4 мин.

За что меня удалили

К традиционным русским вопросам «кто виноват» и «что делать» Леонид Слуцкий добавляет еще один: «за что» и рассуждает об обстоятельствах своего удаления с тренерской скамейки в матче «Москва» – «Локомотив».

Теме удаления до сих пор не могу дать однозначную оценку – правильно или неправильно я поступил в этой ситуации. Убежден, что со стороны помощника главного судьи Тихона Калугина последовала провокация, к которой ни я, ни наш тренерский штаб оказались не готовы. Я привык к провокациям со стороны футболистов и тренеров команд-соперников, однако, никак не ожидал, что подобная провокация может последовать от арбитра. Я, конечно, не должен был оставлять команду без тренера в такой ответственный момент игры, но с другой стороны, считаю, я не сделал ничего предосудительного, за что меня должны были удалять.

Случилось, собственно, вот что. Естественно, почти каждый сидящий на стадионе (не только на тренерской скамейке, но и на трибуне) своими возгласами так или иначе комментирует действия арбитра. Но ведь это не попытка заставить судью изменить решение, это просто эмоциональная реакция на происходящее. Был эпизод, в котором нам показалось, что сфолили на Чижеке. Незначительно, сейчас даже хочу на этом акцентировать внимание. Сергей Шустиков выкрикнул в адрес главного арбитра: «Судья, фол!» Таких криков – миллионы в каждом матче, им никто не придает значение. Но тут поворачивается Тихон Калугин и говорит: «Закрой рот!», – а потом еще пару слов, сами понимаете, добавляет. Неудивительно, в ответ следует фраза: «Сам закрой и суди дальше!» Калугин сразу же подзывает Баскакова и говорит, что, мол, меня только что оскорбил помощник главного тренера. Баскаков моментально, не разбираясь в ситуации, удаляет Шустикова. Начинаю спрашивать: «А что произошло? На основании чего удалили Шустикова?» Он говорит: «Сейчас и тебя удалю». Говорю: «За что?» Калугин опять подзывает Баскакова, и Баскаков, опять же не разбираясь, удаляет меня с формулировкой в протоколе «за вмешательства в действия арбитра». Ну какое вмешательство в действия арбитра?! Я что, выбежал и флаг у него отобрал? Как я могу на расстоянии вмешиваться в действия арбитра? Словесно? Тогда получается, весь стадион вмешивается в действия арбитра, когда кричит сами знаете что. Я даже пределы технической зоны не покидал. У меня вообще за все время работы не было ни одного штрафа за выход из технической зоны. А тут – сразу удаление и, наверное, еще дисквалификацию дадут.

В моем понимании, всю ситуацию спровоцировал лайнсмен. Это во-первых. Во-вторых, если уж ситуация возникла, ее можно было легко погасить. Подошел бы Баскаков и сказал: «Успокоились или еще одно замечание, и я вас удалю». Все бы разошлись. Можно было бы просто попробовать разобраться, что и как произошло. Но ведь он, абсолютно не разбираясь, просто принял сторону помощника. Я понимаю, что это корпоративная этика. Но ведь и мое поведение – тоже корпоративная этика. Я всегда тоже буду поддерживать коллегу, с которым мы бок о бок работаем.

Попытался после игры разобраться в эпизоде, причем в абсолютно спокойной форме. Зашел в судейскую, но Баскаков не дал мне даже поговорить с этим арбитром. «Я обязан всегда принимать сторону помощника», – заступился Баскаков. Потом Калугин, оправдывая ситуацию, признал, что фраза «закрой рот» была им произнесена, но это не является оскорблением. Ничего себе не оскорбление! Все равно, что послать куда подальше, но вежливо, на «вы». Это что, не оскорбление?

Наши арбитры в последнее время жалуются, что их недооценивают, с ними строго поступают, обижаются на приглашения иностранцев. От этого у меня складывается ощущение, что они хотят добиться какой-то безграничной безнаказанности. Не для того, чтобы повышать квалификацию, не для того, чтобы повышать уровень чемпионата, а для того, чтобы чувствовать себя эдакими «королями», и чтобы на их трон никто не покушался. А ведь для судей немаловажна установка контакта как с игроками, так и с тренерами. Но вместо этого вышла провокация довольно глубоко конфликта, и получается что, когда этот арбитр будет обслуживать наш следующий матч, от человеческого фактора уже никуда не деться. Я буду прекрасно понимать, что он ко мне не испытывает положительных чувств, так же как и я к нему. И каждая рядовая ошибка заставит меня думать, что это не просто ошибка, а целенаправленное воздействие на меня и мою команду.

Случай беспрецедентный. Я себя обвиняю в том, что повелся на эту провокацию. Но с другой стороны, не понимаю, в чем суть моей вины. Я вступился за своего коллегу, за свой коллектив, а это тоже обязанность главного тренера. Надеюсь, эта ситуация станет хорошим уроком и впредь сделает меня сильнее.