2 мин.

Кинорулетка #5. Лифт на эшафот

   Первая сольная работа Луи Маля, до этого побывавшим ассистентом Жак-Ива Кусто. Примечательна тем, что режиссёр выкупил бо'льшую часть экранизируемого романа Ноэля Калефа, чтобы, во-первых, зрителям не была известна концовка, во-вторых, концовка была вольной, авторской. В качестве приправы к основному блюду: во время съёмок у режиссёра был бурный роман с Жанной Моро, исполнительницей главной роли. Композитор же, американец Майлз Дэвис, писал саундтрек, попивая шампанское с Малем и Моро. Страстная любовь и холодный брют - отличные вдохновители, попробуйте.

   Прошло более полувека с момента выхода ленты на экраны. Не стоит ожидать динамичности сценария, да и нуарный жанр оставим для редких эстетов. Кто-то скажет, что кино устарело - и по-своему будет прав. Но есть нерв, есть одна большая эмоция, проходящая сквозь весь фильм. И этими авторами являются режиссёр, актриса, оператор и композитор. Стоит сказать, что я не являюсь ярым поклонником нуара. Но чем меня зацепила эта работа? Пожалуй, стилем, присущим европейцам и ярким индивидуальностям исполнителей. Тот же американский нуар подарил бы нам классическую красавицу, бравирующую, увы, лишь своей внешней эстетикой.

   Жанну Моро называли "самой красивой среди некрасивых французских актрис". Ради неё Пьер Карден на время забыл о своей сексуальной ориентации. Большая личность не только на экране. Банальный мужской взгляд: ради такой женщины можно пойти на убийство. Её бездонное море печали в глазах, приправленное музыкой отчаяния, а именно джазом Майлза Дэвиса и операторской работой Анри Декэ придают картине долгое и горькое послевкусие. Это её миг, в котором ещё возможно счастье. Она борется за него и готова заплатить любую цену взамен.

   Как итог, воспоминания, превосходящие по своей силе обречённую реальность. Которые оправдывают всю её жизнь. Где тюрьма в голове страшнее тюрьмы за решёткой. Тонкий экзистенциальный налёт от молодого Луи Маля.