3 мин.

И о дисциплине…

 

«Быстрый центр» в обзоре к проигранному матчу с немками пишет о дисциплине. Главный тренер – тоже о ней. Что ж, давайте поговорим про дисциплину. А точнее – про управляемость.

Эта штука состоит из двух частей: 1) тренер должен уметь управлять; 2) команда должна быть управляемой. Чем более команда опытная и классная, тем более она управляема. Чем менее команда опытная и классная, тем больше усилий надо приложить тренеру, чтобы её управляемой сделать.

Для примера рассмотрим вчерашнюю игру: то, как своими игроками управляли тренеры, и что из этого вышло.

Не могу знать, когда именно немецкой сборной было принято решение играть через края: ещё до матча или по его ходу на первый его минутах, но игра эта явно была хорошо подготовлена. Немки нашу защиту просто разрывали. Раз-два-три по стяжке – край вылетает на ворота – гол. Налево – направо – налево – направо. Сколько нам так забили голов? Я не проверял, но пишут, что штук десять.

Я ждал весь первый тайм. Сначала ждал, что игроки сами придумают, как с этим бороться. Потом ждал, что помогут подсказки тренеров по ходу матча. Так Екатерина Андрюшина присядет к одной – что-то ей расскажет, присядет к другой – ей что-то объяснит… И игра меняется.

Последняя моя надежда была на тайм-ауты – но и тут мимо. Так мы первую половину встречи и доиграли.

Немецкий тренер взял тайм-аут в не самый, как мне показалось, удачный игровой момент – его команда подтянулась к российской и набирала обороты. Он, однако, сделал важную настройку – указал своим подопечным играть агрессивнее в защите. Расслабленная защита с обеих сторон, уместная для товарищеского матча, явно больше дивидендов несла россиянкам.

И в каждом тайм-ауте немецкий тренер говорил своей команде играть агрессивней. А в последнем, уже отправляя гандболисток на площадку, сказал, что ему нравится уровень жёсткости и что можно ещё агрессивнее.

Как в партитуре Бетховена: играть быстро; потом ещё быстрее; ещё; так быстро, как только можете… и ещё быстрее.

Аналогичные призывы Людмилы Бодниевой к своей команде ни к чему не привели…

Несколько минут до конца. Немецкая команда проигрывает три мяча. Главный тренер передаёт слово помощнику. Тот чётко объясняет, что команда переходит на игру в два линейных. Говорит, кому что куда и как. Его все сразу понимают, кивают, выходят и делают. Это я сначала решил, что немки всемером отыгрываться задумали (оказалось, в линию идёт крайний игрок), но немкам всё ясно. Потому что всё это наверняка десять раз до матча разобрано и сто раз наиграно. Потому что не только на интервью к Киркорову, но и на игру надо приходить подготовленным.

Для наших девчонок игра немок – словно божественное откровение. Как против такого защищаться, совершенно не понятно. Хоть ложись и помирай. Кажется, все немецкие атаки голевыми получились.

Ладно, можно же и самим забить в ответ. Наш тайм-аут. Девчонки с трудом понимают, что от них хочет тренер. Подсказывают друг другу. Вроде с грехом пополам разобрались. Но это явно не то, что двадцать раз до этого сыграно на тренировке. Итог? Все видели.

Классная команда может многого добиться без тренера. Даже серебра олимпийских игр. Правда, классная команда с тренером добьётся большего. Крумбхольц намеренно сыграл против России две совершенно разные тактически игры. Пожертвовал игрой в группе, но сильно удивил Россию в финале. Наш тренерский штаб и команда ждали и готовились к тому, что уже было, а получили совсем другое.

У нас сейчас нет классной команды. Тем важнее роль тренера и его способность сделать команду хотя бы управляемой и выстроить те режимы, на которые можно будет переключаться. Потому что невозможно переключаться на то, чего нет.