5 мин.

Прежде чем стать Царем

alt

22 августа исполнилось 48 лет Александру Владимировичу Мостовому -- одному из самых успешных российских футболистов в европейском футболе. А прославился он игрой за не самый сильный клуб. Прозвище Царь, которым наградили Мостового болельщики «Сельты» из Виго, просто так не дадут.

Но речь пойдёт не об испанском периоде карьеры Александра. Нам ведь он запомнился в первую очередь как футболист «Спартака». Пять лет провёл в рядах «красно-белых» и за этот короткий срок вырос из застенчивого юноши-дублёра в одного из сильнейших полузащитников страны. Блестящий дриблёр, умевший без особого труда накрутить пару-тройку соперников (а бывало и шесть, как в памятной встрече с «Металлистом»), умелый диспетчер, который мог доставить мяч любому из товарищей. Мостовой к тому же обладал хорошим голевым чутьём. Он нередко оказывался в том самом нужном месте и ставил точку в комбинации. Появлялся внезапно для соперников и бил наверняка. По-моему именно так Александр забил свой первый мяч за «Спартак» -- расстрелял ворота «Шахтёра», защищаемые Валентином Елинскасом.

Первый раз я увидел Мостового на поле в матче Кубка Гранаткина. Не помню, с кем играла юношеская сборная СССР. Александр вышел в конце встречи при счёте 5:0 в пользу наших. Мог бы спокойно доиграть. Но Мостовой вдруг завёл партнёров, заставил их идти вперед. Советские футболисты забили ещё и шестой мяч, и сделал это именно Мостовой.

Надо сказать, что тогда в юношескую сборную привлекался футболист с похожей фамилией – Василий Постовой, игравший где-то в огромной украинской зоне второй лиги. Но на Гранаткина играл именно Мостовой. Я был приятно удивлён, что Александр – футболист «Красной Пресни», имевшей прямое отношение к «Спартаку». В клубе второй лиги начинал работать в роли тренера бывший капитан «Спартака» Олег Романцев, потому и сам Мостовой виделся мне потенциальным игроком «красно-белых».

Я, конечно, старался следить за «Пресней», улавливая те крупинки информации, что давала наша печать, переживал за москвичей в финальной пульке второй лиги, желал столичному коллективу повышения в классе. Не вышло. Впрочем, увидев в заявке «Спартака» на 87-й год фамилию пресненца, я нисколько не удивился.

«Спартак», выигравший в 79-м золотые медали, никак не мог повторить свой успех. Серебро или бронза. Да, в Кубке «красно-белые» однажды дошли до финала и всё. Семь лет без трофеев, конечно, не нынешние пятнадцать, но всё равно многовато. Команда Константина Бескова приготовилась к решительному штурму. Ряды «Спартака» пополнили известные футболисты – Виктор Пасулько, Валерий Шмаров, Виктор Колядко, Бабкен Меликян, Михаил Месхи-младший. Перед сезоном москвичи посетили далёкую Аргентину, где сыграли вничью с местными грандами «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейтом». Спартаковцы стартовали по-чемпионски. Но потом наступил какой-то сбой. К тому же неплохо выглядевшие на предсезонке Колядко с Меликяном выпали из обоймы и вскоре покинули «Спартак». Требовалась свежая кровь. Тут-то и пробил час державшегося доселе в тени Мостового.

Бесков стал выпускать Александра летом. Сначала на замену, а потом – и в стартовом составе. Вышел против «Шахтёра» и словно всю жизнь играл рядом с Фёдором Черенковым, Сергеем Родионовым, Вагизом Хидиятуллиным. Вписался в замысловатую спартаковскую игру и первым в том матче распечатал ворота неудобного «Шахтёра». Отчаянно бился 19-летний полузащитник и в скандальной игре с «Днепром», а вскоре поразил ворота московского «Динамо». Выяснилось, что Мостовой с его техникой, скоростью и интеллектом вовсе не подающий надежды перспективный игрок, и не тот, кто латает дыры в составе. Он – самый что ни есть основной игрок. Тот, кто должен стать для «Спартака» не только будущим, но и настоящим. «Спартак» выиграл долгожданное золото в том светлом восемьдесят седьмом году, а молодой футболист забил девять мячей – шесть в первенстве и три в Кубке УЕФА.

Бесков любил Мостового. По замыслам Константина Ивановича именно вокруг Александра и Игоря Шалимова должен был формироваться новый «Спартак». Но после блёклого сезона-88 Бесков ушёл. Или его ушли. Команду возглавил Олег Романцев, хорошо знакомый Александру по работе в «Пресне».

Правда, у Олега Ивановича Александр заиграл не сразу – проболел почти весь первый круг сезона-89. Но потом вписался и стал важным элементом в ансамбле. Мостовой выиграл со «Спартаком» второе золото, а «красно-белую» команду трудно было представить без него. В девяностом и девяносто первом их было четверо – длинноволосых, молодых, азартных – Игорь Шалимов, Василий Кульков, Дмитрий Радченко, Александр Мостовой. Как четыре мушкетёра. И Д’Артаньяном среди них считался именно Мостовой.

alt

Александр действовал всегда с хитринкой, куражом. Как он обыграл шестерых игроков «Металлиста», а потом поразил ворота Валерия Дудки! Гол на века. Да разве только этот гол. Возможно, и уход Фёдора Черенкова во французский «Ред Стар» оказался не таким болезненным, потому что в рядах москвичей остался Мостовой.

Первое предложение от зарубежного клуба Александр получил в 19 лет, когда положил парочку в ворота дрезденского «Динамо». Потом за ним следили многие коллективы. Да и сам Мостовой к девяносто первому году созрел для перехода. Помню, как Олег Романцев в интервью «Советскому спорту» или «Спорт-Экспрессу» зимой 92-го говорил, что Мостовой, подобно Малинину, весь сезон твердил: «Я уеду, уеду, уеду». Конечно, Александр пригодился бы Олегу Ивановичу в строительстве нового, уже российского «Спартака», но удерживать футболиста не стал.

Мостового целый год ждали в «Байере». И не дождались. Когда он прибыл в Леверкузен, выяснилось, что немецкий клуб вместе со всем руководством уехал в Америку. А у Александра не было визы. Можно было подождать, но тут возник вариант с «Бенфикой», где уже играли Сергей Юран и Василий Кульков. Вот он и согласился, о чём пожалел. В португальском суперклубе сменился тренер, и новый наставник в наших футболистах не нуждался. Пришлось сесть на лавку. Затем Александр подался во Францию, где больше потерял, нежели нашёл. А потом возникла «Сельта», в рядах которой Александр отыграл восемь славных лет. В Виго его помнят и боготворят до сих пор. Но и спартаковские болельщики Александра Владимировича, разумеется, не забыли.

alt

Источник: Футбол Ревю