3 мин.

Ганс-Йоахим Штук

Осветив гоночную карьеру одного талантливого пилота Марч в середине 1970-х, мы переходим к другому – Гансу-Йоахиму Штуку. Немец, выступая в спортпрототипах на просторах Германии и Бельгии, тяготея к гонкам на выносливость, дебютировал в Формулах аж в 20 лет (тогда это достаточно рано).

Проехав одну гонку в «фарме» Бребэма и половину сезона во второй команде Марча в Формуле с индексом «2», немец был удостоен места в последней команде в Формуле-1 на сезон-1974. Впрочем, борьбу в Формуле-2 он не заканчивал в тот год.

Как можно было догадаться исходя из предыдущей статьи, напарником немца стал Хауден Гэнли, а потом и Витторио Брамбилла. Переигрывая итальянца в квалификациях, и, зачастую, в гонках, Ганс набрал в первом сезоне в 5 раз больше очков, чем напарник (5:1).

Тем не менее, у Брамбиллы было в 2 раза меньше сходов и отсутствовали непройденные квалификации (у Штука их было две). В Формуле-2 в тот год он стал вице-чемпионом, проиграв Депайе только из-за недостатка гонок относительно француза.

1975 год был разделен у Йоахима на 2 части: Ф-1 и Ф-2, в каждой из которых, он к сожалению не преуспел. В первом случае он провел 5 этапов и в 4 из них вынужден был сойти, а в младшей серии подиум в Хоккенхайме, два схода и один финиш вне очков.

В 1976 году Штук вновь стал боевым пилотом Марч, но уже с начала сезона. Противостояние с Ронни Петерсоном и Витторио Брамбиллой немец закончил в совокупности на 2 месте. Ганс был лидером по % сходов в команде, но лидером по финишам в очках.

В конец концов, Витторио выступал стабильно, но ехал медленно; Ронни запомнился только послом и победой; Штук же финишами в очках, но огромным количеством технеполадок. Несмотря на эти минусы, на минусы огромного роста (194 см) немца, руководство Бребэма приняло решение взять гера в команду, начиная с Гран-При США- Запад вместо Карлоса Паче. Штук лишь трижды опередил в квалификациях своего напарника – британского пилота Джона Уотсона. Зато по очкам наш герой опередил джентльмена на 4 очка (рассматривая период общего соперничества).

Штук побывал дважды на 3 местах в Германии и Австрии (два этапа подряд(!)); сошел на 3 раза меньше Джона, и по финишам в очках счет 5:2 в пользу уроженца Баварии. Но, несмотря на это, на 11 место в личном зачете по итогам сезона, Штуку пришлось из Бребэма уйти, уступив место Ники Лауде, в Шадоу - команду, которая состояла в рядах аутсайдеров.

Впрочем, состав у этого коллектива в тот сезон был действительно боевым: Штук и Регаццони. Правда, несмотря на такую отличную кадровую составляющую, машина была никудышна: 6 непройденных квалификаций (5 у Регаццони, кстати).

Что касается сравнения в квалификациях и гонках меж пилотами, то Регаццони был чуть быстрее в субботу, а в воскресенье Штук сходил в 10 случаях из 16! Регаццони - всего 3. По очкам же швейцарец переиграл виновника статьи 4:2. Подытоживая очную ставку бывшего резидента Феррари и Штука, то можно сказать, что она была примерно равна с совсем небольшим гандикапом Клая.

Следующим и, как потом оказалось, последним местом дислокации Ганса-Йоахима Штука в Формуле-1 стала АТС. Немецкая команда подобно Шадоу походила на аутсайдера как по скорости, так и по надежности. Гер лишь в 5 Гран-При стартовал в топ-15, дважды вынужден был пропускать гонку из-за не пройденной квалификации, и 7 раз капитулировал в воскресенье досрочно.

Пара очков за 5 место на последнем этапе сезона в США стали единственным, пожалуй, светлым лучиком того года и исключительными баллами немца. Прогресс техники требовал от гонщиков с каждым годом все меньших и меньших габаритов...

Почти двухметровый ариец стал одним из немногих тех, кто выступал ярко, не щадя машину, добиваясь максимума от эксплуатируемой техники. Шанс, казалось, де-факто топ-команде оказался сезоном в коллективе «меж лидерами и середняками».

Да, в 1977 году Штук стал лидером Бребэма, опередив Джона Уотсона, но время для продолжения карьеры именно там, к несчастью, оказалось крайне неудачным – кто же знал, что австрийский взгляд двукратного чемпиона мира Ники Лауды в 1978 году падет именно на команду Берни, когда у него был Штук, способный приносить подиумы, и, быть может, победы?..