12 мин.

Рядовой триумф. Почти без эмоций

Оформление «Зенитом» третьего чемпионского титула в новейшей российской истории со стороны показалось событием будничным и особого всплеска эмоций, как будто, ни у кого не вызвало, а массовым гуляниям на «Петровском» не добавил остроты даже ОМОН.

Солнечный день, который ознаменовал долгожданный приход в Петербург настоящей весны, с самого утра будто намекал болельщикам местного футбольного клуба о том, что скоро праздник. Победа в чемпионате России, которую ещё не`сколько недель назад только ленивый не отдавал «Зениту», казалось, сама придёт «сине-бело-голубым» в руки. Видимо, о том же самом думали в городском комитете по благоустройству, поскольку к майским праздникам Петербург загодя украсили флагами... синими, белыми и голубыми.

Хотя в своих интервью игроки и главный тренер «Зенита» настаивали на том, что все их мысли исключительно о предстоящем матче, было очевидно, что ничья на Кубани лишь отодвинула оформление чемпионского титула де-юре — слишком уж сложной представлялась задача конкурентов питерской команды, которым надо было набрать максимум очков в пяти остававшихся встречах, рассчитывая при этом на то, что «Зенит» все свои матчи проиграет. Болельщики у «Петровского» прекрасно понимали это, а потому были как никогда веселы и даже не торопились на стадион. Когда до начала встречи с «бело-голубыми» оставались считанные минуты, у турникетов было ещё полно людей.

Единственным, кто выражал яростное нетерпение, был средних лет болельщик «Зенита», который безуспешно пытался «восстановить» в кассе испорченный билет. «Ну что же это за бред? Да, он обгорел, но это совершенно нормальный билет!» — кричал он в окошко. В ответ через динамик слышалось лишь нечленораздельное мычание. «То есть, вы предлагаете, чтобы я спокойно стоял и ждал здесь, пока вы разберётесь, в то время как мой сын там один на трибуне?!» — не успокаивался он. Судя по равнодушию, с которым эти тирады встречали фаны, стоявшие в очереди за ним, на стадион в этот день остальные болельщики не торопились.

Составы команд особого удивления не вызвали. Аршавин, который постепенно начинает напоминать того игрока, которого так хотели заполучить к себе европейские клубы летом 2008 года, предсказуемо оказался в основе «Зенита». Воронин, с которым у наставника «Динамо» Сергея Силкина нет конфликта, так же ожидаемо в основу своего клуба не попал. Рулевой «бело-голубых» вновь предпочёл украинскому форварду дуэт Мисимович-Кураньи, и уже по первым минутам было видно, что тактика, которая помогла динамовцам обыграть «Зенит» в Кубке России, способна ещё раз принести результат.

Оправившийся от травмы Ломбертс явно чувствовал себя не в своей тарелке и регулярно упускал из виду немецкого нападающего гостей. На 10 минуте встречи это едва не принесло динамовцам плоды. В двадцати метрах от ворот был назначен штрафной, Джуджак неплохо приложился по мячу, но попал в стенку, однако, первым у мяча снова был венгр, решивший пробить ещё раз. После рикошета снаряд отскочил к оторвавшемуся от Ломбертса Кураньи. Немец бил в упор, однако, Малафеев, выбросив ногу, сумел парировать удар.

Хотя «Динамо» начало встречу очень активно, вскоре Сергею Силкину пришлось внести в игру коррективы — захромавший Фернандес попросил замену, и вместо него на поле появился молодой Игорь Шитов. К этому моменту «Зенит» начал прибирать инициативу к рукам. С учётом того, что для Шитова этот матч стал лишь вторым в Премьер-лиге, а рядом с ним играл заменивший дисквалифицированного Владимира Граната Александр Епуряну, в обороне «Динамо» появилась проблемная зона, чем хозяева поспешили воспользоваться. На правом фланге хозяев подключения Анюкова к атаке вкупе с рвущимся к воротам Быстровым раз за разом создавали у ворот Шунина напряжённость. Вот только результата это не приносило. В одной из атак после навеса Анюкова с фланга Широкову, совершенно забытому защитниками, не хватило совсем немного, чтобы переправить мяч в сетку. Лучано Спалетти, которого в этот момент выхватила камера, явно был удручён тем, что его команда транжирит моменты. Однако, почти сразу после этого «сине-бело-голубые» исправились. Аршавин тонким пасом из глубины поля нашёл рвущегося к воротам Широкова, и тот в касание отправил мяч «в домик» выскочившему на перехват Шунину. 1:0.

На пропущенный гол «Динамо» ответило очередным выпадом Кураньи, который с нулевого угла едва не отправил мяч в дальний угол ворот Малафеева. А спустя несколько минут хозяева удвоили преимущество. Навес в штрафную гостей с левого фланга, казалось, не представлял особой опасности воротам Шунина. Однако, Владимир Быстров, слегка прихваченный Джуджаком, неожиданно рухнул на газон, и Виталий Мешков немедленно указал на «точку». Александр Кержаков точным ударом с пенальти развёл по разным сторонам голкипера гостей и мяч. 2:0. Спалетти, наконец, повеселел, а шансы на то, что «Петровский» в этот день останется без подарка, сократились до минимума. Теперь для того, чтобы победа «Зенита» в чемпионате снова была отложена, «Динамо» надо было забивать три гола.

Игроки хозяев понимали, что шансы на такой исход очень невелики, и отдали инициативу гостям. Москвичи этим тотчас же могли воспользоваться. Атака «бело-голубых» правым флангом была прервана грубым подкатом Кришито против Самедова на самой линии штрафной. Защитник «Зенита» получил жёлтую карточку, а «Динамо» — возможность сократить разрыв в счёте. Но удару Джуджака по воротам позавидовали бы Серхио Рамос и Чарли Адам — венгр едва не отправил снаряд на околоземную орбиту.

Динамовцы продолжали атаковать, однако, их действиям не хватало динамики, игроки двигались неохотно, и порой складывалось впечатление, что они не знают, что делать с мячом. Это было тем более удивительно, что оборона «Зенита» совсем не выглядела непроходимой.

Один из очередных забросов в штрафную заставил ошибиться Вячеслава Малафеева, который в сутолоке не сумел зафиксировать мяч, шедший ему в руки, и переправил его за лицевую. Подача с углового, наконец, принесла «Динамо» результат. Широков даже не попытался вступить в борьбу с Епуряну на дальней штанге, и тот красивым ударом головой переправил мяч в дальний угол ворот «Зенита». Оставшееся до конца первого тайма время в атаке провели динамовцы, которые могли сравнять счёт, однако, сперва Малафеев в красивом прыжке парировал плотный удар Семшова, а назначенный перед самым свистком штрафной привел лишь к корнеру, подать который москвичи уже не успели.

Несмотря на тревожные сигналы в концовке первого тайма, болельщики «Зенита» в перерыве выглядели вполне довольными. Многие из них, не стесняясь, уже пели «чемпионские» песни и загружались сопутствующими футболу напитками, причём даже свисток к началу второй половины встречи не всех заставил вернуться на трибуны.

Второй тайм «Зенит» начал более активно. Вероятно, в перерыве тренерский штаб разъяснил игрокам, чем грозит такая пассивность, и хозяева попытались вернуть себе контроль над игрой. Однако, их методы не нашли поддержки у арбитра. Сперва он наградил жёлтой карточкой Губочана, после чего Мисимович нанёс хитрый удар со штрафного, который едва не оказался для «Зенита» фатальным. Малафеев до последнего думал, что всё под контролем, и лишь в последний момент увидел, что подкрученный боснийцем мяч может влететь в угол. Снаряд просвистел рядом со штангой. А затем уже имевший предупреждение Константин Зырянов совершил грубый фол против Игоря Семшова и не оставил Мешкову выбора — рефери показал полузащитнику жёлтую карточку. На 55-й минуте «Зенит» остался в меньшинстве, и шансы на то, что «Динамо» сможет изменить результат этой встречи, резко возросли.

Хозяева, которые и до этого показывали не особенно яркий футбол, перешли к сугубо оборонительным действиям. Гости же плотно обложили ворота «сине-бело-голубых», однако их атака выглядела довольно беззубо. На общем фоне выделялись разве что расположившиеся между линиями Семшов и Самедов, от которых исходила основная опасность. «Зениту» оставалось уповать на контратаки и точные забросы на Кержакова, оставшегося впереди в полном одиночестве. Несмотря на это, питерская торсида требовала третьего гола «Зенита», раз за разом запуская песню о том, что надо забить, чтобы «запела душа».

Чем больше проходило времени, тем сильнее становилось ощущение, что забить в этом матче «Динамо» больше не суждено. Несмотря на преимущество в одного игрока, их действия сводились к попыткам навесить на Кураньи в расчёте на то, что немец либо забьёт сам, либо удачно скинет мяч на свободного игрока. Но забросы получались довольно бесхитростными и однообразными, и защитники хозяев раз за разом выбивали мяч в направлении центрального круга. Сыграл свою роль и тактический ход Спалетти, который на 62-й минуте заменил явно сникшего и потерявшегося на поле Быстрова на Сергея Семака, которому удалось изменить темп игры. Возрастной полузащитник не спешил расставаться с мячом без необходимости, вместо этого постоянно придерживая его и выискивая варианты продолжения атаки.

На 68-й минуте «Зениту» едва не удалась красивая контратака, но Аршавин, протащивший мяч через весь центр поля, постеснялся отдать пас на находившегося в хорошей позиции Кержакова и решил обойти оставшихся троих защитников. С Уилкширом ему разобраться удалось, но австралиец, побоявшись остаться в одиночестве, прихватил Андрея за руку и оставил при себе. Судья назначил штрафной метрах в тридцати пяти от ворот, но Кержаков решил не навешивать, а пробить по воротам. Удар получился не очень сильным, и Шунин без проблем забрал его в нижнем углу.

По мере того, как вера в способность «Динамо» изменить результат таяла даже у игроков москвичей, на трибунах «Петровского» начиналось празднование. За двадцать минут до финального свистка на фанатском секторе появились файеры, и туда устремились стюарды. Почти сразу после этого на беговые дорожки трусцой выбежал ОМОН, до этого больше часа в полном обмундировании скучавший за пределами стадиона. Появление бойцов нисколько не остудило пыл трибун, на которых загорались всё новые и новые файеры, и вскоре на дорожку полетели пластиковые кресла.

Фанаты «Зенита» в матче против «Динамо»

На поле тем временем ничего не менялось. Новая попытка «Динамо» навесить с фланга закончилась очередным выбиванием мяча защитниками, Аршавин снова подобрал мяч и потащил его к воротам. И если Кержаков, дежуривший на линии офсайда думал, что на этот раз он дождётся паса, форвард ошибался. Аршавин опять не решился это сделать и снова лишь заработал штрафной. К счастью для динамовцев, на этот раз удар со штрафного также ни к чему не привёл.

На 77-й минуте Силкин, наконец, решил, что игра «Динамо» в атаке его не устраивает и выпустил на поле Воронина, заменившего Нобоа. Украинец фактически занял позицию в полузащите, и едва ли не первая его передача привела к опасному моменту у ворот «Зенита», однако, мяч ушёл на угловой. Динамовцы попытались снова реализовать комбинацию, которая принесла им успех в первом тайме, но Епуряну после подачи с углового пробил сильно выше.

До конца матча оставалось десять минут, и болельщики «Зенита» сгорали от нетерпения. Постепенно они начали просачиваться сквозь решётку, отделявшую фанатский сектор от беговой дорожки за воротами Шунина. ОМОН занял позицию вдоль лицевой линии, оказавшись в роли «начинки» в сандвиче из болельщиков с одной стороны и фотографов с игроками — с другой. Несмотря на то, что в её сторону один за другим летели файеры, полиция не реагировала на провокации и не двигалась с места. Покоробленные столь нарочитым безразличием болельщики начали распевать «Футбол для фанатов, а не для мусоров», но и это оставило ОМОН равнодушным. Тогда некоторые из зенитовских фанов принялись раскачивать решётку, пытаясь её сломать. В конце концов, сегменты ограждения рухнули, и болельщики стали заполнять беговую дорожку перед виражом.

Фанаты «Зенита» в матче против «Динамо»

Если активность трибун хоть как-то повлияла на то, что происходило на поле, то это коснулось только игроков «Динамо». Возможно, поддержка кучки из 200 болельщиков москвичей, которых было не слышно в общем гуле «Петровского», просто не мешала динамовцам сосредоточиться на игре. Во всяком случае, в концовке матча «бело-голубым» удалось провести сразу несколько опасных атак, но каждый раз мяч после опасного удара находил руки Малафеева.

За пять минут до конца на вираже появился баннер «Чемпионы», подсвеченный с обратной стороны файерами, и весь фанатский сектор погрузился в клубы дыма. Сил ждать свистка у болельщиков оставалось всё меньше. Когда на 88-й минуте по стадиону объявили о замене Кержакова, трибуны проводили форварда овациями, а потом, не сдержавшись, грянули «Чемпионы, чемпионы».

Три минуты, добавленные Мешковым, прошли в сопровождении не смолкавшего ни на секунду свиста. Едва прозвучал сигнал к окончанию матча, с центральной трибуны на поле хлынули люди, бросившиеся обнимать игроков. Некоторые из болельщиков передвигались с трудом и падали на газон, едва добежав до него. Фанаты, спустившиеся с виража, прорвали цепь ОМОН, перепрыгнули через фотографов и операторов, пытавшихся спасти аппаратуру, и высыпали на поле. Часть из них не смогла уйти дальше ближайших ворот, в которые в первом тайме Епуряну забил гол. Болельщики тянули сетку в разные стороны, повисли на перекладине и попытались свалить конструкцию на газон. Всего пару минут спустя штанги не выдержали и сломались пополам, а сетка оказалась разорвана на части.

Такое неожиданное для игроков и тренеров празднование могло бы продолжаться ещё долго, но стражи порядка, решившие, что веселья на этот вечер достаточно, помогли футболистам уйти в подтрибунные помещения, а затем с помощью кулаков и дубинок начали выдавливать фанатов с поля и выпроваживать за пределы арены. На этом первая часть мероприятия была завершена.

Победа «Зенита» в чемпионате уже настолько давно считалась предрешённой, что даже сами игроки, как показалось, не поняли того, что выигрыш титула из события неотвратимого, но ещё не произошедшего стал свершившимся фактом. Усталый Александр Кержаков, пойманный журналистами на выходе со стадиона, прямо сказал, что причиной успеха «Зенита» стала не только стабильность результатов, но и фатализм соперников:

— Мы очень хорошо шли на протяжении всего чемпионата. Был момент, когда отставали на семь очков, но за счёт стабильности догнали соперника и обошли. Мы хорошо прошли отрезок 2012 года, не проиграли ни одной игры, но и сами конкуренты на словах нам победу фактически отдали. Все просто давно согласились с тем, что мы уже чемпионы.

Хотя футболисты в раздевалке улыбались, пили шампанское, расписывались на майках и принимали поздравления, по ним нельзя было сказать, что наконец добыт результат, к которому они шли почти полтора года. Возможно, одной из причин этому — усталость. По словам Кержакова, даже ощущения от этого чемпионского титула отличаются от тех, что были в 2010 году:

— Сложно было, сил совсем не осталось. В прошлый раз сил у нас было больше, а теперь мы очень устали. Даже эмоций, как таковых, нет. Просто чувствуем, что выполнили задачу.

Даже при том, что моральное право называться чемпионами России сезона 2011/2012 игроки «Зенита» получили уже сегодня, все торжества по этому поводу отложены на последний матч сезона, когда «сине-бело-голубые» встретятся со «Спартаком». Это подтвердил и Кержаков:

— По-настоящему праздновать будем только тогда, когда действительно медали получим, — сказал он.

И других торжеств пока ждать не стоит. На предположения о том, что вечером после матча команда соберётся и где-то отметит победу, Кержаков устало покачал головой:

— Нет, сил совсем не осталось. Я домой поеду.

Сами того не зная, фанаты «Зенита» поддержали слова Кержакова делом. Кажется, в Петербурге начинают привыкать к тому, что чемпионский титул принадлежит «Зениту» и уже не воспринимают его как нечто необыкновенное. Праздник на «Петровском» начался и закончился быстро, уже через тридцать минут трибуны и поле были пусты, а ещё через пятнадцать оказалась свободна от болельщиков и территория стадиона. Всего через час после финального свистка в окрестностях арены лишь изредка можно было услышать сиплые голоса, распевающие «Чемпионы, чемпионы», так как большая часть фантов, опасаясь, что закроется метро, разъехалась по спальным районам, где остаток ночи по улицам разносились победные гудки автомобилей, а всё те же нетрезвые мужские голоса, сливаясь в нестройных хор, тянули «Сине-бело-голубые хей, хей».