13 мин.

Гути: «Я должен заслужить право вернуться в «Реал Мадрид»

Бывший кандидат на пост наставника «Реал Мадрид» Гути признал, что ему придется много работать, чтобы вернуться в Королевский клуб в качестве главного тренера.

Испанец в июле переехал в Турцию работать ассистентом Шенола Гюнеша в «Бешикташе», а до этого несколько лет тренировал команду академии «Мадрида». В своем интервью Marca он объясняет, что его конечная цель – вернуться в клуб, в котором он пробыл в качестве игрока более 20 лет.

Как идут дела в качестве помощника тренера «Бешикташа»?

— Ну, это еще один опыт. Я счастлив, что сделал этот шаг и продолжаю развиваться в своей тренерской карьере. Это помогает мне продолжать расти как тренер, и это то, кем я хочу быть. Да, сезон не легкий и не простой, и все идет не так, как мы хотели, но я счастлив.

Работа главного тренера молодежной команды сильно отличается от позиции помощника тренера в такой элитной команде, как «Бешикташ»?

— Да, так и есть. Когда ты в молодежной команде, ты закономерно хочешь выиграть, но сосредоточен на том, чтобы твои игроки развивались как футболисты: ты хочешь, чтобы они стали профессионалами, но здесь такие уже есть. Я знал, что работа в важном клубе приближается. Несмотря на пропасть, отделяющую от мадридского «Реала», «Бешикташ» – это клуб, который здесь, в Турции, борется за все титулы. Я знал, что будет сложно, если дела не будут складываться: соревноваться в Турецкой лиге со здешними игроками будет нелегко. Это довольно хороший опыт, и я счастлив в «Бешикташе».

Вы знали Турецкую лигу, ту страсть, с которой люди живут футболом в Турции. Вы знали «Бешикташ», и Вас ничто не удивило, верно?

— Я знал, насколько высокими будут требования, и это также побудило меня приехать сюда.

Магистратура, аспирантура, стажировка… Как бы Вы определили этот опыт?

— Это магистратура, по нескольким причинам. Я перескочил из молодежного футбола в профессиональный. Я приехал в непохожую на Испанию страну, хотя и знал, что все здесь иначе. Я нахожусь в команде, которая меня не знала, что усложняет задачу, как и незнакомый язык. Они здесь работают вместе уже довольно долгое время, а я только что приехал. Все это выглядит как магистратура, но мне было очень приятно. Я настраиваюсь и готовлюсь ко всему, что мне нужно будет делать, когда я буду главным тренером.

И преодолевать сложные моменты, потому что обстановка не была идеальной.

— Это был непростой сезон с точки зрения результатов и футбола, в том числе на клубном уровне. Это был тяжелый год, но я не жалуюсь: когда я пришел в 2010 году, я узнал, как они работают, и знал, что будет то же самое. Я не жалуюсь, потому что я делаю то, что хотел, причем в таком важном клубе, как «Бешикташ».

Теперь, когда Вы уже поработали с молодежью и взаимодействуете с профессиональными футболистами, карьера игрока для Вас сильно отличается от работы тренера?

— Да, это совсем разные вещи: когда ты игрок, ты беспокоишься о себе, своем состоянии, о том, как тренируешься, выбирает тебя тренер или нет. Теперь я чувствую, что нужно беспокоиться о том, чтобы 24 или 25 игрока как следует работали и пребывали в своих лучших кондициях. Я знаю, что у каждого из них есть своя индивидуальность, свой способ игры, они из разных стран, из разных культур – все это сложно. Ты должен знать, как это принимать, и поэтому очень важно окружить себя хорошими людьми в своем тренерском штабе: тренер тащит всю тяжесть сезона на своих плечах, и это сложно.

Игроки заблуждаются чаще, чем им кажется?

— Мы все бываем неправы. Определенно лишь то, что именно они выходят на поле: именно благодаря им команда показывает хорошие результаты или проваливается. В этом смысле они несут ту большую ответственность, которая, в конце концов, также возлагается и на тренера. Если результаты плохи, то в итоге первым винят тренера. Ответственность и ошибки, как ни крути, ложатся на всех.

Теперь, когда Вы находитесь по другую сторону поля, что бы Вы не совершили, будучи игроком?

— Я не знаю, потому что теперь все видится с совершенно другой точки зрения. Игрок никогда не сможет поставить себя на место тренера: он не может жить так, как страдает или любит тренер. Поставить себя на место тренера очень сложно. Когда ты заканчиваешь свою карьеру и переходишь на другую сторону поля, именно тогда ты понимаешь важность тренера для клуба и для команды.

Будучи тренером, очень трудно повторить удар пяткой на «Риасор» или что-то такое же прекрасное, верно?

— Невозможно. Ты можешь сделать свою команду похожей на ту, которая тебе понравилась – этого можно добиться. Да, у тебя должны быть игроки, которые немного напоминают твой способ понимания футбола. Во время моей тренерской работы в молодежном клубе, когда я видел, что моя команда играет хорошо и делает что-то похожее на то, что я хотел, мне это очень нравилось.

Когда Вы поняли, что хотите быть тренером?

— Когда я был главным тренером молодежной команды «Реал Мадрид». Когда я был помощником тренера, у меня были плохие времена, потому что мне нравится принимать решения и быть помощником более чем сложно.

Теперь, когда Вы являетесь профессиональным тренером после того, как в течение многих лет были профессионалом в качестве игрока, Вы помните те годы, когда начали играть в футбол в детстве и жертвовали своими родителями и своей семьей?

— Слава Богу, это того стоило – даже если бы я не попал в элиту, думаю, это бы того стоило: в академии «Мадрида» мы пережили очень красивые и особенные моменты. Когда ты попадаешь в элиту, все по-другому, ты получаешь огромную радость: ты можешь жить так, как тебе нравится. Ты также достиг того момента, когда все люди, вся семья, которая помогала тебе в трудную минуту, получает свою награду и свое время, чтобы насладиться этим.

С тех пор, как Вы достигли элиты, Вы никогда не забывали своих родителей.

— Я благодарю своих родителей за все, что они для меня сделали. Я вернул им то, что они дали мне: они дали мне много любви, и они всегда заботились обо мне с самого детства. В нашем доме были трудные в финансовом плане времена – я знал это, но они всегда были рядом со мной, оказывая поддержку. К счастью, как только я смог, я вернул всю эту любовь. Я чувствовал, что в долгу перед ними, потому что они дали мне все: они пережили трудное время, и я хотел, чтобы они наслаждались жизнью. Я сделал это со всем удовольствием, и я счастлив – это то, что всегда будет частью меня. Я помог своим родителям заполучить лучшую жизнь.

Какие ценности Вы передаете своим детям?

— Мои дети поддерживают меня – они знают, как трудно быть тренером: это сложная, трудная работа, потому что ты никогда не знаешь, где и как долго сможешь возглавлять команду. И все это сложно, особенно если твои дети – подростки, которые уже обжились в определенном месте. Я вижу их редко, но люблю – я всегда хочу их видеть.

И шестилетний малыш, который уже почти говорит по-турецки.

— Он здесь с нами, и это правда – он говорит по-турецки больше, чем отец.

Как живется в Стамбуле?

— Здесь действительно приятно жить: мы живем в тихом районе, рядом школа, неподалеку тренировочная база, и нам не на что жаловаться. Этот город нужно посетить, узнать и насладиться им в полной мере. Он впечатляет.

Ходите ли Вы в Гранд-Базар или в собор Святой Софии?

— В кепке и очках. Я стараюсь не показывать татуировки, потому что так меня легче узнать (смеется). Люди здесь приятные и очень тебя уважают.

А когда команда проигрывает?

— Они очень пылко проявляют себя во всем, как когда ты выигрываешь, так и когда ты проигрываешь. Что-то похожее есть и на «Бернабеу» – болельщики, которые любят побеждать. Это хорошо для игрока, поскольку это мотивирует его, и он знает, что он должен всегда стараться изо всех сил.

Сначала игрок, а теперь помощник тренера в «Бешикташе»…

— Я уже сказал это, когда покинул «Реал Мадрид»: мне нужно было расти, и я хочу быть главным тренером, и это моя цель на следующий сезон. Где? Я не знаю. Я счастлив здесь, но никогда не знаешь, что произойдет дальше.

Вы сказали о фанатах на «Бернабеу», ну и сезон переживаний, верно?

— Будучи мадридистом, я пережил это, как и они. Это сложный сезон после нескольких замечательных лет, что мы провели в Европе, но такие циклы должны происходить. Я думаю, что игроки и другие представители клуба сказали об этом очень четко – такое может произойти. Я не знал, случится это в этом сезоне или в следующем: это произошло в этом году, и теперь мы должны стараться быть спокойными и искать лучшие решения.

Вы сталкивались с подобными ситуациями как игрок?

— «Реал Мадрид» всегда возвращается. Я не знаю, что для этого потребуется – нужно ли просто мотивировать игроков или тренеру должны дать более конкурентоспособную команду на следующий сезон, чтобы снова бороться за все. Понятно, что руководство «Реал Мадрид» знает, что нужно что-то менять, и я уверен, что они это сделают. Все игроки хотят перейти в «Мадрид», и я не думаю, что у команды много проблем. «Реал Мадрид» должен подписать игроков, и мы увидим, кого они приобретут.

Но трансферный рынок сошел с ума.

— Это безумие – я не знаю, до какой точки это дойдет. Не только в плане трансферов, но и по заработной плате: если платят столько, то потому, что это было сгенерировано – это точно.

После всего, что произошло в этом сезоне, думали ли Вы, что станете тренером мадридского «Реала»?

— Очевидно, что у меня было бы больше шансов, если бы я все еще был в «Мадриде», но я не люблю оглядываться назад – это ничего не дает. Теперь я счастлив, что принял решение приехать сюда. Мне было очень приятно узнать, каково быть тренером в профессиональном футболе и продолжать расти.

Вы ожидали увидеть Зидана на тренерском мостике еще раз?

— Это удивило меня, но всем ясно, что Зидан очень хорошо справился с «Мадридом», и команда оказалась в сложной ситуации. Дружба между Флорентино Пересом и Зиданом также помогла. Если это ради блага «Реал Мадрид», все мы, мадридисты, рады его возвращению.

Нужна ли радикальная перестройка?

— Предпосылки к этому есть. «Реал Мадрид» пока действующий чемпион Европы. Да, рынок таков, какой он есть – ты не можешь сделать много приобретений. Есть время подумать о том, что им нужно, что у них есть и решить, каких игроков они хотят оставить.

Многие болельщики «Мадрида» говорят, что однажды Гути станет тренером мадридского «Реала». Остаётся ли это Вашим стремлением?

— Как пить дать, я всегда это говорил: находиться на скамейке «Реал Мадрид» – максимум, как и для игрока: оказаться там в один прекрасный день было бы просто прекрасно. Я знаю, что должен многого добиться, чтобы стать тренером «Мадрида», но и чтобы стать игроком Королевского клуба, также нужно приложить немало усилий – я не боюсь этого. Единственное, чего я хочу – иметь возможность делать все хорошо, чтобы моя работа стала известна, и я продолжал совершенствоваться.

Люди уже знают, кто такой тренер Гути, не так ли?

— На данный момент я доволен шагами, которые я предпринял: сейчас я близок к последнему этапу – стать главным тренером профессиональной команды. Я жду этого, взволнован и с большим энтузиазмом надеюсь, что это произойдет этим летом.

Какой бы Вам хотелось видеть игру своей команды?

— Такой, которая мельком напоминает мне времена, когда я сам был игроком. Да, во многих моментах играть так не удастся, мне придется адаптироваться к игрокам, которые у меня есть. Если говорить о том, чего я хотел бы – я знаю, что хотел бы видеть что-то похожее на то, как я двигался на поле. Если нет, мне придется приспособиться – великие тренеры делают так. Моя цель – быть главным тренером. Я не говорю о «Мадриде» или каком-либо большом клубе, потому что это нечто далекое и сложное. У тебя должно быть имя, чтобы сделать шаг вперед.

Но Гути – это громкое имя.

— Многие все еще помнят игрока Гути, но это закончилось, когда я повесил бутсы на гвоздь – теперь я другой человек. Я все еще Гути, но теперь у меня совершенно другая жизнь, и я надеюсь, что у меня появится возможность стать главным тренером.

Был ли этот шаг трудным?

— Да, очень. Мне всегда нравилось принимать решения, и когда ты не можешь их принимать… Я помнил, что мне пришлось пройти через этот период и быть вторым номером, обучать детей, развивать себя.

Ваше сообщение передается игрокам?

— Да, да, это действительно работает: я отношусь к ним так же, как я хотел бы, чтобы некоторые тренеры относились ко мне. Я учу их видеть, что лучше для них и команды.

Каков предел тренера?

— Лучший тренер – это тот, кто в трудные моменты улучшает команду, а в хорошие времена – немного отходит в сторонку и действительно позволяет игрокам получать награды.

Как Вы можете управлять группой из 24 человек, если только 11 могут играть?

— Игроки знают это: действительно, некоторые будут чувствовать себя лучше или хуже, но игроки знают, что такие решения должны приниматься. Должна быть «закулисная» команда, которая делится с тобой этой способностью общаться с игроками: тренер не может быть всегда с ними – это утомительно.

Никто не сомневался в Вашей близости с мадридским «Реалом», когда Вы отклоняли предложения других команд или когда другие игроки приходили, чтобы занять Ваше место…

— Все, что мне приходилось терпеть, будучи игроком, заставляет меня задумываться, каким я могу быть тренером: я очень верю в себя и верю, что могу справиться. Это будет очень тяжело, потому что люди думают, что Гути – игрок, а не тренер, хотя уже прошло шесть лет. Конечно, все сложится хорошо. Кто знает, увидим ли мы друг друга на другом интервью и в другой команде.

Мне нравится эта идея, что Вы всегда будете Гути.

— Да, я всегда буду Гути: я говорю всем называть меня Хосе, потому что мне это нравится, но я ничего не имею против Гути, и поэтому я всегда буду Гути. Но и Хосе тоже (смеется).

Криштиану или Месси?

— И тот и другой. Да, я недавно написал в Твиттере, что выбрал Месси, но я высоко ценю то, что сделал Криштиану – он отличный игрок. У Месси больше таланта, Криштиану – больше голевая машина: у него больше амбиций, он игрок, который добился всего сам. Невероятно, что в эпоху Месси ему удалось выиграть пять Золотых Мячей. Он был чрезвычайно важен для в «Мадрида», и постоянно демонстрировал.

Думали ли Вы, что «Мадриду» будет так не хватать Роналду?

— Он был важной фигурой, прежде всего – в плане реализации голов, особенно в больших играх. «Мадриду» не хватает Роналду.

Источник