13 мин.

Денис Петровский: «Капитан «Енисея» – могильщик Дика Адвоката»

– Денис, через несколько месяцев Енисей дебютирует в премьер-лиге. Осенью уже представляли, что так всё повернётся?

– На самом деле, сложный вопрос. Осенью мы, наверное, больше получали невероятное удовольствие от того, что красноярская команда впервые в своей истории лидирует в первой лиге. Это было необычно и непривычно, а главный кайф доставлял тот уровень игры, который показывали наши футболисты – в том числе и на уровне команд РФПЛ. Если вспомнить кубок России и матч с «Ахматом», то этот матч был в сетке федерального канала «Матч ТВ»: я думаю, все видели, насколько конкурентоспособным смотрелся «Енисей». При этом мы понимаем, что на кубок команды часто приезжают не основным составом, а «Ахмат» приехал основой. И по игре было отдельным удовольствием, что наша команда настолько хорошо смотрится. 

– Многие уже шутят, что Красноярск и Краснодар – два города, где в уставах клубов написано: «Или играем в красивый футбол, или ищем себе новые команды». Это правда?

– Ну, примерно … (улыбается) Скажем так, есть негласное правило. Мы сейчас несколько необычный российский клуб: играем в романтический футбол, а в клубе все одержимы единой целью – работать ради футбола. И это не какие-то абстрактные слова: такое наблюдается в каждом направлении развития клуба. Начать с того, что в прошлом сезоне мы взяли на работу, можно сказать, школьника в качестве пресс-атташе. Два года назад, ещё учась в школе и живя в двухстах километрах от Красноярска в селе Казаченское, он вёл твиттер, который стал самым популярным в ФНЛ. И сделал больше работы, чем все пресс-службы вместе взятые. И это при том, если иметь ввиду коммуникацию с прессой, то в пресс-службе у нас сейчас работает всего один человек. Хотя, понятно, сюда же входит и видеооператор: кстати, это человек, который снимал, наверное, первое в Красноярске художественное кино для широкого проката. При этом он очень любил футбол и всегда хотел поработать в футбольном клубе.

– Слушатели интересуются: как долго праздновали?

– К сожалению, недолго. Когда команда играла ответный стыковой матч в Махачкале, в Красноярске был час ночи. У нас хорошие отношения с одним из кинотеатров в самом центре города. Там работало два зала: получается, там суммарно было 500 человек, и все смотрели матч в прямом эфире на большом экране с качественным звуком. Когда матч закончился, народ вышел на улице, жгли файеры, повсюду были флаги, звучали речёвки. Примерно такое же было десять лет назад, когда успеха добилась сборная России: тогда в Красноярске праздновали на улицах ранним утром. А теперь «Енисей» подарил новый футбольный праздник. Что касается нас, административного штаба, то уже в час дня по красноярскому времени в понедельник у меня раздался телефонный звонок. Я ещё отсыпался после матча, но услышал в трубке: «Здравствуйте, Вам звонят из РФС»… В общем, нам праздновать было особо некогда.

– «Что вышли – молодцы, а заявляться в РФПЛ собираетесь?» 

– Да, примерно так. Очень много регламентарных вопросов, работа ведётся каждый день, поэтому не до праздников. Но команду мы, конечно, отпустили в официальный отпуск: только 20 июня мы начинаем первый сбор. Кстати, по ощущениям могу сравнить тот факт, что мы вышли в высшую лигу впервые за 81 год существования клуба с теми эмоциями, когда «Зенит» выиграл кубок УЕФА. Я тогда только переехал в Петербург в тот момент и видел, что здесь происходит: помню тот кайф. Конечно, удовольствие от нынешнего успеха больше, поскольку «Енисей» – команда моего родного города. Но к «Зениту» у меня были симпатии ещё с конца 90-х годов.

Так случилось, что Красноярский край – регион-донор, и основные налоговые отчисления идут в Москву, а обратно возвращается не очень много. У нас на кухне ещё у родителей всегда велись эти разговоры о «нехорошей» Москве, и у меня с детства зародилась неприязнь с московским футбольным клубам. А «Зенит» 1999-ом году стал первой немосковской командой, выигравшей кубок России, обыграв в финале московское «Динамо». С тех пор я стал следить за «Зенитом» и получил большое удовольствие от победы в КУЕФА-2008. Сопоставляю те чувства с нынешними, но теперь я радуюсь уже непросто как болельщик, но и человек, ковавший этот успех и имеющий к нему какое-то отношение.

– А футболисты как встречали успех, как друг друга поздравляли?

– Ну, тут классика: шампанское в раздевалке. Ещё был губернатор, поздравивший команду и высказавший пожелания в преддверии нового сезона. Это очень приятно, для регионального футбола очень важна поддержка первых лиц самого региона. Что касается ощущений самих игроков… Я в соцсетях рассказывал об Александре Харитонове, капитане нашей команды. Это первый красноярский футболист, который добился больших успехов: выходил в премьер-лигу из ФНЛ, играл за несколько команд РФПЛ – в общем, поиграл в российском футболе. Саше 35 лет, он мог бы уже закончить карьеру. Но вывести свою команду в премьер-лигу, да ещё и в статусе капитана – это, если хотите, мечта жизни. И его мечта сбылась. К сожалению, я не мог присутствовать на ответном матче с «Анжи», но когда мы встретились в аэропорту и обнялись, он сказал: «Дэн, я до сих пор не очень понимаю, что мы сотворили». А я ещё помню, как девять лет назад смотрел на стадионе матч «Зенит» – «Томь». Томск тогда выиграл 2:0, а Харитонов забил второй гол, перекинув мяч головой через Вячеслава Малафеева. А на следующее утро мы узнали, что Дика Адвоката отправили в отставку. С тех пор я всегда говорю: «Саша, ты – могильщик Адвоката».

– В нашей группе «В Контакте» было голосование на тему «Кого из участников переходных матчей вы хотели бы видеть в РФПЛ?» Большинство было за «Енисей».

– Знаете, даже когда мы в ФНЛ играем матчи с «Зенитом-2» в Петербурге, я всегда обращаю внимание, что очень немало людей приходит поддержать нас на малой арене «Петровского». Я понимаю, что это, скорей всего, либо красноярцы, либо сибиряки, которые переехали в Санкт-Петербург или временно здесь находятся. Но это всегда приятно.

– Красноярск – один из главных городов Сибири. Но у ранее выходивших Томска и Новосибирска надолго задержаться не получилось: особенно запомнились бесчисленные мучения томичей…

– Не соглашусь. «Сибирь» – да, но «Томь» с 2004-го года была представлена в премьер-лиге – с небольшой паузой. Но это очень много.

– Да, но у «Томи» были вечные проблемы в финансовом плане. А у вас очень сбалансированный клуб в плане бюджета.

– Мы просто стараемся подходить к этому вопросу максимально прагматично и рационально. Я всегда озвучивал в прессе: нынешний бюджет ничем не отличается от бюджета двухгодичной давности – ну, может, с небольшой корректировкой. Но в сезоне 15-16 «Енисей» занял 16-е место в чемпионате и, по сути, вылетел в ПФЛ и остался лишь потому, что команда из второй лиги отказалась заявляться в первую. После этого произошла кардинальная смена руководства клуба, персонала, тренеров и игроков. Пришли мы: сначала результат был – третье место, а в этом сезоне тоже третья строчка, но ещё и победа в стыках.

– В клуб пришли два Дениса – Рубцов и Петровский. В чём секрет успеха? Что вы сделали?

– Можно сказать, что в «Енисее» сейчас сложилась полуидеалистическая картина. Во-первых, изменился весь административный штаб: пришли люди, которым реально интересно работать в футболе. Допустим, как у нас было раньше: в 18:00 бухгалтерия заканчивает работу, в 18:01 – на месте уже нет никого. Сейчас у нас даже юрист болен футболом: он сидит и смотрит Лигу чемпионов в два часа ночи по красноярскому времени. И всему персоналу интересен футбол, люди работают не только за зарплату: а они, между прочим, зарабатывают не очень много, в отличие от футболистов. Очень важно, чтобы идея была в головах. 7 игроков основы нашей команды – красноярцы, и для них принципиально играть и не «сливаться», а то нас обвиняли в подобном. В первую очередь, мы убрали всех игроков, у которых были нереальные зарплаты: футболист официально по трудовому договору получает такие деньги, а команда в это время находится на 16 месте. Это разве нормально? Поэтому мы оптимизировали команду, для нас было важно пригласить игроков, которые любят футбол, кому интересно решать какие-то задачи, а не просто «вариться», занимая 8 и 9-е места. В первом сезоне мы даже и конкретную задачу не озвучивали. Главное было выигрывать в каждом матче. А вот губернатор поставил задачу: вернуть болельщиков. Потому что в сезоне в 15/16 к нам приходило по 500 болельщиков, и это в городе населением в миллион людей. Позор. Поэтому мы поменяли политику, философию клуба.

– Всем интересно узнать про инфраструктуру клуба.

– Губернатор края уже встречался с генеральным подрядчиком стадиона, на котором ведется реконструкция к Универсиаде. Объект должен быть готов к 1 сентября этого. По крайней мере, мы уже планируем к этому времени проводить там футбольные матчи. К слову, несколько встреч мы проводили на Центральном стадионе: поле в хорошем состоянии, агрономы следят за этим. Трибуны находятся в финальной стадии отделки, осталось только провести монтаж кресел, и, считай, готовы. 

– Ваш стадион - тот редкий шедевр советского искусства, который необязательно сносить, достаточно только надстроить.

– Он красивый, на нем комфортно. Однако он безусловно уступает стадионам, построенным к Чемпионату мира, потому что разные периоды, разные эпохи. Но главное, что стадион наконец-то приводят в надлежащее состояние, ведь для него это первая реконструкция. У нас даже в официальном сертификате ФНЛ было прописано «Допускается к соревнованиям кроме южных и северных трибун», потому что они были в аварийном состоянии, там сидеть было страшно. 

– Кто предложил реконструировать стадион?

– Большой вклад сделал предыдущий губернатор Красноярского края, потому что все-таки вписать футбольную арену в объекты зимней Универсиады - это надо постараться. Следовательно, если бы стадион не попал в федеральную программу, то вряд ли бы нашлись деньги из регионального бюджета. Считаю, это хорошей грамотной стратегией.  

- Раз мы заговорили о стадионах, давайте обратим внимание на людей, которые сидят на трибунах и поддерживают ваш клуб. Стало ли больше болельщиков? 

– Конечно! При предыдущем руководстве ФК «Енисей» вызывал у красноярцев отторжение, нежели интерес, потому что футболисты играют не понять как, проедают бюджетные деньги, результат отвратительный, работы с фанатами не было. Соцсети жили только благодаря школьнику из села Казаченское, это молодой мальчик, который теперь работает у нас пресс-атташе, его зовут Станислав Меркис, он учится только на 2 курсе в университете. Задействовав его, задействовав болельщиков, мы организовывали на матчах развлечения.

- Как «Зенит» проводит свои фан-променады на стадионе «Санкт-Петербург»?

– В этом сезоне команда провела все матчи в манеже, а это закрытое помещение, где есть просторные холлы, поэтому было много места для организации подобного. Мы обратили внимание, что семейной и женской аудитории на трибунах стало гораздо больше, и это очень здорово. 

–  Помимо мужской команды, у «Енисея» есть ведь и женская?

– Да, но они вышли в Высшую лигу на год раньше, сейчас девушкам тяжело, но они пытаются. Думаю, «Зениту» тоже не помешало бы создать женскую команду.

– Теперь «Зенит» – не только футбольный клуб, но и баскетбольный, волейбольный, где-то на горизонте – гандбольный и футзальный, и если среди всего этого многообразия протиснется еще и женский футбольный клуб «Зенит»…

– Содержание женской команды - это 1/256 баскетбольного бюджета. Плюс в Лиге Чемпионов российский чемпионат имеет квоту на два места, а стать одной из 8-ми команд не так сложно. 

- Женский футбол – это позитив?

– Я всегда относился скептически к этому виду спорта, но когда ты смотришь это вживую, то понимаешь, чего нет в мужском футболе - искренности и, в хорошем смысле этого слова, упёртости. Допустим, идет игрок по флангу, в подкате соперник его рубит, она падает, но тут же встает и бежит. Не катается 20 минут, симулируя как ей больно: она играет дальше. Бывают даже столкновения в кровь, но они не обращают на это внимание. 

- Пришло время обсудить и сезон «Енисея»: длинные беспроигрышные серии, поражения, стыковые матчи, и вот – вы в РФПЛ.

– Было тяжело, ведь осенью «Енисей» всех «выносил», а после зимнего перерыва произошел некоторый спад. Это немного ударило по самолюбию, по психологии и по микроклимату в команде. Футболистов огорчало, что они выходили на поле, старались, делали все как раньше, но ничего не получалось. После такого «ноги опускаются». И все это пережить вместе с командой было трудно. Потом пошли слухи о том, что мы «сливаем» лидерство, и как раз это разбудило наши эмоции, мы решили доказать, что можем бороться за выход в премьер-лигу. Потому что вся эта ситуация сильно раздражала футболистов, доходило даже до такого, что они подходили к пресс-атташе и говорили: «Пускай эти комментаторы из соцсетей приезжают к нам на игры, посмотрят на лично в глаза и скажут, что мы сливаем матчи». Естественно, никто не приехал. Более того, перед последними домашними матчами мы организовали встречу с болельщиками, пришли только те, кто поддержал команду добрыми словами «мы в вас верим».

- Лучший период в истории клуба прошел не без вашей помощи.

– Кто-то связывает этот успех с именем главного тренера, кто-то считает, что дело в руководстве. На самом деле, просто со стороны администрации клуба были созданы для тренерского штаба и игроков такие условия, которые не усложняли жизнь: зарплату платили вовремя, тренировочный процесс проходил по плану, с перелетами не было проблем.

- Не можем не спросить и про главного тренера. Дмитрий Аленичев – человек известный, один из звезд клуба, победитель Лиги чемпионов под руководством Жозе Моуриньо, экс-тренер московского «Спартака».

- После того, как Дмитрий подписал контракт с «Енисеем», Моуриньо сразу прислал ему смс-ку с поздравлениями. Наверняка хранится у него где-то в избранном… (улыбается) При всех своих титулах и наградах, Аленичев очень интеллигентный человек, с ним приятно общаться. По четвергам мы обычно после тренировки футболистов играли сами: административный штаб против тренерского. Поэтому на протяжение всего сезона не было открытых проблем, если возникали недопонимания, то все старались их моментально улаживать: если кому-то что-то не нравилось, то об этом говорили в открытую.

  • А кто чаще выигрывал в таких матчах?

- Естественно тренерский штаб. Но я не сильно возмущался, потому что Дмитрий Анатольевич всегда меня брал к себе в команду! (смеется) Когда сыграли первый матч, то промелькнула мысль, что никогда бы не подумал, что буду играть в одной команде с победителем Лиги чемпионов.

- А Титов играл с вами?

- Конечно. Связка Аленичев-Титов-Саматов (это тренер по физподготовке) приводила в восторг. Как они работают с мячом – это можно назвать фантастикой.

- Но все же, интересно, как работается и с Егором Ильичом? 

- Любит иронизировать, подкалывать. Даже директор клуба смеется, мол, у Титова специфический московский юмор. А с точки зрения рабочих моментов, конечно, никаких проблем нет. Это ведь единый тренерский штаб.

  • Какие мысли сейчас по поводу выхода в РФПЛ?

- Попасть в премьер-лигу и опуститься до уровня команды, которая ставит «автобус», конечно, не хочется. По этому поводу был и соответствующий разговор с тренерским штабом. Наоборот, мы хотим попробовать пойти ва-банк: зайти в лигу с нашим романтическим футболом, одержать несколько побед подряд, запастись очками.

- Слушатели интересуются: есть понимания с будущим составом команды?

- Есть понимание, на какие позиции нужны усиления, другое дело, в каком объеме. Будем отталкиваться от суммы бюджета. В целом в нашей команде подобрались хорошие игроки, и не хочется, чтобы их испортила премьер-лига. Ведь на этом уровне принято проходить мимо журналистов с каменными лицами, не давать комментарии. Наши игроки общались со всеми, даже в случае проигрыша. Например, наш футболист Владимир Камеш, игрок сборной Латвии, старается участвовать во всех активностях клуба: субботники, благотворительные мероприятия. Однажды нам в соцсетях бросили вызов – принять участие в нестандартном субботнике на современный манер. В итоге в парке возле манежа игроки и мужской и женской команд, символизируя целостность клуба, взяли в руки грабли-мётлы и прибрали территорию. Помню, перед этим Стас Меркис в раздевалке спрашивал: «А кто может согласиться на это?». А сидевший рядом Володя Камеш ответил: «Стас, а почему ты этот вопрос задаёшь? Если это мероприятие от клуба, то мы обязаны выполнять, у нас ведь контракты». Я говорю: «Володя, святой ты человек! Побольше бы таких людей». Бывало, что он и самостоятельно принимал участие в благотворительных акциях и даже спрашивал разрешения у клуба. К нам однажды приезжали ребята с ДЦП, которые в силу возможностей сами играют в футбол. У них была мечта всей жизни – поиграть с профессиональными футболистами. Когда закончилась тренировка, Володя Камеш и наш защитник Макс Васильев провели с ними полноценное занятие. У детей было такое счастье, что хотя бы ради этого стоит работать.

- Есть ощущения, что выходишь в более понятный чемпионат, по меркам которого и ФК «Енисей» выглядит очень хорошо?

- Надеюсь, что у нас в чемпионате действительно происходят перемены. Есть такое понятие «modern football», что означает уже не просто зрелище, а коммерческий продукт. Понятно, что КХЛ равняется на НХЛ, и поэтому там всегда очень важно шоу. А что будет с нашим футболом – мы все очевидцы исторических событий. Посмотрим, вот что он превратится.