10 мин.

Выйти вон

 

Здравствуй, мой дорогой, любимый, уважаемый читатель!  

Я не собирался писать эту главу повествования. Совсем не собирался. Даже не думал. Но решил, что необходимость в этом есть. В том числе и для меня самого. Тем более, что к заявленной теме «Фигурное катание – политика» описываемые события имеют прямое отношение. Забегая вперед, скажу, что я так ничего и не написал.

Внезапно для самого себя, я посчитал важным и нужным, рассмотреть цепь событий, приведших к решению Протопопова и Белоусовой оставить Родину навсегда. Людей, маниакально влюбленных в фигурное катание. Людей, вина которых, на мой взгляд, состоит в том, что они ошибочно продолжали считать, что фигурное катание по-прежнему только спорт и искусство и не видевших в нем политики. Парадокс. Впрочем, не единичный. Сначала ты делаешь историю, затем история делает тебя и выбрасывает на свалку.

Я не смог бы рассказать что-то новое для тех, кто хотел понимания и раньше. Мне хотелось собрать воедино факты и воспоминания, предваряющие события, вошедшие в историю страны, как «предательство Родины».

Открыл замшелый том истории российского фигурного катания: перелопатил усердно рунет, обозначил участников, достал все имена с приставкой «великий» (других там просто и не может быть), систематизировал хронологически в календаре эпизоды, даже начал «творческий» процесс… И передумал. Закрыл «ящик Пандоры» для тебя, читатель. Кто я такой, чтобы из двадцать первого столетия расставлять акценты по обрывкам слухов и сплетен? Давать оценки великим, ушедшим и слава Богу здравствующим, ныне творящим мэтрам, действия которых никогда не были зависимы исключительно от собственной пользы? В конечном итоге каждый их шаг, возможно «ужасный», подчинен интересам страны, а стало быть моим и твоим личным интересам.

Но всё же мне удалось извлечь смысл из своей неуемной жажды знаний, мой друг. Я отрыл на бескрайних просторах интернета «жемчужину». Образец по стиранию славы и превращению ее в труху. Человеку, не поленившемуся достать для нас из глубин столь редкий, бесценный дар, музейный экспонат, я хочу выразить отдельную благодарность

Чем еще, кроме политики, можно объяснить тот факт, что дважды олимпийские чемпионы, родоначальники советской и российской школы фигурного катания остались в памяти некоторых «благодарных потомков» лишь «предателями»? Плевать в историю всегда нужно с оглядкой. Велик шанс, что сверху над головой откроется портальное окно вечности и прицельно ударит в лоб сублимированной годами массой слизи.

Сегодня я хочу представить для твоего ознакомления, читатель, одно из свидетельств той эпохи. Именно эпохи. Памятник эпохе, а отнюдь не свидетельство чьей-то личной ненависти. На месте упомянутых далее людей мог быть любой из ныне великих. Не нам судить тех, кому не был предоставлен выбор даже в молчании. И не нам хвалиться своими возможностями целиком отключать тормоза, анонимно «расставляя кресты» на исторических личностях в виртуальном пространстве. Но мы могли бы честно судить, если не себя, то о себе. Ответить на вопрос: когда нам отшибло память? Возможно, у многих это случилось еще до рождения?

 

31 октября 1979г. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА № 44

КТО БЫЛ КТО

…ЧТОБЫ ЗАБЫТЬ УЖЕ НАВСЕГДА

Недавно солисты Ленинградского балета на льду супруги О. Протопопов и Л. Белоусова, выехав на гастроли в Швейцарию, решили там остаться. Сейчас они дают интервью представителям западной прессы. Стремятся объяснить мотивы, побудившие их порвать с Отечеством. В своих заявлениях пытаются бросить тень на нашу страну, на советский спорт, на бывших товарищей по спорту. В свое время Протопопова и Белоусову называли «звездами» советского спорта. У многих из нас остались в памяти яркие спортивные фантазии на льду «Лунная соната», «Грезы любви». «Ласточка»... Казалось, имена Протопопова и Белоусовой навсегда вписаны в самые яркие страницы истории советского спортивного движения.

И вот бывшие «звезды» по своей доброй воле идут на то, чтобы их имена были стерты с этих страниц, чтобы из почетных и уважаемых стали одиозными, скандальными и в недалеком будущем забытыми. Чем же им не угодило Отечество! Когда в «Литературной газете» узнали, что в Москве находится один из известных мастеров фигурного катания Алексей Уланов, мы попросили его заехать к нам в редакцию. Алексей Уланов и его жена Людмила Смирнова — тоже солисты Ленинградского балета на льду и достаточно хорошо знают Протопопова и Белоусову.

- Как вы, Алексей Николаевич, встретили весть о решении ваших бывших коллег остаться на Западе? — спросили мы Уланова.— Было ли это решение для вас неожиданным?

– По правде сказать, вначале я подумал, что ослышался. Потом решил: наших товарищей просто-напросто оклеветали. Тут же поехал к матери Протопопова Агнии Владимировне, которую знаю давно. Она сказала: «Никогда не поверю! Мой сын патриот. Он не может отречься от родной земли». Она, должно быть, и сейчас не верит. Считает, что случилось какое-то недоразумение. Во всей этой истории больше всего можно посочувствовать именно ей, Агнии Владимировне. Ее потеря велика. Ведь не только сын, еще и ученик... Агния Владимировна — бывшая артистка балета, и в работах сына, особенно в «Лунной сонате», немало ее сил и вдохновения. И вдруг отрекся! От всего. От нее тоже...

Можно прожить с человеком многие годы и все-таки не узнать до конца подлинную его сущность. Не только порвали с Родиной, но и оклеветали ее! Но моральный крах не случается внезапно, как обвал. Скатываются вниз постепенно. Иногда даже незаметно для других.

- Неужели вы не замечали раньше перерождения Протопопова и Белоусовой?

- Замечали. Только не думали, что они могут пойти на самое крайнее. Что греха таить, на некоторые их моральные выверты просто старались не обращать внимания. Дать настоящую оценку Протопопову и Белоусовой нам мешали вера в то, что они сумеют изменить себя, уважение к их прошлым заслугам в спорте. Мы оказались обманутыми. Случившееся разом заставило многих прозреть. Все прежние «слабости», все «мелочи», которые мы порой так просто прощали, сложились в полный и довольно неприглядный портрет. И сейчас мы поняли: то, что совершили Протопопов и Белоусова, для них не случайность, не временное помутнение разума, а закономерность. Они к этому, видно, шли давно.

Горько думать о происшедшем мне и моей жене Людмиле. Как-никак мы были с семьей Протопопова—Белоусовой в отношениях добрых. Почитали их как старших товарищей, мастеров с большим творческим прошлым, неизменно верили в лучшее в них.

Были ли мы друзьями? В спорте на льду Протопопов и Белоусова тренировались только вдвоем из опасения, что кто-то «откроет» секрет их мастерства и победит. Эта «замкнутость для победы» приучила их к скрытности и в общении с окружающими. А дружба без откровенности — это не дружба.

У нас на глазах шел процесс угасания мастерства некогда незаурядной пары спортсменов. Годы к людям беспощадны. С этим надо считаться. Выше себя не прыгнешь. Спорт есть спорт, рано или поздно на самые высокие ступеньки на пьедестале почета встают более сильные, более достойные. Им бы уйти со спортивной арены с достоинством, а они все тщились именно прыгнуть выше себя. Горьким для них оказался год 1969-й. Были всегда вне конкуренции и вдруг... на чемпионате СССР - вторые, на чемпионате Европы — вторые, на чемпионате мира — третьи... С этого все и началось. Они ушли из спорта на профессиональную сцену, затаив обиду на всех и вся, и она, эта обида, все больше иссушала их души. Придя в балет, ждали восторженных рецензий, портретов, цветов, аплодисментов... как в прошлом. Остались только вежливые аплодисменты прежних почитателей...

С годами обычно приходит мудрость. К ним мудрость так и не пришла. Слава, которая обрушилась на них в годы триумфа, навсегда искалечила их нестойкую психику. И это предопределило дальнейшую судьбу. В работе терпели неудачу за неудачей, особенно когда перешли из спорта в балет на льду. И «Грезы любви», и «Лунная соната» — творения не только Протопопова и Белоусовой. Они же успех не хотели делить ни с кем. Во всем — только они! Всегда были убеждены, что на льду они лучше всех — были, есть и будут.

Немало было желающих поддержать Протопопова и Белоусову в трудное для них время. Но они от товарищеской поддержки отказывались. «Вы на льду работаете, — с амбицией говорил нам Протопопов, — а я творю!» И вот оказались в одиночестве. Осталась одна амбиция. Творческих сил уже не было. За 6 минувших лет они сумели поставить только два номера, занимаясь в основном переделкой старого. В этих срывах никто их не винил, с ними по-прежнему считались.

Прошлые заслуги в нашей стране не забывают. Им предлагали возглавить балет на льду в Ленинграде, предлагали руководить спортивной школой, выдвигали на почетную тренерскую работу. Они отказывались от всего. Им казалось это унизительным. «Мы еще заставим говорить о нас! Мы еще покажем себя!» — твердил Протопопов. Вот и показали...

Истинное творчество непременно основывается на высокой нравственности, на чувстве добра и чистоте помыслов, на любви к людям. Были ли эти качества свойственны Протопопову и Белоусовой? Нет! Нас поражало: как в них может сочетаться природная одаренность с нетерпимыми для всех чертами характера. Всегда удручали их зазнайство, неуважение к товарищам, желчность. И их страсть к наживе. Раньше мы посмеивались над ней как над слабостью избалованных и благополучных. Потом стали все больше задумываться: что это — крохоборство, стяжательство? Их натура?

Сейчас уже под другим углом зрения вспоминается то, чему порой удивлялись... Хорошо обеспеченный человек, Протопопов писал письма в Ленинградский горсовет с требованием освободить его от квартирной платы на время выездов из Ленинграда на гастроли и тренировки. Это-то при нашей мизерной квартирной плате! ...Получив по чьей-то ошибке два комплекта аппаратуры в одной упаковке, они не постеснялись заявить, что в коробке был лишь один видеомагнитофон, и ни уговоры, ни слезные просьбы пострадавшего не поколебали их. Так и присвоили не принадлежавшее им, поступившись совестью и мнением людским.

...Когда Протопопова спрашивали, согласен ли он принять участие в очередных показательных выступлениях, он прежде всего интересовался: «Сколько заплатят?» Если сумма не устраивала — торговался. Подобных фактов приходит на память немало.

Удирая за границу, туго набивали чемоданы. Среди их вещей оказалась даже швейная машинка, что потом вызвало иронию у западных журналистов. На память о прошлом положили в чемодан сочиненную ими в свое время книжку «Золотые коньки с бриллиантами». Между прочим, в этой книжке есть утверждение, что их былые высокие результаты — это «как бы концентрированный успех — и не только нашего спортивного движения, а всего, что дает нам любимая Родина».

Покинув навсегда «любимую Родину», новую свою жизнь за рубежом Протопопов и Белоусова начали опять же со стяжательства и обмана. Швейцарский импресарио Курт Сёнинг, который в третий раз организовал их гастроли, уже после бегства Протопопова и Белоусовой заявил, что они присвоили всю сумму служебных денег, которую он, веря в их порядочность, вручил им для передачи в Москве Госконцерту. Сейчас выступают на пресс-конференциях, дают интервью. Видите ли, оказывается, их «творческие порывы душил советский режим»! Да и швейцарские товары, по заявлению Протопопова, лучше советских. Интервью дают с разбором. Вопрос у них прежний: «А сколько за это заплатят!» Ведь предательство тоже может стать бизнесом.

Что же их толкнуло попрошайничать у чужих подъездов? Творческие мотивы? Или что-нибудь другое? Я не верю, что руководила ими надежда на то, что там «оценят» их талант, откроют в них новые творческие возможности, которые, оказывается, в нашей стране не смогли открыть. Наверное, на это они уже и не надеются. За кордон потянуло их другое: стремление оживить свою угасшую известность путем скандала. Поднявшись на гребень популярности, они вдруг почувствовали, что почва-то под ногами нетверда. Вот и вздумали искать себе в чужом краю новую почву для опоры. Завоевать новую известность путем измены стране, которая их взрастила. Только в этом и надо искать причину их бегства. Да еще в страсти к наживе. Запад приобрел не спортивных «звезд», приобрел двух алчных, деловитых потребителей.

В заключение нашей беседы мы спросили Алексея Уланова: - Какой, по вашему мнению, может быть дальнейшая судьба Протопопова и Белоусовой за границей?

- Предугадать нетрудно. Наша страна без них проживет. А большое ли они приобретение для Запада? Спорт уже покинули, до настоящего искусства балета на льду еще не дошли. И дойдут ли? Бывшие советские спортсмены нужны кое-кому в неблаговидных политических целях, и только. Вспышки репортерских блицев некоторое время пощекочут самолюбие, напомнив о прежних триумфах. Видите ли, все-таки «себя показали» снова! Но в антисоветской пропаганде фигуры они эпизодические, забудут о них скоро.

В прошлом году в день рождения Людмилы Белоусовой мы подарили ей книгу, написав на ней слова древнегреческого поэта: «Каждый человек носит в своей груди бога — это наша совесть». Эти слова, поверьте, мы написали не случайно. Для нас нет вопроса: что они потеряли раньше — Родину или совесть? А такие потери бесследно не проходят. Рано или поздно они вспомнят об этом и не найдут себе оправдания. Возможно, на клевете в адрес Отечества беглецы подработают. Возможно, Протопопов купит даже «мерседес», о котором так давно мечтал, — ему всегда хотелось, чтобы его спортивные достижения отмечались не медалями, а «мерседесами». Приобретут что-то еще и еще из вещей — вещи их неизменно волновали. Но разве это заменит Родину, заменит уважение честных людей, в том числе и на Западе!

Протопопов уверял, что о них заговорят снова. Что ж, в этом номере «Литературной газеты» мы действительно решили сказать о них. Но только для того, чтобы забыть уже навсегда.

Вел беседу Е. ВИКТОРОВ 

 

Протопопов был прав.

 

Статья "Литературной газеты" опубликована в сети maxpark