3 мин.

Страсти по "не нашей" Насте

«Не наша Настя», «Выстрел из засады» - едва завидев такие заголовки на первой полосе уважаемых изданий («Спорт-Экспресс», «Спорт день за днем»), уже можно было догадаться, что журналисты нашли ту самую животрепещущую тему, которую они будут окучивать до победного конца. Акулы пера любят такие истории, они умеют их раскрутить. Таким образом, новоиспеченная олимпийская чемпионка быстро превращается из простой сенсации в «черную мамбу», которую похоронили у нее на Родине самые близкие и уважаемые люди (то есть, тренеры и функционеры), не дав ни единого шанса, но она, мамба, восстала из пепла и всех закопала на олимпийским стадионе. Мол, вот, посмотрите, где все ваши олимпийские надежды (в хвосте паровоза) и где я! И обидчики не подкачали: они все осознали и искренне раскаялись, приведя СМИ в полный экстаз.

Тихонов: «Каюсь! Каюсь! Каюсь!»

Ну куда же без него! Александр Иванович теперь всем гордо и трагично признается, что это именно он профукал барышню. Так и говорит, мол, я ко всем тренерам подходил, спрашивал, нужна ли она им, а они говорили, что не нужна. Вот и отдали ее. Тренеры, надо отдать им должное, умно молчат. Журналисты наперебой твердят, ну как же так! Человек на юниорских соревнованиях побеждал, места брал, и как же такую спортсменку мы отпустили?! Ответ на этот вопрос дал не кто иной, как Кущенко: «Я к ее отъезду в Словакию никакого отношения не имею. Но я бы подобного не допустил» («Спорт Уик-Энд»). Вот и весь ответ: «я бы такого не допустил»…если б хоть на минутку мог предположить подобный расклад! А кто его вообще мог предположить? Да , были немногочисленные подиумы КМ, серебро на ЧМ 2009, но, между тем, остальные наши спортсменки брали места, подиумы, выигрывали чемпионаты мира (и куда чаще!) – тот выбор, который сделали тренеры, выглядел, по крайней мере, спортивно. Несправедливо, что вот так, исходя из одной гонки (пусть она и олимпийская), люди теперь перечеркивают достижения остальных спортсменок, и винят тренеров, что они поставили не на тех.

Почему она сбежала? Я ее не обижала…

И все-таки, почему они уходят, меняют гражданство, выступают за чужую страну? Причин, на мой взгляд, несколько. Бывает, у спортсмена просто нет выбора: Марина Анисина, например, вынуждена была искать партнера за рубежом, потому что 2 русских партнера ее оставили. Пейзера категорически отказался выступать за Россию – в результате, Анисина принесла Франции золото Солт-Лейк 2002. Йохан Мюллег - двукратный чемпион той же Олимпиады – рассорился с тренером из-за того, что тот запрещал Мюллегу держать в доме прорицательницу (!). Смех смехом, но так он и стал выступать за Испанию и превратился в Хуанито. Человек понял, что развиваться ему на Родине не дадут, потому что хороших лыжников среди немцев хватает, и поехал туда, где их вообще отродясь не было. Наконец, Юко Кавагути – тут все просто. Ее сложно представить в роли одиночницы, а парное катание в Японии, не то, чтобы находится на зачаточном уровне, его там в принципе нет. В итоге, Юки уехала в страну, где школа этого вида сильнейшая в мире. Что касается Кузьминой, она, конечно, могла в итоге достучаться в «закрытые двери», но всего лишь предпочла более разумный вариант. Согласитесь, намного легче, с психологической точки зрения, раскрыться там, где нет постоянного страха, что вышибут из сборной, где не давит постоянная конкуренция, где все силы брошены на тебя одну, потому тут ты – не одна из многих, а единственный бриллиант, который обеспечат необходимой огранкой. И хотя некоторые люди утверждают, что она уехала туда только по причине замужества, наверное, это не так. Она сделала выбор, и этот выбор оказался лучшим – еще неизвестно, что было бы, останься она в России.

А что же Настя?

Настя счастлива, она теперь Олимпийская чемпионка. Она искренне благодарна Словакии и даже умеет петь национальный гимн: «Оно (золото) принадлежит не только мне, но и всей Словакии. Переезд в эту страну дал мне шанс, и я его использовала» («Спорт день за днем») - осмелюсь предположить, что в этих словах все же таится срытый упрек. И, несмотря на эйфорию победы и всю теплоту своих чувств к державе, которая оценила ее по достоинству, кажется, примешивается к этим эмоциям еле заметная грусть. Ведь медалей, даже олимпийских, может быть много, а Родина – все-таки, одна.