10 мин.

Вдоль берега Лигурийского моря

Что общего у Италии и Франции? Это страны, в которых живописная архитектура переплетается с любвеобильностью жителей, образуя нечто особенное и неповторимое. 

Футбол – это переплетение мысли и красоты. И как же удивительно, когда культура одной страны находит точки соприкосновения с другой, когда ниточка синего цвета находит место между ниточками зеленого, или наоборот, создавая незамысловатый рисунок. Конечно, этот узор практически не виден на футбольном ковре стран, но все же он имеет место. 

Так уж сложилось, что общий ковёр Италии и Франции симметричен. Если в Италии вы хотите услышать рассказы о французских игроках, то вам непременно нужно съездить в Пьемонт, а именно в Турин, где базируется «Ювентус», за который когда-то выступали такие игроки, как Мишель Платини, Лилиан Тюрам, Зинедин Зидан, Давид Трезеге. Во Франции разговоры об итальянцах вы можете услышать на улицах Парижа, вблизи «Парка де Пренса», где своим выступлением местную публику радует ПСЖ. Здесь любят вспоминать Рикардо Гомеса, Раи Соузу, Роналдиньо и других бразильских игроков, которые уже стали неотъемлемой частью клуба. Итальянцев было намного меньше, но в Париже о них всегда говорят с особым воодушевлением. И дело не только в том, что за ПСЖ играет Сальваторе Сиригу и Тиаго Мотта, а главным тренером является Карло Анчелотти, нет, тут намного глубже. Об Альберте Поли, Армандо Бьянки, Марко Симоне до сих пор говорят исключительно в восторженных тонах, вспоминая их итальянскую выдержку, совмещенную с французской лёгкостью. 

Футболисты, к слову, всегда были главными героями, а с тренерами всё намного сложнее. Если вспоминать о французских тренерах в Италии, то на ум приходит лишь Дидье Дешам. Действительно, просмотрев всех наставников итальянских клубов, выступающих ныне в Серии А, я обнаружил, что Дешам – единственный французский тренер. Если брать в расчет французские клубы, то можно отметить тренерскую деятельность Джузеппе Дзилицци  в «Марселе» и Алессандро Сальвиони в «Ницце», но все же серьёзных результатов они не добились. Таким образом, французский тренер в Италии скорее исключение, чем правило, а вот итальянских тренеров во Франции с каждым годом становится всё больше и больше. Сегодня мы поговорим о команде, во главе которой стоит итальянский тренер. Нет, не о ПСЖ, а о «Монако» Клаудио Раньери. 

фото №1

«Монако» один из самых титулованных клубов Франции – семь побед в чемпионате и пять в кубке. Успехи «монегасков» не ограничиваются успехами на внутренней арене - в полуфинале Лиги Чемпионов 2003/2004 «Монако» выбил из розыгрыша турнира «Челси», главным тренером которого тогда был как раз Раньери. Спасительный гол Фернандо Морьентоса на «Стэмфорд Бридж» - десять метров, в каждом сантиметре которых болельщики «Монако» до сих пор видят волшебство, стенка с Лукасом Бернарди, пас на ход, и Фернандо вколачивает в девятку ворот Кудичини. Только сказка закончилась 26 мая поражением от «Порту» на «АуфШальке Арене». Тот европейский сезон карликовое государство вспоминает с ностальгией, она приумножается еще и тем, что это был апофеоз той славной команды. Яркий и громкий аккорд. И…

Дидье Дешам поссорился с президентом Пьером Свара и ушёл в «Ювентус». Спасать команду призывали и Франческо Гвидолина, и Лорана Банида, и Рикардо Гомеса, но зачастую цель ставилась так, чтобы сохранить ранее завоеванные позиции. Но «Монако» постепенно падал с небосклона лучших клубов Европы в ранг середняков французского чемпионата. Чехарда президентов, разногласия в управлении привели, отсутствие финансирования привели к тому, что «Монако» и вовсе покинул высшую лигу Франции. 

Марко Симоне, о котором мы уже упоминали, выступавший еще в качестве игрока за «Монако», принял клуб, когда тот находился в катастрофической ситуации – 18 место в Ligue 2. «Монако» Симоне можно сравнить с «Миланом» Арриго Сакки. Марко, гуляя по музею «Милана», не мало наслышался о силе и мощи коллектива Сакки, проникся духом той команды так, что ему захотелось создать что-то подобное. Арриго был перфекционистом, и Марко решил перенять эту черту характера, привив своей команде агрессивно-атакующий стиль игры, который помог «Монако» в течении нескольких месяцев бороться за выход в Ligue 1. Это был первый опыт работы с профессиональным клубом у Симоне, который можно считать определенным успехом. Сейчас он с улыбкой вспоминает этот неповторимый момент, когда «Монако» из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя. А ведь в способности Марко верилось с трудом, да он и сам, наверное, не верил, когда входил в новую для себя роль со словами: «Я не тренер и не волшебник!» 

Фото №2

Марко Симоне - итальянский француз

Если Марко заложил некий фундамент будущих побед, то спасителем «Монако» выступил российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев, фактически спасший «монегасков» от банкротства. Компания Monaco Sport Invest, принадлежащая Рыболовлеву, взяла на себя обязательства инвестировать в «Монако» порядка ста миллионов евро в течении четырех лет. 

Не став откладывать дела в долгий ящик, MSI проспонсировала зимнею трансферную кампанию. Команду усилили игроки крепких европейских клубов. Именно эти приобретения позволили клубу совершить рывок в турнирной таблице. Отдельно стоит упомянуть покупку Лукаса Окампоса, который стал самой крупной покупкой за всё время правления Рыболовлёва – за восемнадцатилетнего игрока французы заплатили десять миллионов евро.

фото №3

Дмитрий Рыболовлев - человек, который будет возрождать "Монако"

Революция состоялась, и новое руководство хотело дать клубу новый импульс в развитии. Как раз с этой целью был приглашён Клаудио Раньери. 

Раньери зачастую приходит в коллектив, имеющий определенные проблемы. «Кальяри», который он за три года вывел из Серии С1 в Серию А,  «Фиорентина», в которую Раньери вдохнул новую жизнь, выиграв с ней Кубок и Суперкубок. Можно сказать, что именно с Раньери связывают начало пути «Валенсии», пути к национальным и европейским трофеям. В «Челси» он не добился каких-либо грандиозных побед, зато открыл футбольному миру таких игроков как Джон Терри, Фрэнк Лэмпард, Джо Коул. Он спасёт «Парму», после Дешама примет возрожденный «Ювентус», чуть было не принесёт скудетто «Роме», отстав от «Интера» всего лишь на пару пунктов. Затем был неудачный период уже в самом «Интере», и вот теперь «Монако». 

Перед 30 туром вершина таблицы Ligue 2 выглядела следующим образом: на первом месте «Монако» - 58 очков, на втором - «Нант» с 54 очков в активе, третье место занимал «Кан» с 51 набранным баллом, столько же и у «Генгама», за которым на расстоянии одной победы расположился «Анже». Как видим, плотность во втором дивизионе довольно высокая. Следует напомнить, что право на повышение в Ligue 1 получат три клуба. В субботу, 30 марта, на «Стад Божуар» встречались два лидера (в первом круге игра закончилась поражением подопечных Клаудио Раньери со счётом 0:2). И в преддверии столь важной игры корреспонденты La Gazzetta dello Sport пообщались, что называется, обо всём с главным тренером красно-белых. 

фото №4

Каковы шансы «Монако» пробиться в Ligue 1? 

- В первую очередь нам нужно сохранять спокойствие. Мы стабильно находились в тройке лидеров на протяжении всего сезона, хотя осенью мы выступали не так хорошо, как сейчас. 

Что поспособствовало этому? 

Мунир Оббади. В конце октября мы играли в Кубке Лиги против его бывшего клуба – «Труа». Мы выигрывали 1:0, но он вышел на поле и изменил игру – «Монако» проиграл 1:2. Мы купили его, и Оббади изменил нас. 

В интервью вы сказали: «Оббади – Бекхэм «Монако». Из-за этого партнеры начали его дразнить. 

- Я стараюсь найти такой подход, при котором игроки чувствовали себя максимально расслабленными. Для меня это очень важно. Это не как в Италии, где самый спокойный момент – сам матч. 

На какой итальянский клуб больше всего похож «Монако»?

- Я бы отметил «Кьево». 

L`Equipe писал: «Раньери – бриколер (самостоятельно мыслящий человек – А.Д), который всё привел в порядок. В чём главная причина успеха? 

- Я полагаюсь как и на молодых игроков, работающих с энтузиазмом, так и на более опытных, в душе которых нет места ревности. В «Челси» я опирался на Марселя Десайи и Джанфранко Дзолу, в «Валенсии» на Амедео Карбони, Алена Роша и многих других.  

А молодежь? Кого вы бы назвали главным открытием? 

- Сложно ответить… Возможно, Джон Терри. Однажды я увидел, как он играет с резервистами «Челси» и сказал: «Это будущий капитан сборной Англии!». Тогда в «Челси» у меня была мощная пара центральных защитников Лебеф и Десайи, чемпионы мир и Европы. Но я сделал ставку на Терри, а Франку Лебефу пришлось покинуть клуб. 

Терри было тогда двадцать лет. В этом возрасте вы стали игроком «Ромы». 

- Эленио Эррера взял меня после двух просмотров. Я также играл за «Рому» под бдительным присмотром Манило Скопиньо и Нильса Лидхольма. Затем я захотел покинуть клуб. 

Вы стали тренером. Почему вы крайне редко задерживаетесь в одном клубе больше чем на два сезона? 

- Я никогда не оказывался в ситуации, при которой все складывалось благоприятно для всех сторон. Предполагаю, что я единственный тренер «Интера», которому не только отказывали в приобретении игроков, но и продавали их без моего согласия. 

Правда ли, что Тиаго Мотта плакал каждый день, потому что очень хотел перейти в ПСЖ? 

- Да, это правда. Он знал, что его карьера в «Интере» подходит к концу. Любой, кто думает, что именно я виноват в неудачах «Интера», тот ничего не понимает в футболе. Впрочем, не будем об этом говорить. С тех пор много воды утекло. 

Каждый человек ошибается. Какие ошибки совершали вы? 

- Не стоило возвращаться в «Валенсию» в 2004, и уходить из неё в 1999-ом. Я попросил 2-3 новых игроков, но клуб мне отказал. «Валенсия» сменила тренера, и результаты пошли в гору (после Раньери главным тренером «Валенсии» стал Эктор Купер, который довел «летучих мышей» до финала Кубка Чемпионов, несмотря на довольно хорошие результаты, Купер захотел попробовать свои силы в Италии, а именно в «Интере» в период с 2001 по 2003 – А.Д). 

В конце матча «Кьево» - «Интер» вы суть не заплакали (27 тур чемпионата Италии сезона 2011/2012 – «Кьево» - «Интер» 0:2, голы на счету Вальтера Самуэля (87) и Диего Милито (90), та игра прервала десятиматчевую серию без побед – А.Д)?

- Я очень радовался голу Милито, так как я знал, что, чтобы забить этот мяч, ему потребовалось пройти очень трудный путь. Я также плакал в конце игры «Арсенал» - «Челси» в 2004 году, ведь долгое время мы не могли обыграть «канониров». 

фото №4

После «Интера» вы были близки к работе в «Вест Бромвич Альбион»? 

- Я рассматривал предложение от этого клуба, но я был близок к тому, что возглавить катарский клуб «Аль Гарафа», и тут мне позвонили из «Монако». Я согласился. Сейчас мы просматриваем множество игроков, которые потенциально могут усилить клуб в следующем сезоне. Если верить слухам, то к нам может присоединиться Карлос Тевес, хотя я в это не верю.

Президент Рыболовлев обладает своеобразным характером – он богат, но редко появляется на публике. Как часто вы общаетесь с ним? 

- Мы встречаемся раз в неделю. Он говорит только на русском и не хочет быть на виду. Но в одном я могу заверить вас точно – он мечтает вернуть «Монако» в элиту европейского футбола. 

Как отреагировал принц Альберт (князь Монако – А.Д), когда вы сказали игрокам, что, либо они будут выигрывать, либо вы их убьете? 

- Так как я выражаюсь на итальянском языке, то мне иногда доставляет трудности донести свои идеи до игроков. Я сказал «убью тебя», чтобы они поняли важность победы. Но все лишь посмеялись. 

Вы имеете в виду игроков? 

- Нет, журналистов. Игрокам некогда было веселиться. Они все знают, что я привык объяснять дважды. Если футболист не понимает в третий раз, то он попал в беду. 

Данная методика работает? 

- Ни один игрок никогда не выражал свое недовольство насчёт моих методов. Никогда. Но футболисты здесь особенные. У нас существует обычай – каждое утро мы должны обязательно пожать друг другу руки. 

Обратимся к Данте (здесь, как я понимаю, идёт речь о поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», в которой рассказывает о путешествиях в Ад, в Чистилище, в Рай – А.Д): каких игроков вы бы отправили на небеса, а кого в ад? 

- Неееет... Этого я вам не скажу.  

И последний вопрос – о чём вы мечтаете? 

Я мечтаю потренировать сборную Италии, хотя бы один день.  

P.S. "Нант" и "Монако" сыграли в ничью - 1:1

Интервью: La Gazzetta dello Sport

Перевод и адаптация: Андрей Денисов