3 мин.

Излом руки

"Бывает значительно легче сделать 32 фуэте, чем передать излом руки, вложив в этот жест всю душу". Людмила Власова

Этот пост о самых критикуемых фигуристах нашей сборной среди танцевальных пар.

Немного поясню, как я вижу танцы на льду. Я давно перестала следить за оценками, местами фигуристов, перестала смотреть протоколы, в танцах это все от лукавого. Я смотрю на танец как на искусство и пытаюсь увидеть душу танцоров на льду. Возможно, в силу субъективности своего восприятия искусства (а танцы – это все же по моему скромному мнению искусство, а не спорт) я никогда не теряла голову от всеобщих любимцев. Так вот, в этом финале душу, а не амбиции, я увидела в прокатах двух пар. Это Пападакис-Сизерон и Боброва-Соловьев.

Произвольный танец Бобровой-Соловьева только ленивый не поругал за склейку Шопена и Вивальди. Тарасова назвала эту программу эмоционально лучшей в их карьере. Давайте попробуем понять, почему.

Композиция танца, действительно, не гармоничная. Тонкий, пронзительный, лиричный Шопен резко вытесняется мощью, напором, страстью и безапелляционностью Вивальди. Без какого-либо перехода всю лирику с мгновенье ока сдуло стилистически иной мелодией. Да, пожалуй, до гармонии и единства стилистики здесь далеко и, предположим, Леонардо да Винчи (если бы он мог увидеть эту программу) поругал бы ее. Мастер Ренессанса, для которого красота заключается в гармонии, математичности, классичности не увидел бы красоты в столь грубом переходе. Однако как знать, что сказали бы об этой работе Пикассо, Дали, Малевич – в общем, художники-экспериментаторы, для которых выражение внутреннего мира, ниспровержение основ, эксперимент  важнее привычных стандартов и понимания искусства?

Человеческие эмоции и чувства редко бывают прекрасно-гармоничными и рафинированными. Даже любовь иногда настолько разрушительна, что мы готовы уничтожить самое драгоценное, если не можем им обладать. На этом сюжете, кстати, построено огромное количество произведений искусства, начиная с классической «Медеи», но сейчас не о ней. Наверное, понять весь излом отчаяния человеческой души можно, когда идешь по сложному пути, на котором все против тебя. На пути Кати и Димы было многое: и почти потеря статуса первой пары страны (тогда они не побоялись кардинально изменить свою спортивную жизнь и уйти к Жулину), и проигрыш на олимпиаде в личке своим соперникам по сборной, и травмы с пропуском череды соревнований, и мельдониевый скандал, который мог обернуться при наихудших раскладах завершением карьеры. Наверное, на их спортивном пути они могли раза 4 завершить карьеру, но не завершили, а возвращались, чтобы стать лучше, пусть на сантиметр, но выше себя прежних, возвращались, чтобы стать сильнее, пройдя через боль. Кто знает, какие эмоции они переживали на этом пути.

В их карьере я видела две наиболее интересные программы. Это «Сумасшедшие», преобразившие пару, но тогда они эмоционально немного не дотягивали до своих образов, и вот эта программа текущего сезона. В ней – в пластике, элементах и их расстановке, в переходах – я вижу отражение эмоций и внутреннего мира человека, человека вообще. Здесь и боль, и отчаяние, и рвение, и борьба, и… внутренняя свобода. Эту программу создают на льду художники, а не спортсмены. Создают теми средствами, которые им доступны. Да, пожалуй, в исполнении танца еще можно прибавлять, не все движения отточены, но я вижу главное, что заставляет меня смотреть танцы на льду. Главное, которое до появления Габи и Гийома можно было увидеть лишь эпизодически в редких прокатах. Главное, что идет не от головы, не от постановки, не от амбиций спортсмена. Я вижу душу, и эта душа живет на льду. Я вижу людей, которые не совершенны, и в этом несовершенстве прекрасны, потому что человеку не дано быть идеалом.

У русских (далеко не только фигуристов) есть дар тонко выражать трагедию человеческой души. И потому в нашей классике и народном искусстве так много драматичного и надломленного. Выражать тоску, грусть, смятение мы умеем действительно хорошо, потому что мы так чувствуем. И не нужно стирать свои умения и свои чувства в угоду правилам.

Il est un art.