15 мин.

Новоцензурное ФК или итоги конгресса

Прошедший конгресс, кажется, окончательно изменил женскую одиночку - того, что мы видели до всего этого кошмара с отменами и санкциями, уже больше не будет - даже когда вся ситуация придёт в норму.

Основной вектор решений, принятых на конгрессе, направлен на защиту интересов слабых спортсменов. Взять хотя бы идею о квалификационном раунде на ЧМ. Это даёт шанс выступить тем, кто не в состоянии набрать тех. минимум; но в то же время возможность выступления для более сильных спортсменов из-за недостатка квот закрыта. При этом неясно, что даёт теперь система квот? Ведь с квалификационным раундом гипотетическое 4-ое место от одной страны больше не ущемляет возможность для расширения географии ФК. А все медали можно взять и с тремя квотами.

Интересен вопрос об уравнивании каскадов и секвенций. Самые очевидные изменения - уменьшается шанс получить штраф за повторение прыжка без каскада (REP), когда каскад выполняется с ошибкой, например, в степаут, и засчитывается как секвенция. Почти бесполезным становится ритт-каскад, который позволял без использования секвенции исполнять в ПП один ультра-си, два дупеля и все семь тройных прыжков. Элементы типа 3Л-2А мы будем теперь видеть чаще. Возможно, станут популярными ещё какие-то комбинации - время покажет. Но правило коэффицента 0,8 было введено не просто так - секвенции действительно проще каскадов. Теперь же разницы нет - это ещё одно упрощение.

Уменьшение числа компонентов, не сыграет, на мой взгляд, роли. Пока все цифры крутятся вокруг одной средней, и, по сути, нет независимого оценивания, эта идея кажется скорее новой обёрткой для той же конфеты.

А самое главное решение - конечно, возрастной ценз. Прошлая эпоха стала историей, а жить предстоит теперь в новых реалиях. Думаю, что не последнюю роль в принятии решения стало установившееся практически на 8 лет доминирование российской школы. Свершился итог масштабной информационной кампании, в процессе которой бездоказательно пропагандировалась идея о том, что повышение возраста несёт в себе только положительные изменения и станет решением проблемы коротких карьер фигуристок, снизит риск травм.

Удручает, что вся суть конгресса в частности, и деятельности ISU вообще, за версту отдаёт непрофессионализмом. Как будто горстка людей приходит и, ничем особо не руководствуясь, вносит сумятицу в устоявшийся порядок с периодичностью раз в несколько лет. А спортсмены должны приспосабливаться к новым условиям, как будто это тоже часть правил игры.

Но время досадных переживаний кончено. Как и аргументов "за" и "против". Теперь предстоит лишь оценить последствия, в которыми столкнётся женская одиночка с новым цензом. Основных я выделяю три.

Первое - понижение уровня

Основной пик возможностей фигуристок, как показывает практика – это 15-16 лет и первый взрослый сезон. После этого, чаще всего нового не учат, а стремятся сохранить уже имеющееся. Хотя некоторым всё же удаётся обновить "сезон бесты".

Неочевидно, но факт: малый возраст фигуристок на Главных Стартах – не только особенность России. Приведу интересную статистику. Её я собрал ещё перед ЧМ-2020, но бросил всё из-за потерянного от отмены настроения.

Рассматривался возраст участниц двух турниров - ЧЕ-2020 и ЧЧК-2020. Получились следующие результаты.

ЧЕ-2020: средний возраст 18,8 лет. Из 24 участниц, отобравшихся в ПП, даже при повышении возраста на 1 год, уже пришлось бы исключить шестерых, то есть 25%. При повышении возраста на 2 года  - ещё пятерых, итого - 11 человек. Практически половина.

ЧЧК-2020: средний возраст 18,3 лет. При повышении возраста на 1 год исключилось бы всего 2 участницы. Но при повышении на 2 года - сразу 9. Итого - те же 11 человек.

Столь масштабные изменения говорят о том, что состав и уровень турниров будет теперь совсем иным. Уровень точно будет ниже - ведь на ЧЕ и ЧЧК 2020 года младшие фигуристки попали на турнир вместо старших, пройдя отбор, потому что они лучше. И если Россия ещё может заменить младших на старших, то что говорить об остальных странах? У некоторых и выбора то нет.

Понижение уровня повлияет не только на зрительский интерес, но и на характер спортивной борьбы. Тенденция на упрощение - это всегда риск возвращения ситуации, от которой мы ушли не так давно – примерного равенства контента и определения победителей за счёт компонентов и ГОЕ. С учётом особенностей судейства в фигурном катании возможность для получения однозначного преимущества в сложности очень важна, но теперь её станет меньше.

Потерять ультра-си во взрослом катании было бы плохо не только с точки зрения борьбы за медали, но и просто психологически. Откат в прошлое и проигрыш взрослых соревнований в уровне по сравнению с юниорскими – это тяжело. К счастью, надежда, что ультра-си не уйдут окончательно - есть. Примеры, когда триксель успешно исполнялся после пубертата – в наличии. А теперь силами Щербаковой и Трусовой мы видим такие примеры и в отношении квадов. Но будет ли этого достаточно? Много ли будет фигуристок с квадами или 3А в возрасте 17 и старше? И самое главное, сколько сезонов они смогут выступать с такими элементами?

Второе - влияние на конкуренцию и длину карьер.

Основные потери старших фигуристок во взрослом ФК в настоящее время - это не проигрыш более младшим и технически сильным, а проигрыш себе или обстоятельствам. Стоит вспомнить Липницкую, Радионову, Погорилую, Федичкину, Цурскую, Сотскову, Паненкову, Тараканову, Канышеву… Кого-то остановил пубертат, кого-то – травмы. Помогло бы им повышение возраста и уменьшение конкуренции? Нет. Даже если кто-то и поедет на Главные Старты с разваленной техникой, потому что отправлять просто больше некого, это не принесёт медалей само по себе.

Негативный сценарий развития - это риск того, что проблема коротких карьер так и останется. А понижение уровня – прибавится! Не получить главного, ради чего всё это затевалось, а цену заплатить.

Что, если старшие фигуристки всё равно не смогут кататься долго? Пусть пубертат им не грозит, но это ещё не значит, что они смогут более трёх лет выступать на высоком уровне. А значит, возможен вариант, при котором мы потеряем часть талантливых спортсменок, но для оставшейся части долгих карьер не получим всё равно. Что, если они будут едва-едва дотягивать до выхода во взрослые, выступать там 1-2 сезона, что-то выигрывать и завершать?

Позитивный сценарий развития событий предполагает два варианта.

Либо наличие малого числа ярких звёзд, которые может и не сравняться в свои 17+ лет по контенту с той же Щербаковой, но будут достаточно хороши и смогут собрать все сливки за 5-6 лет, прежде чем придёт смена. Но это означает, что потери среди тех, кто не дотянул до взрослых, или «сошёл с дистанции» сразу после, будут очень велики. С оговоркой - для России, у которой конкуренция очень высокая и звёзд целая тьма.

Либо, если же потери среди младших фигуристок будут меньше, то станет больше старших, которые будут в течение обязательно долгого (порядка 7-8 сезонов) времени на равных конкурировать друг с другом в сборной, в результате чего среди них не останется тех, кто так ни разу и не попал на тот же ЧМ. Лично я в реальность подобного сценария не верю.

Очевидно, что какие-то потери будут в любом случае. Часть ярких талантов просто погаснут раньше, чем выйдут во взрослые. Фигурное катание, особенно женское – и так очень рискованный спорт. Очень много вложений, большие риски травм, много лет труда. И так мало шансов на успех. Выходит, что теперь успех ещё меньше будет зависеть от таланта и труда; важно будет не то, что фигуристка может показать, а то, когда она может это показать. В каком возрасте... Чтобы дойти до серьёзных достижений, потребуется ещё больше вложений и ещё больше риска.

Третье - влияние на юниорский уровень

Есть угроза  коллапса в юниорском ФК. Актуально только для россиянок, пожалуй. Если по юниорам будут выступать фигуристки не с 13 до 15, а с 13 до 17 лет, то многие не увидят международных стартов, а кто-то должен показывать невероятную феерию ради ФЮГП и ЮЧМ. Уж какое в этих условиях «сдерживание на долгую перспективу» и «спокойное прохождение пубертата»? Те, кто готовится выходить во взрослые, рискуют проиграть более младшим в свой последний юниорский сезон - тогда на Гран-При можно рассчитывать только по сезон бесту, но и его ещё надо где-то набрать.

Проблему можно решить, если внутренние правила будут предусматривать участие на международных юниорских турнирах возрасте с 15 до 17 лет. Насколько это корректно и правильно – трудно судить. 13-ти и 14-ти летние фигуристки со всеми своими элементами просто перейдут в новисы.

С другой стороны - а как тогда быть со взрослым Чемпионатом России? На последнем из фигуристок старше 18 были только двое. Одна из них стала 7-ой, вторая - 11-ой, и вскоре закончила. Если бы никто не снялся из-за травм, добавились бы ещё двое, одна из которых даже отобралась в финал Гран-При и могла бы побороться за неплохие позиции. А другая не без труда отобралась на ЧМ и вряд ли попала бы в десятку.

Да, к ЧР-2023 Щербаковой и Трусовой будет тоже 18. Можно отыскать и 17-летних. Пока есть и те, кто младше 17, но всё равно может выступать на взрослом уровне. Но что будет дальше?

Критикуешь - предлагай

Если предлагаемый вариант не устраивает, следует постараться ответить на вопрос «а что лучше?». Как решить проблему коротких карьер и высокого фактора случайности, избежав при этом понижения уровня выступлений?

Сразу хочется отметить, что идеальных решений не бывает. Если изменения в правилах позволяют в чём-то выиграть, то они же принесут и новые проблемы. Нужно лишь понять, что важнее.

Альтернативой повышению возраста может стать разделение программ на техническую и артистическую. Вместо короткой и произвольной. Нужно только грамотно соблюсти баланс. Ранее об этом были озвучены лишь некоторые общие положения. Точнее, речь шла об увеличении длительности короткой программы и выдаче отдельных медалей.

Отдельные медали – ключевой момент. ФК всегда было двоеборьем, а здесь предлагается разыгрывать по три медали в каждом виде. Поначалу только медаль по сумме среди болельщиков будет восприниматься настоящей. Но со временем восприятие изменится. Медали за каждую из программ открывают новые возможности для достижения успехов. Например, тот, кто не сможет бороться за сумму, вполне может оказаться способным бороться за медаль в отдельной программе. Выиграть сумму может тот, кто не выиграет ни одну из программ, что не редкость и с нынешними правилами. Это будет похоже на спортивную гимнастику с его многоборьем и отдельными снарядами. Больше медалей означает больше возможностей. Даже за короткую карьеру.

Но увеличение числа медалей не имеет смысла без обновления концепции программ, цель которого -  соблюдение равенства подходов между первой и второй оценкой.

Артистическая программа должна стать шансом для тех, кто уже прошёл пик своих возможностей, но хочет и может продолжать. Пусть элементов ультра-си нет, или уже нет; пусть стабильность не та, что прежде – должен оставаться шанс на борьбу. Потому что ФК – это не только сложность. Это и красота, грация, искусство. Для этого нужно больше времени на развитие навыков и больше попыток поставить по-настоящему выдающиеся программы. Поэтому артистическая программа – это ставка на компоненты.

Оценка компонентов всегда была проблемой. В настоящее время компоненты отражают в первую очередь статус и технику, а потом уже то, что и должны. Чтобы задумка с артистической программой сработала, здесь нужен новый подход. Во-первых, разделить судей, оценивающих технику и компоненты. Во-вторых, вернуться к тому, что было до Сочи – а именно когда старшие фигуристки получали более высокие компоненты негласно, просто по определению. Смена правил позволит резко изменить подход. Отвязаться от техники. Но принципиально важно - не допустить перегиба; компоненты не должны быть железно привязаны к возрасту. Если юная фигуристка выделяется катанием, это тоже должно быть учтено.

Понятно, что неточность останется. Понятно, что привязка к статусу – тоже. Но всё равно можно исключить вариант, при котором возможно выиграть со слабой техникой. Даже в артистической программе. Длительность будет выше, а значит добавятся новые элементы. Почему бы не добавить хореодорожку, и ещё два прыжковых элемента, один из которых - второй каскад из двух прыжков? Оставить обязательный аксель, но только в два с половиной оборота. Без ультра-си. Убрать бонус за вторую часть. Разрешить один повтор тройного прыжка и два повтора двойных.

Таким образом, разница по сравнению с сегодняшней ПП будет заключаться лишь в отсутствии двух прыжковых, один из которых – каскад с тремя, да в ограничении числа оборотов. Элементов получится 10. Оптимальным будет прыжковый контент: 3Л-3Т, 3Ф, 3С-3Т, 3Р, 2А. Разумеется, это лишь пример. Можно разрешить 3А вместо 2А, можно один каскад из 3, а не двух прыжков, четвёртое вращение… Главное, чтобы повысились требования, и чтобы нельзя было вытянуть в призы фигуристку с разваленной техникой, нарисовав компоненты за прошлые заслуги. В представленном примере можно набрать технику в 65-70 баллов. Планку компонентов разумно будет установить в 80. Тогда высокой оценкой будет считаться 140 баллов. Фигуристка с низкими компонентами, но сложными элементами и качественными прыжками вряд ли сможет рассчитывать на успех в артистической программе, потому что сильно много только качеством элементов не набрать. У неё, при наличии высоких компонентов, можно выиграть даже с неидеальным прокатом. Но лимит возможных ошибок, конечно, будет небольшим.

Далее – о технической программе. Как произвольная, но с небольшими изменениями. Техническая программа – для того, чтобы продемонстрировать пик возможностей, самые сложные элементы, большой риск, штурм рекордов, высочайший уровень соревнований. Поэтому туда стоит добавить восьмой прыжковый элемент. Половину элементов можно делать во второй части, с бонусом в 10% к базе. Повторы прыжков – как сейчас: один четверной, два тройных и по два каждого из двойных. Из трёх каскадов – два из трёх прыжков. Всего 13 элементов и примерно такая же продолжительность, как у нынешней ПП.

Увеличение числа прыжковых элементов означает, что фигуристкам более старшего возраста будет проще выполнить стандартный набор из 7 тройных и двух дупелей за счёт упрощения каскадов – так как мест для прыжков станет больше, и не нужно будет строить из них более сложные комбинации. Это будет способствовать увеличению чистоты прокатов. При этом полностью отказаться от каскадов 3-3 не получится, так как те пригодятся для артистической программы. Оптимальным же набор в технической будет выглядеть, например, так: 3Л-2Т, 3Ф-о-3С, 2А, 2А, 3Ф-2Т-2Р, 3Л, 3Р, 3Т.

Для более техничных фигуристок использование сложных каскадов при наличии восьми прыжковых элементов будет уменьшать риски при исполнении большего числа ультра-си.

Техническая программа должна меньше зависеть от компонентов. Поэтому максимальную оценку разумно принять в 60 баллов.

Каким образом тогда будут проходить соревнования между фигуристкой «А» с хорошим катанием без ультра-си и высокими компонентами против фигуристки «Б» с низкими компонентами, но высокой сложностью? Фигуристка без ультра-си по нынешним правилам может получить в районе 80 баллов за технику – если её хорошо оценивают. Вышеуказанный оптимальный набор для технической программы отличается дополнительными двойными прыжками (2Р и 2Т) и большим количеством элементов во второй части. Приблизительно можно считать доступную технику 85 баллов. С очень высокими компонентами в 55 баллов фигуристка «А» может получить всё ту же сумму в 140 баллов – как и за артистическую программу.

Фигуристка «Б» получает разные расклады в зависимости от заявленной сложности. Допустим, есть только 4Т. Тогда можно поставить два таких прыжка в техническую программу, один из которых заменит 3Ф, второй – 2Р: 4Т-2Т, 4Т, 2А, 2А, 3Л-о-3С, 3Ф-3Т-2Т, 3Р, 3Л. Компоненты возьмём низкие, например, 46 – на 9 меньше, чем в предыдущем примере. Конечно, если упасть с обоих квадов, то будет большой штраф за повторение без каскада, и точно проигрыш, даже по технике. Если один чисто, другой – падение, то чистый даст плюс 5 баллов по сравнению с 3Ф, падение – плюс 2,5 по сравнению с 2Р. 7,5 баллов в технике также не перекроют разницу в компонентах для данного конкретного примера, но, в целом, это уже очень близкие оценки и явная борьба. Когда квад чистый и один – тогда сравниваем 4Т с 2Р и получаем примерно те же 9 баллов разницы в технике.

Таким образом, становится очевидным, что, даже при сильном отставании в компонентах от «чистой» фигуристки «А», фигуристка «Б» может добиться победы в технической программе, даже владея одним четверным или 3А. Увеличение типов ультра-си позволяет делать больше замен на двойные прыжки, не трогая дорогие, что даёт ещё больше преимущества. Что же до суммы, то, в худшем случае, придётся перекрывать отставание в артистической программе вплоть до 20 баллов. Для этого понадобится техника под 110 в технической. Но с двумя или тремя видами ультра-си это будет вполне реально.

Система, несмотря на кажущееся тяготение к разделению фигурного катания на технику и компоненты, при более внимательном взгляде такого подхода не поощряет. Совсем наоборот. И дело не только в споре за сумму. Фигуристкам с перегибом в технику нужно будет работать над компонентами, чтобы позволить себе больший риск в технической программе. Фигуристкам с уклоном в компоненты техника нужна, чтобы иметь шансы поймать соперниц на ошибках в технической программе. И чтобы не отдать своё в артистической. Опять же сумма - это "сезон бест".

Правила могут быть и несколько другими, но суть разделения программ - в совместном сосуществовании двух подходов, которое смогло бы удовлетворить интересы как сторонников, так и противников повышения возрастного ценза.

Главная сложность здесь, как и в случае с квотами – нежелание ИСУ заморачиваться и что-то менять. Повысить возраст – это легко. Принять более сложное решение, когда правила надо балансировать – зачем? Это всё не нужно пассивной организации, суть которой в последнее время сводится, в основном, к отменам и отстранениям. Вот и про разделение программ давно уже ничего не слышно.

А повышение возраста сделало всю эту схему бессмысленной.

Так что на данном этапе остаётся лишь работать в тех условиях, которые созданы. Всё же ограничения в правилах не коснулись ультра-си, так что надежда остаётся. Надежда на то, что женская одиночка не деградирует, а останется интересна для зрителей и привлекательной для спортсменок. Что потеряв многое, она всё же приобретёт хоть что-то.

Несмотря на все усилия функционеров ISU, ФК продолжает жить и вызывать интерес на тему "а что же будет дальше"...

P. S. Фото взяты из группы ФK Love