10 мин.

Игорь Порошин: «Мы сейчас наблюдаем самый сильный «Зенит» в истории»

Игорь Порошин в эфире радиостанции «Зенит» и блоге «Выигранный воздух» на Sports.ru восхищается работой Лучано Спаллетти, но при этом уверяет, что такого уровня «Зениту» будет недостаточно в Лиге чемпионов. Также известный журналист выделяет универсализм Широкова, называет Кержакова опорником, верит в необходимость летнего усиления и не верит в Марадону и сборную Италии.

- Поговорим о «Зените» образца 2010 года. На ваш взгляд, появился ли у клуба некий запас прочности?

– Пока все выглядит очень странно. Как-то все слишком легко получается у Спаллетти. О запасе прочности можно будет судить в исторической перспективе. Странно и даже тревожно, что так все легко получается у «Зенита». Такого на моей памяти не было никогда. На мой взгляд, мы сейчас наблюдаем самый сильный «Зенит» в истории клуба. Меня удивляет то, насколько легко «Зенит» добивался своего в матчах с ЦСКА и «Сибирью». Я думаю, что главный вопрос и главная проблема, которая стоит перед Спаллетти, состоит в том, что той игры, которую сейчас показывает «Зенит» в чемпионате России, будет категорически недостаточно для достижения хорошего результата в Лиге чемпионов.

- Может, это не запас прочности, а просто везение или падение уровня чемпионата в целом?

– Наверное, из осторожности надо это иметь в виду. Если говорить о качестве футбола, то кроме «Зенита» фактически можно назвать только одну команду, игру которой можно назвать цельной – это Нальчик. Ну, может быть, «Томь». Но это очень локальная история, хотя игра в Томске для «Зенита» была худшей.

«Я узнаю в Спалетти своего любимого итальянского тренера последних трех лет»

- А лучшая? «Зенит» – «Спартак-Нальчик»?

– В этом матче играли две самые содержательные команды в российском чемпионате на сегодняшний день. ЦСКА, «Спартак», «Динамо» могут за счет исполнителей добиваться результата. Понятно, что Нальчика не будет в тройке, летние трансферы внесут коррективы, но чувствуется, что они хотят победы. Они совсем другие, нежели в прошлом году. Это команда с достоинством.

- Ваши впечатления от принципов ротации Спаллетти?

– Спаллетти очень узнаваем. Я узнаю здесь в «Зените» моего любимого итальянского тренера последних трех лет. Всегда интересно наблюдать за ним. Ты видишь процесс мышления. Интересно наблюдать, как он в процессе матча признает свои ошибки, исправляет их.

- Например, замена Хусти на Лазовича в матче «Зенит» – «Спартак».

– Да. И в матчах с «Амкаром» и «Сатурном» были замечательные замены. Это всего лишь один показатель, как работает этот тренер.

- Со стороны кажется, что он довольно безэмоционально проводит матчи. Почему?

– Нет! Там очень глубокое переживание. Видно, как мучительно он переживает не только гол в свои ворота, но и, например, бездарный пас своего игрока. В «Роме» это особенно было видно. У него очень интересные реакции. Не банальные.

- О схеме 4-2-3-1. Насколько успешно он пересадил ее на почву нашего клуба?

– Опять же, он очень узнаваем. Я совершенно не ожидал увидеть того же самого Спаллетти, которого я знаю, спустя 8-10 матчей. Мне до сих пор думается, что это мне кажется.

- «Рома» в синих футболках?

– Да. Возникает такое ощущение. Ведь тут не в цифрах дело, а в принципах игры. Это универсализм, а что касается группы атаки и середины поля... Компактность, вот что появилось в «Зените». Раньше этого не было.

«Мы, конечно, подозревали в Широкове универсала, человека способного в стилистике Маттеуса ходить от своей штрафной к чужой»

- В этом сезоне Спаллетти показал, сколь необъятен внутренний мир футболистов «Зенита». Многие игроки продемонстрировали совершенно неожиданные грани своего таланта. Например, выяснилось, что Данни – это не просто «свободный радикал», бродящий по полю там, где ему хочется, а что он может быть системообразующим футболистом, ведущим игру. Это было для вас откровением?

– Надо сказать, что меня больше впечатляют другие персонажи. Что касается Данни, то было более или менее понятно, какого масштаба этот игрок. Что же до Денисова или, скажем, Широкова, то они удивили меня по-настоящему. Мы, конечно, подозревали в Широкове универсала, человека способного в стилистике Лотара Маттеуса ходить от своей штрафной к чужой. Вопрос был только в том, на каком уровне он может это делать. Выяснилось, что на уровне чемпионата России – совершенно запросто. Сейчас важно понять, что будет в Лиге чемпионов. Потому что все равно две-три позиции в команде необходимо усиливать, и в этом заложен будущий возможный конфликт. Сейчас команда выглядит самодостаточно и с длинной, по нашим меркам, скамейкой.

- Файзулин, Хусти, Розина, Каннуников, Широков – это люди, которые могут выйти на поле и усилить игру.

– Но, опять же, в чемпионате России.

- Ну, если учитывать, что в группе «Униря» и «Батэ».

– То есть, ждем жребия, а потом бежим на рынок?

- Боюсь, уже не будет времени. Трансферное окно закрывается тридцать первого августа.

– Вот и получается, что весь вопрос в том, как будет действовать клуб летом. Мне, например, очень понравилось то, что «Зенит» в зимнее окно никуда не бежал. К сожалению, не приехали в команду Даниэле де Росси, Симоне Перотта, Жереми Менез. И я как-то не горевал по этому поводу. Меня это, наоборот, обрадовало, потому что, я думаю, у Спаллетти были возможности, придя в «Зенит», надавить на руководство и купить себе новых игроков. Но поведение Спаллетти и клуба выглядит очень мудро. Так что теперь осталось увидеть, как команда будет усиливаться летом.

- Вы заговорили о конкретных позициях. На ваш взгляд, кто это может быть?

– Думаю, что команде необходим левый защитник.

«Один из принципов Спалетти – форвард должен быть ростом не выше 180 и не уметь играть головой»

- Вижу, вам не нравится Томаш Губочан. Не верите вы в словацкого защитника.

– На самом деле, мне очень нравится Губочан. Он, безусловно, прогрессирует. И, тем не менее, есть большие сомнения относительно того, как его игра будет смотреться в матчах, допустим, с «Валенсией», «Севильей» или «Ромой». На мой взгляд, «Зениту» нужен еще один универсальный, мобильный опорник. Нужен еще один центральный защитник.

- Ну, про центрального защитника сказано уже очень много. С самого первого просмотра игр «Зенита» Спаллетти просит центрального защитника.

– Что касается габаритного нападающего, то можно сказать, что и он нужен. Но мне кажется, что Спаллетти будет против этого очень резко возражать. Как известно, один из его принципов состоит в том, что центральный нападающий должен быть ростом не выше 180 сантиметров и плюс к этому не уметь играть головой.

- С другой стороны, хочется поймать вас на ложной информации, поскольку в команде есть Канунников, забивший головой победный мяч «Амкару». Головой забили Данни, Ломбертс, а также можно вспомнить незабитый мяч Лазовича.

–У вас прекрасная память, но я сейчас говорю о том, что последние пять лет работы Спаллетти в его командах наблюдалось отсутствие так называемого титульного нападающего, который постоянно выходит в составе. Так называемой классической «башни». Но это вообще связанно с тем, как развивается футбол.

- А Вучинич не тянет на эту роль?

– Нет, конечно. При этом надо отметить, что нападающего, о котором я говорю, нет и в «Манчестер Юнайтед». Для меня таким нападающим является, скажем, Дрогба. Тот же Павлюченко чисто теоретически мог бы играть в «Роме», поскольку он все-таки игрок не одноплановый и может быть острым и этим задать архитектуру команде. При этом я ни в коем случае не хочу причислить Дрогба к одноплановым игрокам. В общем, это такой теоретический вопрос о том, может ли топ-команда играть без классического большого нападающего.

- Не могу не спросить про нашего Александра Кержакова, который прошедшую часть сезона был самой склоняемой фигурой в «Зените». Понятно почему.

– По-моему, очень хороший опорный полузащитник разрушительного плана.

«Кержаков – очень хороший опорный полузащитник разрушительного плана»

- Вы просто гений парадокса.

– Почему парадокса? Я просто констатирую факт. Александр Кержаков – хороший опорный полузащитник, выдвинутый далеко. Подобно тому, как играл в «Роме» Симоне Перотта или Родриго Тадеи. Защитники легко отнимают у него мяч, а затем им становится трудно, потому что Александр начинает их прессовать, стелиться в подкатах. Система работает, хотя бы на уровне результата. Спаллетти не рассматривает Кержакова как нападающего по всем показателям.

- Низкий, медленный, без куда-то подевавшегося голевого чутья.

– Я считаю, что Спаллетти продолжает выпускать Кержакова в основном составе, потому что ему нравятся его мобильность, то, что Александр не выключается из игры. Он теряет мяч и тут же начинает прессовать человека, который отнимает у него мяч. Это делает его универсальным. Все это – принципы игры Спаллетти. Когда-то он выдвинул вперед под нападающих Перотту, который всю жизнь «жег траву» в середине поля. В итоге Перотта забил впервые в своей жизни семь или восемь мячей за сезон в серии «А», периодически вываливаясь на позицию центрального нападающего.

- Хотелось бы достать хрустальные шары и посмотреть, что ждет «Зенит» в будущем.

– Думаю, в чемпионате России главная опасность для «Зенита» – это недостаток мотивации. Петербуржцы сейчас попали в такую ситуацию, с которой никогда не сталкивались: они уверенно идут на первом месте, а все, включая соперников, уверены, что «Зенит» уже чемпион. Посмотрим, как проявит себя Спаллетти в качестве мотиватора. Пока это у него получается не очень хорошо. Возьмите, к примеру, финал Кубка.

- Были матчи, когда первые двадцать-тридцать минут попахивало тросточками.

– Точно. Особенно это заметно в завершающей стадии атаки. Первые два движения даются легко, доходим до штрафной, а потом не хватает концентрации. Это проблема мотивации.

«Хорошо, что задела нет. Был бы запас, проблема мотивации стояла бы еще острее»

- Ну да, вспомнить хотя бы незабитый «Тереку» пенальти. Забей Данни тогда в начале, победа была бы наша. Понятно, что «Зенит» сейчас первый, но мне этих двух потерянных в матче с грозненцами очков не хватает. Нет задела.

– Да и хорошо, что его нет. Так спокойнее. Был бы запас, проблема мотивации стояла бы еще острее. Потому что когда начнется Лига чемпионов, разделение на главный и второстепенный турнир произойдет автоматически. И это как раз самый большой вопрос: как команда будет идти по двум дистанциям.

- В Лигу чемпионов еще надо попасть. У нас два квалификационных раунда, где во втором может попасться «Севилья». Испытание Лигой чемпионов — самое трудное, что сейчас ждет Спаллетти?

– Конечно. Если «Зенит» проигрывает условной «Севилье», то вся оценка работы итальянца меняется кардинально. Хорошо бы, чтобы это было воспринято мудро.

- Вы шутите?

– Нет. Мне очень понравилось, как «Зенит» вел себя зимой. В прошлом сезоне в команде наблюдалась явная чванливость, отсутствие вектора развития, хорошо хоть, что собрались и попрощались с Адвокатом. Сейчас все развивается в русле ментальной дисциплины. Но нужно понимать, что то, что сейчас происходит с «Зенитом» на полях России, даже отдаленно не будет напоминать того, что будет происходить в Лиге чемпионов, даже в квалификационном раунде.

- В конце прошлого сезона вы сформулировали главный вопрос для «Спартака» в нынешнем году: Карпин — нам показалось?

– Пока ответ именно такой — нам показалось. Получается какой-то порочный для болельщиков «Спартака» круг. Если попробовать быть Федуном, то нелепо было бы сравнивать Карпина, например, с Черчесовым или другими тренерами. Тогда шансы выиграть чемпионат у «Спартака» были выше. Сейчас «Зенит» гораздо сильнее, и конкурировать с ним московский клуб за российских игроков не может. У «Зенита» заведомое преимущество здесь. И второе место для «Спартака» станет высшим достижением.

- Кобелева жалко?

– Да нет. Такова спортивная жизнь.

«Если Аргентина выиграет ЧМ с актером на лавке, значит, значение футбола как области науки и искусства умаляется»

- Может, было бы честнее отказаться от его услуг перед началом сезона?

– Думаю, там были технические сложности с Божовичем. Конечно, все было сделано немного некорректно. Кобелев висел на волоске, руководство дождалось повода и уволило тренера. Но вообще увольнение редко бывает красивым.

- С Адвокаатом расставание было красивым. Далее: Семин.

– Я не понимаю Якунина и других патронов «Локомотива». Извечная человеческая слабость: вернуть былые воспоминания и в ровно том же виде их пережить. Но без «петушка». Это по определению невозможно. Эти пенальти имени 1997 года, голы из офсайда. Это деградация команды.

- Слуцкий.

– По сути, второй соперник «Зенита». Самый главный соперник «Зенита» – это сам «Зенит». По качеству игры ЦСКА сейчас входит в тройку.

- Чемпионат мира, сборная Италии. Без шансов?

– Это тот случай, когда я доверяю традиции. Дважды подряд выиграть мировое первенство в нашу эру безумно сложно. Думаю, Англия победит.

- Не Аргентина?

– Упаси бог! Я обожаю Марадонну как актера, но я занудно отношусь к футболу как к области знания. Если Аргентина выигрывает чемпионат мира с актером на лавке, значит, значение футбола как области науки и искусства умаляется.