7 мин.

Конфликт по спонсорам в биатлоне: за что бьются Логинов и команда? И как вообще устроена реклама на Кубке мира?

Разбираем на реальных примерах.

Спор биатлонистов (Логинов, Гараничев, Малышко, Бабиков) и СБР по контрактам тянется 3 месяца.

У команды хватает претензий к руководству – достаточно почитать коллективное письмо. В основном проблемы – легко решаемые, и СБР намекал на это. Единственный действительно принципиальный вопрос: как поделить места для спонсорских логотипов на экипировке? Речь идет о личных спонсорах, которые есть у спортсменов, и о спонсорах СБР.

Биатлонисты обозначили требования к федерации: одно место под личного спонсора – на винтовке, одно – на шапке, три – на гоночном костюме общей площадью не более 150 см2.

Чтобы понимать, много или мало хочет лагерь Логинова, не обойтись без важных знаний: что вообще доступно биатлонисту для размещения рекламы и как контрактные вопросы решают в других странах?

Правила Международного союза (IBU) строго регламентируют нанесение логотипов на экипировку – это подробнейший документ на 30 страниц с размерами и изображениями. Давайте разбираться.

***

IBU полностью распоряжается бибом/майкой гонщика и номером на бедре. Кроме того, Международному союзу доступен один слот на винтовке: лого размером 12х4 см размещают на прямоугольнике 15х4 см, а еще оставляют вокруг этикетки 1 см отчуждения.

Все остальное – зона национальных федераций, и они делят эти места со спортсменами так, как посчитают разумным.

1) Костюм. Под рекламу есть 450 см2 – ноги, руки, плечи, та часть корпуса, которую не закрывает биб. Ограничений по количеству логотипов нет, но ни один по площади не должен превышать 100 см2.

Логинов и команда просят до трети костюма – 150 см2. Например, три логотипа по 50; или один – 100, а два – по 25; или шесть по 25 – комбинаций много.

2) Винтовка. IBU размещает наклейку, после чего свободны еще три слота. Размеры зафиксированы: два по 50 см2, один – 25. Разумеется, это очень важные места, особенно для топ-биатлонистов вроде Логинова, чью стрельбу берут крупным планом в каждой гонке.

Из письма неясно, слот какого размера нужен спортсменам. Что и какими наклейками закрыл СБР, тоже неизвестно. Лучшие места заняты – так сказал президент Владимир Драчев.

3) Шапка. Есть слот на передней стороне площадью 50 см2 – можно разместить до двух лого в любом соотношении. А еще там будет эмблема/флаг страны или эмблема федерации.

С правой и левой сторон – еще по два слота (не более 15 см2 каждый), там размещают лого спонсоров/экипировщиков федерации. Похоже, спортсмены просят не боковые места, а большой слот спереди – хотя опять же в письме не конкретизировано.

Команда отметила только три проблемные зоны: шапка, винтовка, костюм. А вообще, мест для рекламы еще много: ремни винтовки, ремни на руках, очки, перчатки, разные чехлы, пояса, бутылки, даже наушники/затычки от шума. Регламент IBU прописывает все вплоть до площадей, логотипами на этих предметах тоже можно зарабатывать – но, видимо, по ним спора нет.

***

Увы, компромисса тоже пока нет. Тема со спонсорскими логотипами – всегда потенциально конфликтная, но в других элитных федерациях каждый год находят решения: то через переговоры/уступки, то сделками, то хитростями.

Мы связались с Даниэлем Кузьминым – мужем, тренером и, по сути, менеджером трехкратной олимпийской чемпионки Анастасии Кузьминой (Словакия). Он с примерами рассказал, как закрывают контрактные вопросы в европейских сборных.

• Чем плоха ситуация в СБР:

1) Затянули до сентября. Весной или в начале лета все можно было уладить без такого градуса;

2) Конфликт попал в СМИ. Ребята неплохо зарабатывают, они точно в состоянии скинуться на сильного агента. Он пришел бы в офис СБР на Лужнецкую набережную: я представляю интересы этих людей, вот доверенность, давайте разговаривать. И не было бы никакой нервотрепки – ни для федерации, ни для спортсменов.

• У нас была похожая ситуация в 2010-м. После олимпийского сезона, когда Настя выиграла золото и серебро в Ванкувере, мы создавали мини-группу на спонсорские деньги.

В Словакии спортсмен, занявший место в топ-8 на Олимпиаде или ЧМ, следующие 4 года получает от государства определенную сумму на подготовку. Если ты олимпийский чемпион, то это 50 тысяч евро. Министерство образования передает федерации деньги на имя спортсмена, а федерация – спортсмену. Соответственно, отчетность идет в обратном направлении – сколько и на что ты тратишь.

Я обратился в федерацию: мы берем у вас эти 50 тысяч, остальное зарабатываем рекламой с Настиного комбинезона. Но тогда нам нужно столько-то мест для логотипов, чтобы обеспечить подготовку. Наш бюджет на год – примерно 150 тысяч: переезды, тренеры, физиотерапевты, смазка… Сюда, например, не входили патроны – у Насти до конца карьеры был контракт с Lapua, по которому она получала 12 тысяч патронов на год. В принципе этого достаточно – иногда мы что-то докупали, но это незначительные суммы.

Мы узнали, сколько СБР тратит на Логинова и команду. И сколько еще должен за допинг из прошлого

С федерацией мы договорились – купили у нее рекламные места за 7,5 тысячи евро в год: одно на шапке, на ремнях, три на комбинезоне и два на винтовке. Единственный запрет – на контрпродуктивных спонсоров: если на форме уже есть BMW – ты не наклеишь, например, Audi. Но с этим проблем не возникло.

Можно посмотреть Настины фото тех лет: на комбинезоне реклама федерации, а рядом личные спонсоры.

• В чем-то я понимаю руководителей СБР. Их посыл спортсменам: забирайте хоть все рекламные места, но тогда и обеспечивайте себя полностью. С другой стороны, недовольство спортсменов тоже можно понять: не хватает четкого регламента по местам и площадям для логотипов.

В разных федерациях это устроено по-разному. Если правильно помню, в Германии спортсменам отдают одно место на шапке, одно на винтовке и на ремнях. А вот в Норвегии – уже по-другому. Кроме того, даже внутри команды можно варьировать условия в зависимости от статуса спортсмена. Я вообще выступаю за табель о рангах:

1) Олимпийский медалист имеет право на такую-то площадь на таких-то местах;

2) У медалиста ЧМ – площадь, например, на 25 см2 меньше;

3) Медалист Евро – еще меньше;

4) Если ты пока никто – вот тебе одно место 25 см, а дальше доказывай результатом. Не нравятся условия – ищи другую страну.

Я всегда говорю: фабрики не закроются и хлеб не подорожает, если какие-то лыжники и биатлонисты перестанут бегать.

• Всегда можно найти компромисс. Если есть свободные места, спортсмены могут их купить у федерации за тысячу-две евро в год. Понятно, что лучшие места не будут свободны, но надо договариваться – это же бизнес, есть очень много хитростей.

Вот наш пример. Спонсор хочет рекламу на комбезе на 50 см, а у тебя есть только 35. Ты говоришь спонсору: 50 не могу, но могу 45 – вы договариваетесь. Делаешь заказ на пошив, чтобы рекламу встроили в комбез на ногу как бы изнутри. В сделанном виде это действительно 35 см, зато когда натягиваешь на ногу – уже 45.

Ты никого не обманул и нашел выход, все довольны: спонсор получил рекламу на 45 см, ты избежал проблем на техническом контроле.

Примечание от редакции: похоже, это очень популярная лазейка – и все действительно по-честному. Вот первый же пункт рекламных правил IBU: All advertising on clothing is to be measured in un-stretched condition – все замеры на одежде производят в нерастянутом виде.

• Год назад в Словакии был такой же спор: сестры Фиалковы не подписывали контракт с федерацией, потому что хотели больше денег. Все полоскали друг друга в СМИ до зимы. А чем закончилось? Сестры пошли на уступки, подписали на тех же условиях, что и команда, потому что хотели выступать. И ради чего все это было? Кстати, в итоге оказалось, что их потенциальные спонсоры еще и были контрпродуктивны федерации.

Федерация заняла жесткую позицию: не подписали – ну и не бегайте. Поэтому сейчас Логинову надо искать компромисс с СБР, потому что именно СБР заявляет на соревнования. Именно СБР состоит в Международном союзе – а не Саша Логинов.

Мне сложно кого-то поддерживать в этом споре. Если ты в этой кухне не варишься, то и не знаешь всей правды. Это как в семье: когда разводятся – виноваты оба.

У нас есть телеграм-канал о биатлоне: там больше инсайдов, анонсы интервью и других материалов и, конечно, фото. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Stanko Gruden/Agence Zoom; РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов