13 мин.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ПО СООТВЕТСТВИЮ КОДЕКСУ ПОДПИСАВШИХСЯ СТОРОН. Глава 11

 

Рассматриваем документ, на который ссылался руководитель Российского антидопингового агентства Юрий Ганус:

«Есть статья 11 кодекса, то есть стандарта по соответствию и приложения этого же стандарта. Они достаточно жесткие, объемные и очень сложные. Более того, тот режим…., в котором мы работали до 20 сентября, он был не такой критический, не такой сложный, потому что РУСАДА была лишена соответствия еще до принятия этого стандарта. А стандарт был введен в соответствие 1 апреля этого года. И он тяжелейший на самом деле. Поэтому это будет, действительно, очень сложный, продолжительный и тяжелый процесс (восстановления соответствия) и очень затратный и очень критический именно для Российской Федерации.»

Итак:

ВСЕМИРНЫЙ АНТИДОПИНГОВЫЙ КОДЕКС, МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ПО СООТВЕТСТВИЮ КОДЕКСУ ПОДПИСАВШИХСЯ СТОРОН (Версия 3.0) 

Глава 11. Определение последствий для подписавшейся стороны  

11.1 Потенциальные последствия несоответствия Кодексу

 11.1.1 Может налагаться следующий диапазон Подписавшейся стороны Последствий, по отдельности или в совокупности, в отношении Подписавшейся стороны, которая не соответствует Кодексу и/или Международным стандартам, основываясь на применении принципов, указанных в Статье 11.2 к конкретным фактам и обстоятельствам рассматриваемого дела:

11.1.1.1 следующие последствия (в совокупности именуемые как Преференции ВАДА):

(a) в соответствии с соответствующими положениями Устава ВАДА, Представители Подписавшейся стороны отстраняются на определенный установленный период от права занимать какую-либо должность в ВАДА или любую должность в качестве члена совета или комитета или другого органа ВАДА (включая, но не ограничиваясь членством в Совете Учредителей ВАДА, Исполнительном Комитете, любом Постоянном Комитете и любом другом комитете) (хотя ВАДА может в исключительных случаях разрешить Представителям Подписавшейся стороны оставаться членом экспертных групп ВАДА в случаях, когда ее ничем нельзя заменить);

(b) Подписавшаяся сторона признается не имеющей права проводить у себя какие-либо соревнования, проводимые, или организуемые, или совместно проводимые или совместно организуемые ВАДА;

(c) Представители Подписавшейся стороны признаются не имеющими права участвовать в любой Программе независимых наблюдателей ВАДА или программе ВАДА Аутрич или в других мероприятиях ВАДА; и

(d) Лишение финансирования ВАДА для Подписавшейся стороны (прямого или косвенного), связанного с разработкой определенных мероприятий или участия в определенных программах;

11.1.1.2 Представители Подписавшейся признаются не имеющими права на определенный период занимать любую должность или позицию в качестве члена совета, или комитетов, или других органов любой другой Подписавшейся стороны (или ее членов) или ассоциации Подписавшихся сторон;

11.1.1.3 Специальный мониторинг некоторых или всех Антидопинговых мероприятий Подписавшейся стороны, до тех пор, пока ВАДА не придет к выводу, что Подписавшаяся способна сама реализовать такие Антидопинговые мероприятия в рамках соответствия без такого мониторинга.

11.1.1.4 Наблюдение и/или Принятие на себя некоторых или всех Антидопинговых мероприятий Подписавшейся стороны Одобренной третьей стороной, до тех пор, пока ВАДА не придет к выводу, что ч Подписавшаяся способна сама реализовать такие Антидопинговые мероприятия в рамках соответствия без таких мер. Если несоответствие включает в себя правила, регламенты и законодательство, которые не соответствуют Кодексу, в таком случае рассматриваемые Антидопинговые мероприятия будут проводиться согласно другим применимым правилам (одной или более других Антидопинговых организаций, напр., Международных федераций или Национальных Антидопинговых Организаций или Региональных Антидопинговых Организаций), которые соответствуют Кодексу, как будет указано ВАДА. В этом случае, в то время как Антидопинговые мероприятия (включая любое Тестирование и обработку результатов) будет управляться Одобренной Третьей стороной в рамках и в соответствии с теми другими применимыми правилами за счет Подписавшейся стороны, которая не является соответствующей, любые затраты, которые понесут Антидопинговые Организации в результате использования этих правил данным образом, будут возмещаться Подписавшейся стороной, которая не является соответствующей; (a) Если невозможно заполнить пробел в Антидопинговых мероприятиях таким образом (например, в связи с тем, что это запрещено национальным законодательством, и Национальная Антидопинговая Организация не обеспечила внесение поправок в это законодательство или другое решение,  которое позволит применить Статью 11.1.1.4), в таком случае может быть необходимо в качестве альтернативной меры исключить Спортсменов, на которых распространились бы Антидопинговые мероприятия Подписавшейся стороны от участия в Олимпийских Играх/Паралимпийских Играх/других Соревнованиях, в соответствии со Статьей 11.1.1.10, с целью защитить права чистых Спортсменов и сохранить уверенность общества в целостности состязаний на этих соревнованиях.

 11.1.1.5 (в случаях, когда Подписавшаяся сторона является Национальной Антидопинговой Организацией или Национальным Олимпийским Комитетом, действующим в качестве Национальной Антидопинговой Организации), выносится решение о том, что страна Подписавшейся стороны не имеет права проводить или совместно проводить на своей территории Олимпийские Игры и/или Паралимпийские Игры и/или получать право проводить или совместно проводить Чемпионат Мира и/или другие Международные спортивные мероприятия; (a) Если право проводить на своей территории или совместно проводить Чемпионат Мира и/или другое Международное спортивное мероприятие/ Международные спортивные мероприятия уже было предоставлено рассматриваемой стране, Подписавшаяся сторона, которая присудила это право, должна определить, является ли законным и практически возможным отозвать это право и перераспределить эти соревнования другой стране. Если является законным и практически возможным сделать это, в таком случае Подписавшаяся сторона сделает это. (b) Подписавшиеся стороны обеспечат, что они обладают надлежащими полномочиями в соответствии со своими уставами, правилами и положениями и/или соглашениями с принимающей стороной для соблюдения этого требования (включая право в любом соглашении о проведении на своей территории любого Спортивного мероприятия отменить данное соглашение без штрафных санкций в случаях, когда было вынесено решение о том, что соответствующая страна в соответствии с настоящей Статьей 11 не имеет право проводить на своей территории данное Спортивное мероприятие).

11.1.1.6 (в случаях, включающих не только несоответствие Критически важным требованиям, но также Отягчающие факторы) налагание Штрафа;

11.1.1.7 потеря права на получение некоторого или всего финансирования и/или других преимуществ со стороны Международного Олимпийского Комитета или Международного Паралимпийского Комитета либо любой другой Подписавшейся стороны на определенный период (без права получать такое финансирование и/или другие преимущества в течение этого периода ретроспективно после Восстановления);

 11.1.1.8 рекомендация соответствующим государственным органам приостановить некоторую часть или все государственное и/или другое финансирование и/или другие преимущества Подписавшейся стороне на определенный период (без права получать такое финансирование и/или другие преимущества в течение этого период ретроспективно после Восстановления);

[Комментарий к Статье 11.1.1.8: Государственные органы не являются Подписавшимися сторонами Кодекса. Между тем, в соответствии со Статьей 11(c) Конвенции ЮНЕСКО, Государства-участники, в надлежащих случаях, приостановят некоторую или всю финансовую или другую связанную со спортом поддержку для любой спортивной организации или антидопинговой организации, которая не соответствует Кодексу.]

11.1.1.9 приостановление признания Олимпийским Движением и/или членства в Паралимпийском движении;

11.1.1.10 (в случаях, когда Подписавшаяся сторона является Национальной Антидопинговой Организацией или Национальным Олимпийским Комитетов или Национальным Паралимпийским Комитетом) исключение следующих Лиц от участия или посещения Олимпийских Игр и Паралимпийских Игр и/или других определенных Соревнованиях в течение определенного периода: (a) Национального Олимпийского Комитета и/или Национального Паралимпийского Комитета страны Подписавшейся стороны; (b) Представителей этой страны и/или Национального Олимпийского Комитета и/или Национального Паралимпийского Комитета этой страны; (c) и/или Спортсменов и Персонал Спортсмена, связанных с этой страной и/или Национальным Олимпийским Комитетом и/или Национальным Паралимпийским Комитетом и/или Национальной федерацией этой страны;

11.1.1.11 (в случаях, когда Подписавшаяся сторона является Международной федерацией) исключение следующих Лиц от участия или посещения Олимпийских Игр и Паралимпийских Игр и/или других международных Спортивных мероприятий в течение определенного периода: Представителей этой Международной федерации и/или Спортсменов и Персонала Спортсмена, которые участвуют в виде спорта Международной Федерации (или в одной или более дисциплинах этого вида спорта); и

11.1.1.12 (в случаях, когда Подписавшаяся сторона является Организатором крупных спортивных мероприятий): (a) Специальный мониторинг или Наблюдение над Антидопинговой программой Организатора крупных спортивных мероприятий на следующем цикле (циклах) его Спортивного мероприятия, такой как посредством миссии, проведенной как часть Программы независимых наблюдателей; и/или (b) Потеря права на получение финансирования и других преимуществ от и/ или признания/членства/попечительства (как применимо) Международного Олимпийского Комитета, Международного Паралимпийского Комитета, Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов или другого попечительского органа; и/или (c) потеря признания его Спортивного мероприятия в качестве квалификационных соревнований для Олимпийских Игр или Паралимпийских Игр.

11.2 Принципы, которые относятся к определению последствий для Подписавшейся стороны, которые будут применены

11.2.1 Последствия Подписавшейся стороны, примененные в определенном случае, будут отражать природу и серьезность несоответствия в этом случае, учитывая как степень вины Подписавшейся стороны, так и потенциальное воздействие ее несоответствия на чистый спорт. В качестве ориентира для оценки потенциального воздействия несоответствия Подписавшейся стороны на чистый спорт, различные требования Кодекса и Международных стандартов будут классифицированы (в порядке убывания степени тяжести) как Критически важные, Высокоприоритетные или Другие, как описано далее в Приложении A. В случае присутствия более одной категории несоответствия, налагаемые Последствия Подписавшейся стороны будут основаны на категории несоответствия, имеющей наибольшую тяжесть. В отношении степени вины Подписавшейся стороны, обязательство по соблюдению является абсолютным, и поэтому любое заявленное отсутствие умысла или другой вины не является смягчающим фактором, но любая вина или халатность со стороны Подписавшейся стороны может повлиять на налагаемые Последствия Подписавшейся стороны.

11.2.2 Отягчающие факторы будут приняты во внимание только в случае, включающем несоответствие одному или более Критически важным требованиям Кодекса и/или Международных стандартов. В таком случае, если присутствуют Отягчающие факторы, этот случай повлечет значительно большие Последствия Подписавшейся стороны, чем в случае отсутствия Отягчающих факторов.

11.2.3 Последствия для Подписавшейся стороны будут применены без ненадлежащей дискриминации между различными категориями Подписавшейся стороны. В частности, учитывая, что Международные федерации и Национальные Антидопинговые Организации имеют равнозначно важные роли в борьбе против допинга в спорте, к ним необходимо относиться одинаково (с внесением необходимых изменений), когда это касается налагания Последствий для Подписавшейся стороны за несоответствие с их соответствующими обязательствами согласно Кодексу и Международным стандартам.

11.2.4 Последствия для Подписавшейся стороны, налагаемые в определенном случае, пойдут настолько далеко, как это будет необходимо для того, чтобы достичь основополагающих целей Кодекса. В частности, они будут достаточными для того, чтобы мотивировать к полному Соответствию Кодексу рассматриваемую Подписавшуюся сторону, чтобы наказать за несоответствие Подписавшуюся сторону, предотвратить дальнейшее несоответствие рассматриваемой Подписавшейся стороны и/или других Подписавшихся сторон, и для стимулирования всех Подписавшихся сторон в обеспечении достижения ими и поддержания полного и своевременного соответствия Кодексу во все время.

11.2.5 Превыше всего остального, налагаемые Последствия для Подписавшейся стороны должны быть достаточными для того, чтобы поддерживать уверенность всех Спортсменов и других заинтересованных сторон и общества в целом в приверженности ВАДА и его партнеров от государственных органов до спортивного движения делать все необходимое для защиты целостности спорта против бедствия допинга. Это — самая важная и фундаментальная цель, которая превалирует над всеми другими.

[Комментарий к Статьям 11.2.4 и 11.2.5: Как постановил КАС в деле ОКР и прочие против ИААФ, CAS2016/O/4684 и опять в ПКР против Международного Паралимпийского Комитета, CAS2016/A/4745, если Подписавшаяся сторона не реализует Антидопинговую Программу, которая соответствует Кодексу, в таком случае для восстановления равных условий состязаний, для обеспечения значимой санкции, которая вызовет поведенческие изменения в пределах сферы влияния Подписавшейся стороны и для поддержания уверенности общества в целостности Международных соревнований, может быть необходимо (и поэтому это является законным и соразмерным) пойти  на такую меру, как исключение связанных с Подписавшейся стороной Спортсменов и Персонал Спортсмена и/или ее Представителей из участия в этих Международных спортивных мероприятиях.]

11.2.6 Последствия не должны идти далее, чем это необходимо для достижения основополагающих целей Кодекса. В частности, когда налагаемым последствием является исключение Спортсменов и/или Персонала Спортсменов от участия в одном или более Спортивных мероприятиях, следует уделить внимание тому, является ли осуществимым (с точки зрения логистики, практически и иным образом) для других соответствующих Подписавшихся сторон создать и реализовать механизм, который позволяет Спортсменам и/или Персоналу Спортсменов Подписавшейся Стороны, которая не соответствуют Кодексу, продемонстрировать, что на них никаким образом не воздействует несоответствие Подписавшейся стороны. Если это так, и если ясно, что разрешение им состязаться в Спортивном мероприятии в нейтральном качестве (т.e. не как представителей какой-либо страны) не сделает Последствия для Подписавшейся стороны, которые были применены, менее эффективными, или не будет несправедливо по отношению к их соперникам или не подорвет уверенность общества в целостности Спортивного мероприятия (напр., потому что на Спортсменов распространяется надлежащий режим тестирования в течение достаточного периода) или в приверженности ВАДА и его заинтересованных сторон делать все необходимое для того, чтобы защитить целостность спорта против бедствия допинга, в таком случае такой механизм может быть разрешен, под контролем и/или с разрешения ВАДА (для соразмерности и последовательности рассмотрения в различных делах).

 [Комментарий к Статье 11.2.6: Примером является Правило состязаний Международной ассоциации атлетических федераций 22.1A, которое (как обсуждено в деле ОКР и прочие против Международной ассоциации атлетических федераций, CAS2016/O/4684) создали возможность для Спортсменов, связанных с национальной федерацией, членство которой приостановлено, обратиться за специальным разрешением участвовать в международных соревнованиях в качестве «нейтральных» спортсменов, в случаях, когда они смогли продемонстрировать, что несоблюдение антидопинговых правил членом, членство которого приостановлено, никаким образом не повлияло на спортсмена, потому что на него распространялись другие, полностью соответствующие антидопинговые системы в течение достаточно долгого периода времени, позволившие обеспечить существенную объективную гарантию целостности. В частности, Спортсмен был должен продемонстрировать, что на него распространялось Тестирование, которое являлось полностью соответствующим, как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды, которое эквивалентно по качеству тому Тестированию, которому подвергались его соперники в данных рассматриваемых международных соревнованиях в соответствующем периоде.]

 11.2.7 Применяемые Последствия Подписавшейся стороны должны включать в себя прекращение несоответствующих Кодексу Антидопинговых мероприятий Подписавшейся стороны, когда это необходимо для поддержания уверенности в целостности спорта, но они должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить в насколько это возможно отсутствие пробелов в защите, предлагаемой чистым Спортсменам, в то время как Подписавшаяся сторона будет работать над выполнением условий Восстановления. В зависимости от обстоятельств конкретного дела, это может включать в себя применение Наблюдения и/или Принятия на себя некоторых или всех из Антидопинговых мероприятий Подписавшейся стороны. Однако, где этого требуют обстоятельства, Подписавшейся стороне может быть позволено продолжать проводить определенные Антидопинговые мероприятия (напр., образовательные мероприятия) в ожидании Восстановления, при условии, что это может быть сделано без угрозы для чистого спорта. В таких обстоятельствах, может потребоваться Специальный мониторинг мероприятий, о которых идет речь.

11.2.8 Если не указано иное, все Последствия для Подписавшейся стороны останутся в силе до тех пор, пока Подписавшаяся сторона не будет Восстановлена.

11.2.9 Решение о налагании первоначальных Последствий для Подписавшейся стороны (либо решение, которое является предложением ВАДА, принятым Подписавшейся стороны либо решение КАС, если предложение ВАДА оспаривается Подписавшейся стороной) может оговаривать, что Последствия для Подписавшейся стороны усилятся в случае, если Подписавшаяся сторона не выполнит все условия Восстановления к установленному сроку.

11.2.10 Применяя вышеизложенные принципы, Приложение B устанавливает диапазон дифференцированных и соразмерных Последствий для Подписавшейся стороны, которые будут первоначально применяться в случаях, включающих несоответствие Критически важным требованиям (см. параграф B.3) или только Высокоприоритетным требованиям (см. параграф B.2) или только Другим требованиям (см. параграф B.1). Целью Приложения B является продвижение предсказуемости и последовательности в налагании Последствий 78 Всемирный антидопинговый кодекс Международный стандарт по соответствию кодексу подписавшихся сторон  во всех случаях. Между тем, будет присутствовать гибкость для варьирования в пределах или даже для выхода за пределы этого диапазона в каком-то определенном случае, когда этого требует применение вышеизложенных принципов по отношению к определенным фактам и обстоятельствам этого дела. В частности, чем большая степень несоответствия (напр., чем больше количество требований, которым не соответствовала Подписавшаяся сторона, и чем более важны эти требования для чистого спорта), тем большие Последствия для Подписавшейся стороны должны быть). Если случай включает не только несоответствие Критически важным требованиям, но также Отягчающие факторы, это потребует существенного усиления налагаемых Последствий для Подписавшейся стороны (что может включать в себя, без ограничений, Штраф). С другой стороны, если это включает в себя смягчающие обстоятельства, это может потребовать налагания меньших Последствий для Подписавшейся стороны.

11.3 Другие последствия

11.3.1 Правительства и Подписавшиеся стороны и ассоциации Подписавшихся сторон могут налагать дополнительные последствия в пределах их соответствующих сфер полномочий за несоответствие Подписавшихся сторон, при условии, что это не ставит под угрозу или не ограничивает никаким образом способность применять Последствия для Подписавшейся стороны в соответствии с данным Разделом 11.

 [Комментарий к Статье 11.3.1: Например, Международный Олимпийский Комитет может решить налагать символические или другие последствия на Международную федерацию или Национальный Олимпийский Комитет в соответствии с Олимпийской Хартией, такие как отзыв права на организацию Заседания МОК или Олимпийского Конгресса; в то время как Международная федерация может решить отменить Международные соревнования, которые было запланировано провести в стране несоответствующей Подписавшейся стороны, или перенести их в другую страну.]

 

Как вы видите, читать эту бумагу долго и  муторно. Можно поспорить, что кроме Главы РУСАДА Юрия Гануса в спортивном руководстве Российской Федерации этот Стандарт никто ни читал.  Иначе невозможно объяснить то легкомыслие, с которым Россия нарушила критическое условие соответствия.