой чемпионата вполне обкатанный боевой состав с имеющимися альтернативами практически на каждую позицию. Практически – потому, что пощупать и оценить альтернативу Фергюсону в центральной зоне за 30 туров полноценной возможности так и не представилось. Одна пропущенная игра не позволяет объективно дать оценку решению главного тренера.

Болонья смотрелась очень уверенно и Мотта показывал, что готов кардинально менять ситуацию на поле, если игра складывается не по его плану (замены сразу четырех игроков в районе 55-й минуты в матчах с Лечче или Удинезе).

Откровенно плохих игровых отрезков у команды было не так много (слабый первый тайм в Риме с Лацио и стартовые 16 минут домашней игры с Интером) и Болонье удалось в этом сезоне зарекомендовать себя командой достойной попадания в Лигу Чемпионов. Продолжение следует...

Методика АВП подходит как для профессионального, так и любительского и детского футбола 5х5, 7х7, 8х8.

По вопросам сотрудничиства пишите @DPrecab (https://t.me/DPrecab) Дмитрий.

Играйте через АВП!