15 мин.

Роман Ротенберг: «Хотим показывать хоккей, от которого получают удовольствие болельщики и развиваются игроки»

Во вторник в эфире программы «Хоккейная Лихорадка» на Радио Зенит принял участие заместитель председателя Совета директоров СКА и глава штаба национальной сборной России по хоккею Роман Ротенберг. Он ответил на вопросы Геннадия Орлова и слушателей, а также поделился своим видением современного хоккея и рассказал о ближайших планах петербургских армейцев.

- Валерий Брагин назначен главным тренером сборной России и СКА. Почему отдано предпочтение ему?

- С Валерием Николаевичем мы работаем вместе не первый год. За последние пять лет виден прогресс, как Брагин работает с молодежью, развивает игроков. Во многом мы сходимся в философии игры: наша команда всегда должна показывать зрелищный, современный, агрессивный хоккей, играть на результат. Доминировать на льду и растить игроков – только так хоккей развивается.

- С осени в команде произошло резкое омоложение состава, появились новые ребята. В СКА такого никогда не было, но главное, что получилось результативно. Понимаем, что все ребята были под патронатом Валерия Брагина, у него великолепные связи со всеми игроками, у него были успехи в молодежной сборной. Но не рискуете ли вы, приглашая Брагина, ведь задачи самые серьёзные?

- У нас задача всегда одна – победа в каждой игре. Мы хотим привезти в Санкт-Петербург чемпионство, но в это же время у нас в планах и развитие игроков. Валерий Николаевич – командный человек. Мы работаем в едином, системном подходе. Для нас очень важно растить новых игроков. Сейчас у нас собран сильный коллектив. В последние годы у нас есть свой почерк, идентичность СКА. Пять лет подряд мы выходим в финал Конференции. В сезоне 18/19 годов 62 игрока из нашей системы выступали в разных сборных - от команды до 16 лет и до главной сборной страны. Очень важно понимать, что главные тренеры всех сборных делают объективный выбор. У нас есть конкуренция, а общий девиз гласит: «Конкуренция – двигатель прогресса». Для нас очень важен объективный выбор каждого игрока. Развитие хоккеистов в системе СКА дает возможность главному тренеру наблюдать за ними ежедневно, общаться с ними, понимать, чем они дышат: семья, девушки, родители. Это очень важная часть работы, потому что в решающих матчах сезона необходимо доверять тем игрокам, которые этого достойны и не подведут болельщиков, город и всю страну в самый ответственный момент. В этой ситуации важно понимать, с кем мы идём. Чтобы добиться заветной цели, нужно провести комплексную работу.

- У вас есть опасения в отношении Валерия Брагина, или вы полностью ему доверяете?

- Мы смотрим на нашу команду на бумаге, но игра покажет. На молодежном чемпионате мира мы много обсуждали, как будет играть российская сборная. Мы все единомышленники, хотим, чтобы наша сборная показывала зрелищный, тотальный хоккей. Результат ставится во главу угла, нам нужен счёт на табло. Хотим показывать хоккей, от которого получают удовольствие болельщики, а хоккеисты могли бы при этом развиваться. Конечно, главный тренер должен получать удовольствие от работы и наслаждаться этим.  

- Вас не застал врасплох потолок зарплат, который ввела КХЛ? Как это отразилось на СКА?

- У нас всегда существует план «А» и план «Б». Скажем так, вариативность тактики. Мы готовы к любым поворотам. Для этого и создавалась наша система с молодыми игроками, которые готовы всегда взять на себя ведущие роли, в том числе и в команде мастеров. Появилось молодое звено: Марченко-Морозов-Подколзин и Галенюк. Последний – это неотъемлемая часть этой уже четверки. Он защитник, и для полноценной пятерки не хватает ещё одного молодого защитника. Думаю, в следующем сезоне появятся подходящие игроки. Работа велась в течение многих лет, ребята начинали играть в сборных командах в 15 лет. С ними занимались тренеры, которые постепенно подводили игроков к высокому уровню. Это большая работа. Конечно, в ней поучаствовал и Валерий Николаевич Брагин, и Игорь Ларионов. На молодежном чемпионате мира они обсуждали многое и ставили в пример лучшие звенья в истории мирового и российского хоккея. Например, великие тройки: Крутов-Ларионов-Макаров, Харламов-Михайлов-Петров. Мы всегда ставим в пример лучшее, что у нас есть.

- Есть к чему стремиться…

- Всегда существуют споры, какая тройка лучшая в истории советского хоккея, потому что была тройка Могильный-Буре-Фёдоров, но тройка Михайлов-Петров-Харламов – основа на века, тройка, которая всегда ставится в пример.

- В СКА сейчас собрана практически новая команда. Вам всё удалось сделать? Пригласили тех игроков, которых хотели?

- Мы – максималисты. Нет предела совершенству. По итогу сезона посмотрим на тот результат, которого достигли, мы идём постепенно. Перестройка команды началась после второго Кубка Гагарина, после олимпийского золота. Мы понимали, что началась смена поколений. Судя по мировому опыту, когда затягивается перестройка, чемпионская команда становится проблемой. Например, команда «Чикаго Блэкхокс», которая выиграла три Кубка Стэнли, а сейчас даже не попадает в плей-офф. Мы постепенно двигаемся к изменениям, смотрим игроков. У нас большая служба аналитики. Собираем мнения тренеров, смотрим игроков и решаем, кто лучше подходит под нашу систему. У нас есть идентичность, пять лет мы работаем на сборную команду. В нашем составе много чемпионов мира, 15 олимпийских чемпионов – это рекорд по количеству игроков из одного клуба.

- В это межсезонье из команды ушли некоторые лидеры, на их место прибыли молодые хоккеисты. Хочется спросить, как дальше трансферную политику будет строить СКА? Будут ли привлекаться молодые игроки из системы команды?

- Если посмотреть на то, как выглядела наша команда в последние 5-6 лет, видно, что в каждом сезоне привлекаются молодые игроки, каждый год вливается новая кровь, потому что только так можно добиться результата.  Это и называется перестройкой. Конкуренция – двигатель прогресса. У молодых ребят много желания, и это подстёгивает всех в коллективе, особенно тех, кто уже много что выиграл. Так как мы в последнее время всегда имели в нашем составе чемпионов мира, обладателей Кубка Гагарина, Олимпийских чемпионов, возникает сложность с тем, чтобы их мотивировать. Но молодые, голодные до побед хоккеисты как раз всех и мотивируют. К нам из других клубов пришли лидеры. Например, Эмиль Галимов из «Ак Барса». Он не такой молодой, как Морозов и Марченко, но ему 28 лет – это самый расцвет сил для хоккея, тот возраст, когда можно показывать максимальный результат. Это командный парень. У нас все ребята в составе нацелены на командный результат. В СКА нет места тому, кто тянет одеяло на себя. Богдан Якимов, центральный нападающий, он хорош в атаке, а также может помогать в обороне. Он универсальный хоккеист.

- Как вам удалось договориться с Линденом Веем? На него ведь был большой спрос в КХЛ.

- Он играл в первом звене ЦСКА, выигрывал бронзу на Олимпиаде в Корее. Мы видим ситуацию, когда у хоккеистов есть несколько предложений от команд КХЛ, но они отдают предпочтение именно СКА. Это происходит и от любви к нашему городу, игроки выбирают именно Петербург. Со спортивной точки зрения влияет инфраструктура. «Хоккейный город» – замечательная база, современные подходы, работа тренеров.

- Как работают тренеры в вертикали СКА? Как они доводят игроков до основной команды?

- У нас работают в том числе и иностранные специалисты. Большой упор делается на катание, для того чтобы играть в самый современный тотальный хоккей. Как сборная СССР – это, можно сказать, идеальный хоккей, который мы хотим видеть. Там все игроки, легенды нашего хоккея, умели здорово кататься. Если сейчас у наших ребят есть огрехи в катании, то с ними работает канадский специалист, который помогает ещё и другим тренерам. В «Хоккейном городе» есть центр подготовки хоккеистов, бросковая зона. У нас работает Дэниэл Бохнер, он получил очень серьёзное образование – 10 уровней сертификации. И он обучает всех наших тренеров. Приведу пример. В прошлом сезоне, в игре с «Сибирью», Александру Барабанову сломали палец. Это было за полтора месяца до плей-офф. Он не мог работать с клюшкой, но всё это время он занимался катанием, чтобы не было простоя. Даже Александр Барабанов, у которого классное катание, продолжает работать над этим компонентом. Мы все знаем известный «кораблик» – это питерская школа. Так же катается Гребенщиков, который сейчас играет в «Витязе». У них похожая манера, потому что с детства готовились стать профессионалами, даже фигурным катанием занимались.

Мы берём лучшее из советской системы – делаем акцент на катании, чтобы все хоккеисты соответствовали мировым стандартам. Потому что в  современном хоккее катание, мобильность – это всё. Я разговаривал с Евгением Дадоновым после того, как он уехал в НХЛ. Виделись с ним в Хельсинки после игры «Флориды Пантерс» и «Виннипег Джетс», это была выездная серия НХЛ. Я спросил у него, в чём, по его мнению, главное отличие между НХЛ и КХЛ. Он ответил, что главный тренер постоянно требует движения от каждого игрока. То есть, мы уходим от понятия «стоячий хоккей». Сейчас ценны те ребята, которые хорошо катаются, отрабатывают в обороне, ложатся под шайбу.

- А вы не знаете, какой гонорар берут клубы НХЛ за игры в Европе?

- Они это делают в первую очередь для продвижения НХЛ в разных странах Европы. Зарабатывает всё равно лига, но они делают инвестицию в будущее, по сути. За счёт спонсоров проводят эти матчи для того чтобы показать продукт НХЛ Европе. Понятно, что билетная выручка большая, но больше всех зарабатывает всё равно лига.

- А СКА может сыграть с каким-нибудь клубом НХЛ?

- Мы уже играли с «Каролиной Харрикейнз», обыграли их. Это надо повторить, с нашей точки зрения, но после той игры в НХЛ посчитали, что это удар по имиджу. Они считают себя лучшей лигой мира со всех точек зрения – коммерческой, спортивной. Если команда КХЛ обыгрывает команду НХЛ, то возникает вопрос: а лучшая ли это лига? Им эти вопросы не нужны, поэтому таких матчей не проводят.

- А будет ли Кубок Мира ещё?

- В 2016 году мы сыграли хороший Кубок Мира. В полуфинале вели у Канады 2:1, но в третьем периоде они были сильнее. Это был очень важный опыт, который нам помог и на Олимпиаде. Поняли, как готовиться к важным матчам. Это опыт, который помог всем – игрокам, нашим тренерам, Федерации хоккея России. Мы бы хотели всегда видеть такой уровень, но на сегодняшний день все эти решения принимает НХЛ и профсоюз игроков. От них не было никаких запросов по новому Кубку Мира. Он пока не планируется, но всё может быть. Сейчас весь календарь НХЛ сдвинулся. Понятно, что игроки, которые будут играть в этом плей-офф, потом – в регулярном чемпионате, который, наверное, возобновится в декабре, скорее всего, не приедут на чемпионат мира в Минске. Мы видим наше конкурентное преимущество на чемпионате мира, потому что мы сможем лучше подготовиться.  В этом заключается наша логика – мы идём единой системой. Уже есть успешный опыт Олимпиады в Корее. Есть Валерий Николаевич Брагин, весь тренерский штаб, который состоит из самых сильных специалистов, приглашаемых из других клубов. Мы собираем архивы тренировочного процесса всех тренеров. Изучаем упражнения, тренировки всех специалистов КХЛ. Также мы смотрим и за НХЛ, чтобы собирать весь лучший опыт, чтобы внедрять лучшее в нашу подготовку. Видим, всё, что было сделано в Советском Союзе, повторяется в современном тренировочном процессе.

- Проходят ли у вас абсолютно закрытые совещания, на которых высказывается что-то нелицеприятное и Брагину, и кому-то из тренерского штаба? Просто в Советское время бывало такое, когда тренеры лиги собирались и в формате круглого стола говорили о своих претензиях к тренеру сборной.

- Обязательно, мы называем это «соборным интеллектом». Собираем всех тренеров сборных команд и обсуждаем вопросы. Каждый тренер высказывает своё видение команды, тренировочного процесса. Ведь именно от него зависит то, как на льду будет выглядеть игра. За эти годы мы много чего изучили и в итоге выбираем тот вариант, который подходит лучше всего, который приносит результат. Есть ещё эмоциональный фактор. Если заставлять игрока постоянно сидеть в обороне, то это может дать результат, но плохо скажется на развитии хоккеиста. К тому же, у него теряются навыки нападения, что тоже можно увидеть на живых примерах.

- Как оцените переход КХЛ на маленькие площадки?

- В ограниченном пространстве сложнее играть. Есть книга про футбольный клуб «Барселона», мы её обсуждали. Тренировки в ограниченном пространстве – это залог их успеха, фирменного короткого паса. Чем больше пространства, тем легче выйти на свободный лёд. В итоге маленькие площадки привели к тому, что матчи стали зрелищней, интенсивней, стали больше играть на пятаке, у ворот. В хоккее хочется увидеть зрелищность, броски, голы. Кому интересно смотреть именно борьбу, то лучше смотреть другие виды спорта. Дзюдо, например. Это интересно и важно. У нас в «Хоккейном городе» есть школа дзюдо СКА – это филиал «Турбостроителя».

- Вы очень много сделали для того, чтобы болельщикам было комфортно на трибунах. Сейчас они волнуются, что в связи с пандемией подорожают билеты и абонементы.

- Мы хотим выразить большую благодарность болельщикам. За сезон на наши домашние матчи приходят 500 тысяч. Благодарны болельщикам за то, что они ценят команду, ходят на матчи. Сотрудники клуба вносят личный вклад в то, чтобы болельщики в Ледовом дворце получили особое ощущение, чтобы не получилось, как в фильме «День сурка». Мы постоянно креативим, конечно, не всё получается, иногда ошибаемся, но вообще и хоккей – это игра ошибок.

(вопрос слушателя): - СКК перестраивается под хоккейную арену, насколько велика вероятность появления в Петербурге ещё одного клуба КХЛ?

- В жизни всё возможно. Время покажет, но в условиях нынешней экономической ситуации приходится урезать бюджет. Кстати, многие игроки пошли на понижение зарплаты. Надо отдать должное коллективу, игрокам за то, что согласились на этот шаг. В первую очередь на появление клуба в Петербурге повлияет финансовый вопрос. Для СКА новая арена будет большим плюсом, потому что мы уже достигаем максимальных возможностей, приходится постоянно искать, придумывать что-то новое, чтобы увеличить посещаемость, но при всём желании мы не можем разместить в Ледовом дворце больше 12300 зрителей. Появление новой арены даст возможность поднять экономику клуба на совершенно другой уровень, сравнимый с НХЛ. За океаном команды зарабатывают именно на своих дворцах. Дворец – это центр всего. Хорошая инфраструктура – это самое главное, важна совместная работа клуба и болельщиков. Появление новой арены важно и для города. С точки зрения проведения концертов, мероприятий Петербург сможет сравниться с такими городами, как Париж, Лондон, Нью-Йорк, Берлин. Санкт-Петербург – город мирового масштаба.

- Линден Вей предпочел Петербург Москве, переехал из столицы России в Северную столицу, но есть и проблемы. Многие способные ребята уезжают в Америку играть в разных лигах. Как Федерация хоккея России с этим уживается?

- Игроки сами вправе выбирать, где им играть. У нас свобода выбора. В случае с игроками до 15 лет – решение о продолжении карьеры ребенка принимает вся семья. Сейчас сложилась тенденция, что многие родители и игроки имеют серьезные предложения из-за океана, но предпочитают остаться в России. К примеру, когда мы занимались обменом Дмитрия Кагарлицкого, то получили права от московского «Динамо» на Даниила Лазутина, Никиту Чибрикова и Павла Минтюкова. Нужно сказать большое спасибо «Динамо», за то, что они дали возможность провести переговоры с хоккеистами –  это игроки 2003 года, лучшие хоккеисты сборной России U17. Наш тренер по защитникам Андрей Леонидович Козырев работал с ними на Кубке Вызова. Они впервые в истории выиграли трофей командой до 17 лет, обыграв сборную США, которая, как мы знаем, живет вместе в Мичигане. Существует два подхода к юниорским сборным: первый – сборная Финляндии, которая собирает игроков с разных школ и городов, давая им возможность учиться и развиваться в разных регионах страны, а есть подход как у сборной США, где они всех поселили в одном месте, что, конечно, дает им определенное преимущество. Мы видим, что до 18 лет сборная США показывает очень высокие результаты, но сборная России обыграла их в финале. Там участвовали эти ребята вместе с нынешним тренером защитников сборной и СКА Андреем Козыревым. Чибриков, Лазутин и Минтюков приняли решение уехать в Америку, но нам удалось провести с ними и родителями диалог – обсудить возможности образования, развития, и они выбрали Санкт-Петербург.

- В России есть способные мальчишки, будущие Харламовы, Макаровы, Ларионовы, Ковальчуки и Овечкины? Вы общаетесь с тренерами молодежных команд – Россия сильна талантами?

- Точно – да. Скауты НХЛ приезжают не только в Санкт-Петербург. Хороший центр подготовки в Ярославле, Казани. Челябинская школа всегда славилась лучшими воспитанниками. Необходимо строить хорошую инфраструктуру и создавать условия привлекательные для игроков, чтобы они видели, что лучше оставаться в России. Мы видим много ребят, которые уехали за границу «сырыми», не заиграли, возможно, мы их вообще потеряли. Когда мы берем ребят в свои руки, то отвечаем за них. Сделаем так, чтобы игрок максимально развивался. Ему будут даны все возможности. Помню разговор с Василием Подколзиным, Кириллом Марченко, Иваном Морозовым. Им создали настоящие условия, и они выиграли конкуренцию у некоторых игроков основы. Подготовка игрока длится годами. Нужна совместная работа на всех уровнях, чтобы подвести команду к общему знаменателю. Задача серьезная, поэтому не каждый год мы выигрываем Кубок Гагарина, а сборная становится чемпионом мира.

- Когда СКА выходит из отпуска?

- Сначала откроется лагерь развития СКА, в котором соберутся молодые игроки 2001, 2002, 2003, 2004 и даже 2005 годов рождения. Тренировки будут проходить две недели. Это мировая практика. Ребята участвуют в них по желанию. Например, в этом году будет тренироваться Виктор Антипин, который перешёл из Магнитогорска. Отмечу, что он согласился на совершенно иные условия, по сравнению с теми, которые ему предлагали другие клубы. Он решил перейти в СКА, потому что понимает, в нашей системе он получит возможность выигрывать. Каждый спортсмен этого хочет. Деньги – это важно, но главная задача спортсмена – победа. Антипин играл за сборную, выиграл два Кубка Гагарина, но, тем не менее, будет участвовать в лагере развития вместе с молодыми игроками. Это дает возможность мастерам показать пример молодым, тем самым осуществить связь поколений. В совместных тренировках получается эффект движения вперёд.

- Предсезонный турнир имени Пучкова в Петербурге состоится?

- Да, сначала откроется лагерь развития. Потом соберётся основная команда, куда войдут и молодые игроки. Их тренерский штаб выберет по итогам лагеря развития. Они также поедут на сборы в Новогорск. Затем команда отправится на турнир в Сочи. Планируются сборы в Финляндии. Также поедем на турнир в Казань, который впервые организовал «Ак Барс», и где сыграют обладатели Кубков Гагарина. Старт чемпионата КХЛ планируется в сентябре.