3 мин.

Фарм-клубы в России. Казнить нельзя, помиловать

В последнее время российский футбол всё больше напоминает телеканал со сборником реалити-шоу.  Выбирай любое, тут и война Кикнадзе с болельщиками, скандалы с судейством, фарм-клубы. Выбрав «Шоу Фармов» мне сразу пришлось не по душе его название, надо всё-таки  отделять мух от котлет. Само явление фарм-клубов — это практика, которая зарекомендовала себя десятилетиями.  Потому настаиваю на другом названии «Бастард Шоу».

В первую очередь фарм-клубы создавались, чтобы молодые игроки получали игровую практику, не покидая клуб или франшизу. Создавалась необходимая вертикаль. Поэтому, например,  к «Сочи» больше применимо название бастард-клуб.  Команда используется, как склад неликвидных футболистов «Зенита», а не как ферма по выращиванию молодежи. Такая ферма у петербуржцев есть, называется «Зенит-2», вопрос другой, что выращенная там молодежь не получает шанса.  К примеру, за «Локомотив» в сезоне 19/20 сыграло 9 игроков своего фарма «Казанки», ещё больше было задействовано в тренировках с основной командой. По политике комплектования состава и философии клуба видно, кому нужны фарм-клубы, а кому бастард-клубы, помогающие, в том числе, обходить лимит на легионеров

И всё бы ничего, но когда клуб-склад находится в одной лиге с поставщиком этого склада, тогда-то и возникают вопросы о спортивном принципе. Прецеденты, конечно, были, «Фейеноорд» и его «Эксельсиор», но там всё-таки история больше про фарм-клуб, но всё равно это ненормально. А вот нормальная история, когда фарм-клуб находится в другой стране. Тогда плюсов становится еще больше. Яркий пример «Серкль Брюгге». Команда столкнулась с финансовыми проблемами и в феврале 2017 года была достигнута договорённость о сотрудничестве с «Монако». Тем самым команду не только удалось спасти, но и получилось взаимовыгодное сотрудничество, бельгийцам талантливые молодые игроки, а монегаскам возможность обкатать этих молодых. В прошлом году такой путь проделал россиянин Кирилл Климов.

А что же «Химки»? “Исполком Российского футбольного союза одобрил изменения в регламент РПЛ в части ограничения аренд. Теперь один клуб Премьер-лиги сможет арендовать у другого не более двух футболистов в течение одного сезона.” Такое решение было вынесено 7 августа. «Краснодар» был инициатором, большинство клубов поддержало. Значит ли это, что «Химки» теперь не станут очередным бастард-клубом? Возможно, но, как мы знаем в России строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Но то у нас, не стоит забывать, что мы входим в УЕФА. Сергей Юран уже грозился подать иск, однако, как часто у нас бывает, удалось договориться со строптивым тренером. А если УЕФА сам заподозрит нарушение спортивного принципа? Санкции могут быть очень жесткими.

Нашу лигу всё чаще называют Лигой Приколов и один из таких «приколов» – бастард-клубы. Таким клубам не место в высшем эшелоне российского футбола. А фарм-клубы в своём нормальном состоянии казнить нельзя, помиловать