14 мин.

Крис Мавинга: «Удивлен реакцией Яя Туре. Пока ни разу не сталкивался с расизмом в России»

- Крис, вы не так давно перешли в команду, которая была в числе фаворитов чемпионата, а сейчас замыкает десятку. Не разочаровались от этого?

– Даже не знаю, в чем причины наших плохих результатов. Когда я переходил в «Рубин», то думал, что все будет лучше. Сейчас я провел здесь уже несколько месяцев и вижу, что команда не слишком хороша в чемпионате, пусть и в Лиге Европы мы неплохо выкручиваемся. Но тем не менее мы нуждаемся в очках и нам нужно найти свою игру. Что касается меня, то я в порядке и адаптация прошла очень хорошо, у меня нет никаких проблем с моими новыми партнерами и меня все устраивает в Казани.

- С чем можно связать этот кризис? Дело в соперниках или случае, либо «Рубин» настолько сбавил?

– Нет, не думаю, что дело конкретно в наших соперниках, потому что каждый раз, когда мы играем с такими командами, как «Волга» или «Локомотив», то именно мы выглядим не лучшим образом и пропускаем глупые мячи, которые в конечном итоге стоят нам слишком дорого. Но мы не так плохи, как может показаться, глядя на таблицу. Просто каждый раз, когда соперник оказывается в нашей штрафной, необходимо, чтобы наши игроки были более сконцентрированы и внимательны в обороне. С этим в последнее время мы испытываем серьезные проблемы и нужно как минимум забивать больше, чем противник. Да, ситуация очень сложная, но мы должны продолжать упорно работать и сохранять оптимистичный настрой.

- Почему в Лиге Европы команда выглядит успешнее? Многие связывают это с более повышенной мотивацией на еврокубки.

– Отчасти это правда, что мотивация в Лиге Европы бывает выше. Но в чемпионате мы должны быть еще более мотивированы, потому что он важнее и только от выступлений во внутреннем первенстве зависит, попадем ли мы в еврокубки на следующий сезон.

Думаю, что европейские команды вдобавок чаще играют от нападения и более открыты, что дает нам больше пространства и свободы для действий в атаке. С российскими клубами ситуация противоположная и они играют в основном от обороны и ниже, потому мы более часто подвергаемся контратакам. И мы бываем неорганизованны в такие моменты, а соперники этим умело пользуются. Мы после каждого матча анализируем свои ошибки и стараемся, чтобы такого больше не происходило.

- Уровень «Рубина» вас не разочаровал?

– Могу сказать уверенно, что «Рубин» – это очень сильная команда. Она сильна персоналиями, если взять каждого игрока по отдельности. Но каждый должен принести свою индивидуальность в жертву, чтобы усилить коллектив. Наш тренер не любит, когда мы играем индивидуально и когда кто-то тянет одеяло на себя. В первую очередь мы коллектив, и необходимо, чтобы каждый осознавал это. Только это позволит команде побеждать.

- Какое впечатление на вас произвел «Уиган» в выездном матче?

– Они очень хорошо играют в пас, хорошо действует с мячом и у них неплохо налажен контроль. Несмотря на то, что это клуб из второго английского дивизиона, наш первый матч показал, что это довольно приличная команда. Они выиграли Кубок Англии в финале против «Манчестер Сити» и против нас на поле вышли несколько игроков, которые победили тогда горожан. Если честно, я по-прежнему воспринимаю их как не команду второго дивизиона, а как клуб, который сейчас вполне мог бы неплохо выступать в АПЛ. 

- До вас на левом фланге защиты в «Рубине» играл всегда активный в атаке Ансальди. Насколько бы вы оценили свой атакующий потенциал?  

– Знаете, за то время, что я провел в «Рубине», я уже сделал два результативных паса в чемпионате и Лиге Европы. И такого в «Ренне» со мной не бывало – там я отдал одну голевую за весь прошлый сезон, а сейчас впереди почти половина сезона. И здесь я стараюсь больше действовать в атаке, играть впереди чуть чаще, чем мне приходилось во Франции. Атаковать и подключаться к атакам – это одна из моих задач и это иногда может быть более полезным для команды, чем моя игра в защите. 

- Что вас больше всего удивило за время пребывания в России?

– Пожалуй только то, что у вас тут очень холодно. Когда я играл во Франции или в других странах, холода наступали лишь в декабре. Здесь же это происходит немного раньше. А сам футбол везде одинаков – всюду те же правила, такое же поле. Что касается моей повседневной жизни, то я живу как и раньше: я так же посещаю рестораны, разные культурные заведения, совершаю покупки в магазинах. В общем, ничего удивительного для меня пока тут нет.

- Курбан Бердыев единственным из российских тренеров был приглашен на форум ведущих тренеров Европы. Как вы сами оценили бы его уровень?

– Это действительно правда, что он один из лучших в Европе и России. Он уже на протяжении 12 лет работает в «Рубине» на очень высоком уровне. Клуб в свою очередь тоже доверяет ему и его работе. Перед тем, как приехать сюда, я его не знал и то, что он настолько признанный тренер узнал лишь оказавшись в России. Могу сказать, что он очень основательный человек, очень трудолюбивый. И сейчас мы должны работать очень хорошо, чтобы соответствовать его уровню. Тренер проделывает очень большую работу над нашими ошибками, анализирует нашу игру, но мы все портим, потому что совершаем все те ошибки, на которые он нам регулярно указывает. Мы должны приложить больше усилий, чтобы делать так, как он говорит, и тогда мы сможем прибавить и выправить ситуацию.

- После Англии, Франции и Бельгии что вы можете сказать о России и футболе в этой стране?

– У каждой страны своя футбольная культура. И для меня английский футбол навсегда останется лучшим по структуре – его лучше освещают, больше людей смотрят, он организован на высочайшем уровне и мы видим высокие результаты англичан, которые часто бывают успешны в Лиге Европы и Лиге чемпионов. А французский футбол всегда будет для меня особенным, потому что это моя родная страна. В Бельгию я отправился только потому, что нуждался в игровом времени будучи в Англии и я провел там всего полгода, потому сложно оценить их чемпионат. И сейчас я в процессе открытия для себя чемпионата России. Он совершенно другой. Полно очень сильных команд, как «Локомотив», например, которому мы не так давно проиграли, и сильных игроков вроде Буссуфа или Павлюченко. Каждый чемпионат по-своему особенный, каждый имеет свои отличия. В каждом есть сильные команды и команды чуть слабее. И с тех пор, что я играю в России, я правда чувствую, что мой уровень растет и я прибавляю.

- Насколько ваш друг и одноклубник Янн М’Вила повлиял на ваш переезд в Казань?

– Ну это естественно, когда перед переходом в новый клуб ты советуешься с людьми. Я просил совета у Янна относительно клуба, его жизни в Казани, распрашивал о городе и о том, как тут вообще все протекает, как функционирует клуб, хороша ли эта команда. Разумеется, я не мог отправиться сюда без всей этой информации и его отзывов. И когда я приехал, то не был удивлен – все было так, как рассказал мне Янн. Но знаете, когда ты переходишь в новый клуб, то важнее всего, чтобы тренер видел тебя в команде и хотел, чтобы ты приехал, видел в тебе усиление. После приезда я вижу, что тренер доверяет мне.

- Какие слова вам сказал Бердыев перед переходом?

– Сначала вице-президент «Рубина» приехал в Ренн и дал мне понять, что тренер действительно очень хочет, чтобы я стал частью их команды. И когда я приехал в Казань, первым делом я зашел именно в кабинет главного тренера, который и пригласил меня в «Рубин». Он сказал, что очень хотел видеть меня в «Рубине» и что я смогу играть здесь максимальное число матчей, что он мне доверяет. И я пытаюсь оправдать это доверие.  

- Вы самый активный пользователь социальных сетей в составе клуба. Для «Рубина» это необычно, потому что игроки казанцев редко пользуются твиттером или инстаграмом.

– Я пользуюсь твиттером уже очень давно, еще со времен своих выступлений в Англии. А когда стал популярен инстаграм, я стал посиживать и там. Конечно, меня за это часто критикуют – кто-то по-доброму подкалывает, а кто-то наоборот со злостью, но это же часть футбола. Так я делюсь своей жизнью и рассказываю о том, как протекает мое время, чем я занят вне футбола. Люди почему-то часто думают, что жизнь футболиста – это сплошная показуха и хвастовство, но это не всегда так. Я лишь расцениваю это как способ быть ближе к фанатам. Считаю важным отвечать на их сообщения, оставлять им ответы в твиттере, рассказывать о себе. Обычно футболисты отвечают своим фанатам не очень часто, но я стараюсь это делать по мере возможности, чтобы показать, что я активен, что я живу вот так открыто. Это не так просто, как кажется, ведь я тоже много работаю. Но когда я возвращаюсь домой после очередной тренировки, это доставляет мне удовольствие. 

- Подписчики вашего инстаграма могли заметить, что вы любите танцевать и помнят историю о гулянке накануне матча молодежной сборной. Нет ли с тех пор искуса посетить какой-нибудь казанский ночной клуб?

– Да, это правда, что я очень люблю музыку и обожаю танцевать, посещать ночные клубы и веселиться. Но могу сказать, что это все в прошлом. С тех пор, что я здесь, у меня практически нет времени на гулянки, ведь мы играем в режиме через три дня. И сейчас я лишь много работаю, после чего мне нужно много отдыхать и восстанавливаться, чтобы быть полностью готовым к следующему матчу. Поэтому теперь я гуляю только во время пауз в чемпионате, когда совсем нет матчей. 

- Вы довольно часто летаете во Францию. Чего вам больше всего не хватает в России?

– Я летаю в Париж только во время перерывов на матчи сборных. Единственная вещь, которой мне действительно не хватает в России, это еда моей мамы. А она у меня готовит невероятно вкусно. Сейчас у нас игры, но в декабре я обязательно воспользуюсь случаем, чтобы слетать на родину и отведать маминой стряпни. А пока буду проводить все время здесь, у себя дома или на базе.

- Самый позитивный и самый негативный момент, который вы отметили бы в России.

– Нет ничего негативного или позитивного, что бы я мог как-то особенно выделить. Подготовка к матчам та же, инфраструктура, уровень футболистов – да почти все как и везде. Единственная негативная вещь на данный момент – это наши результаты. А когда ты играешь матч со «Спартаком» или с «Томью» здесь в Казани, все то же самое и это та же атмосфера и тот же накал борьбы. И я получаю столько же удовольствия играя в футбол здесь, что и раньше в других чемпионатах.

- Вы говорите об атмосфере на матчах в России, но разве не отличается антураж на «Энфилде» или «Парк де Пренс» по сравнению с тем, что вы видите на трибунах «Центрального»?

– Да, на матчи моих прошлых команд, будь то «Ливерпуль» или «ПСЖ», «Генк» или «Ренн», приходило гораздо больше зрителей. 25-30 тысяч в Ренне, примерно столько же в «Генке», и по 45 тысяч на Энфилде и в Париже. Я на самом деле привык играть перед большим количеством людей, а здесь на «Рубин» почему-то приходит гораздо меньше зрителей. Но мне это особо не мешает. Да, мы должны доставлять удовольствие в первую очередь зрителям, но когда ты на поле, ты абстрагируешься от всего этого и играешь, думая лишь о победе. А если тебе своей игрой удается доставить удовольствие болельщикам, то тем лучше. Но даже если не пришел почти никто, это тоже для меня не страшно, ведь мы профессионалы и должны играть хорошо всегда. Пусть на стадионе хоть 2 человека, мы обязаны доставлять им удовольствие своей игрой.

- Яя Туре после матча с ЦСКА остро поднял тему расизма в России. Насколько, по-вашему, эта проблема актуальна в нашей стране?

– Я, разумеется, против расизма. И это всегда было проблемой во многих странах и в Европе. Но с тех пор, что я нахожусь в России, когда я играл в Казани или где-то в другом городе на выезде, еще ни разу я не сталкивался с этой проблемой. Поэтому был немало удивлен высказываниями и реакцией Туре, хоть и не знаю до конца, что там в действительности произошло. Если он и вправду столкнулся с этим, то это печально. Я за то, чтобы этого не случалось на поле и всегда уважаю болельщиков других клубов, выигрываем мы матчи или проигрываем. Я черный, я играю в российском городе и играю против команд, в которых тоже есть черные игроки и не понимаю, почему это должно вызывать какие-то негативные реакции у зрителей. Знаю много темнокожих футболистов, которые даже счастливы жить здесь, в России. С проявлениями расизма тут я пока не сталкивался. И не только в футболе, но и в быту, в своей повседневной жизни, ведь я не только в футбол играю. И могу сказать, что пока не вижу такой проблемы в России, какой ее пытаются преподнести.

- Франция в стыковых матчах сыграет против Украины. У кого, по-вашему, шансов поехать в Бразилию больше?

– Предпологаю, что дальше пройдет Франция, потому что они играют второй матч дома и это должно стать для них преимуществом – они смогут отталкиваться от первого результата и играть на своем поле в таком случае удобнее. Можно уже понимать, хватит ли им ничьи или нужно побеждать. Дома этого добиться будет проще. Потому, думаю, что у них есть реальный шанс сыграть на чемпионате Мира.

- А у вас?

– А у меня нет ни единого шанса. Тренер точно не будет менять команду накануне первенства. Ему нужно сохранять сложившуюся структуру и схему, нужных и знакомых ему игроков, которые вывели команду в эту стадию, и я не думаю, что он будет делать какие-то существенные изменения. Сложно пробиться в команду, когда перед тобой в сборной прочно закрепились такие игроки, как Эвра и Клиши. На сегодня они в сборной, а я пока жду своей очереди. Если мой черед придет через год или позже – это для меня не так страшно. Мне остается только сконцентрироваться на хорошем выступлении за «Рубин», иначе быть замеченным шансов у меня не будет.

- По-вашему, играя в России реально быть замеченным тренером вашей сборной?

– Не думаю, что играя в России с этим могут быть какие-то проблемы. Например, знаю, что Ласс Диарра сам не горит желанием ехать в сборную, но не так давно его туда активно приглашали. А еще есть Бенуа Тремулинас, который играет в киевском «Динамо» в Украине и который тем не менее получал приглашение от Дидье Дешама. Сейчас чемпионат России становится все более заметным в Европе и есть игроки, которые играют здесь, при этом регулярно попадая в свои национальные сборные. Это и Витцель, который регулярно призывается в сборную Бельгии, например. Поэтому не думаю, что какой-то тренер откажет себе в хорошем игроке только потому, что он играет в России. 

- Ваши прошлые клубы «Пари Сен-Жермен» и «Ливерпуль» сейчас лидируют в своих чемпионатах. Не жалеете, что ушли оттуда и не думаете ли о том, чтобы когда-нибудь вернуться в один из этих клубов?

– Я ведь еще молод и у меня впереди достаточно времени, чтобы научиться чему-то и выйти на новый уровень, прибавить. Будучи воспитанником «Пари Сен-Жермен», могу сказать, что это великий клуб. Такой же как и «Ливерпуль», который всегда имеет в своем составе великих игроков и богатую историю. И я действительно мечтаю вернуться однажды в «ПСЖ» или «Ливерпуль». Но сегодня я должен доказывать свою состоятельность здесь, в Казани. Если я буду достаточно хорош, может быть я смогу когда-нибудь отправиться в другой статусный клуб. Ведь я футболист, который всегда пытается подняться еще выше и прогрессировать. И пока что в своей карьере я не делал неправильного выбора. То, что я сейчас в «Рубине» – это тоже правильный выбор, потому что я играю с футболистами, которые очень сильны и я прогрессирую вместе с ними и нашим великим тренером. На ближайшие три года я в «Рубине» и постараюсь остаться тут как можно дольше и не думаю ни о чем другом, кроме этого клуба. Но никто не сможет сказать, что с нами будет завтра.

- Ваш соотечественник Франк Рибери является одним из главных претендентов на «Золотой Мяч». Как оцените его шансы на победу?

– Для меня в этом году фаворит только один – это Рибери. Потому что он выиграл в прошлом сезоне абсолютно все – Лигу чемпионов, чемпионат Германии и был важным звеном для той «Баварии». Именно он вывел сборную Франции в плей-офф и всегда играл в матчах за национальную команду на высочайшем уровне. Он как никто другой заслуживает Золотого мяча. Он действительно лучший игрок на данный момент. И я даже немного сожалею о Криштиану Роналду, который также является фантастическим игроком. Он регулярно забивает голы и демонстрирует свое мастерство в каждом матче, но ему всегда чего-то не хватает, чтобы превзойти конкурентов и стать первым в мире. В этот раз скорее всего ему тоже быть вторым.

- А как же Месси?

– Нет, я же поддерживаю «Реал Мадрид». Месси хороший игрок, но для меня он лишь третий.

Фото: Рубин ТВ/Кирилл Логинов