4 мин.

Гран-при над Босфором

Прибить щиты к вратам Царьграда. Это ли не задача настоящего полководца? В последнее время, правда, появилось немало версий истинного развития событий с этими самыми щитами и реальными итогами набегов на Константинополь, но нам с вами, конечно, приятнее придерживаться классической схемы могущества Олега с Игорем. Так что будем считать, что это прибитие означало покорение столицы ромеев. С тех пор армады султана давно взяли стены вечного города и несколько столетий бывшая Византия знаменовала собой величие Империи Оттоманов. Но революция и Кемаль Ататюрк перевезли столичные функции в горную и провинциальную тогда Анкару, оставив Стамбулу жалкие крохи. Что, тем не менее, никак не отразилось на процветании мегаполиса. Да и могла ли не кипеть жизнь в городе, стоящем на Босфоре, – важнейшей транспортной артерии из Черного моря в Средиземное? Его мосты – это символ броска из Европы в Азию. В последней оставаться не хочет сама Турция, в первую же ее не пускают брюссельско-страсбургские чиновники, опирающиеся, надо признать, на мнение своих народных масс. А что горожане Анкары или Стамбула де-факто куда большие цивилизованные европейцы, чем бесчисленные обитатели тех же окраин Парижа или Лондона...

Святая София над Босфором видела немало смен эпох

Ныне десятимиллионный город символизирует собой тот самый стык цивилизаций во всем его пестром многообразии. Так что Гран-при идеально вписалось в это стремление Турции продемонстрировать себя всему миру в образе современной и стремительно развивающейся нации. Проблема в том, что через некоторые стереотипы не перешагнуть и самим туркам. Результат – скандал с подиумом и правительством никем, кроме Анкары, не признанного оккупационного режима Северного Кипра. Да и пробки на тех самых мостах через пролив «из варяг в греки» могут сравниться разве что с московскими. Но все эти мелочи преодолимы. Тут штраф, там – опыт команд, забронировавших на следующий год отели с правильной, азиатской стороны (а Хайдфельд, например, и вовсе ездит здесь на трассу на мотоцикле). Главное – в другом. Сама трасса у Тильке действительно получилась. Нет, конечно, к Сепангу, Сахиру и Шанхаю нареканий тоже нет, но у Отодром Парка действительно появилась душа. Всего-то за две проведенные здесь гонки. А все благодаря рельефу холмов в районе Тузла, где и раскинулась арена Гран-при Турции.

Безопасность на Отодром Парке превыше всего

Именно этот рельеф и делает столь интересным уже ставший знаменитым восьмой поворот трассы, – невероятно длинный левый тягун с тремя апексами, скоростью за 250 и четырехкратными затяжными перегрузками. А пройти его правильно очень сложно. Нет, пожалуй пилота, который хотя бы раз, да не ошибся здесь за всего-то два года, что трасса принимает у себя этапы Чемпионата Мира. Даже странно, что организаторы еще не присвоили повороту имя Ататюрка, как всему значимому у себя в стране. Преобладание левых поворотов над правыми, вызванное обратным, против часовой, направлением гонки, приводит к непривычной загрузке мышц шеи пилотов. Плюс – обычная для августа жара в Стамбуле. Плюс – повышенный износ резины, которая традиционно является здесь одной из самых жестких во всем чемпионате. Да еще и повышенное влияние каждого лишнего килограмма топлива в баках на общее время на круге. При этом трасса является одной из самых скоростных, что накладывает отпечаток не только на моторы. Ведь прижимной силы надо ставить меньше, а, значит, – пилотам куда проще допустить ошибку.

Величественная архитектура трассы выполнена Германом Тильке в оттоманском стиле

Одним словом гонка после небольшого августовского перерыва предстоит интереснейшая. В том числе и для «Макларена», где внутркомандные страсти, похоже, отнюдь не улеглись. Уйдет ли Алонсо по завершении сезона, или нет, – еще не ясно, но тот факт, что бой он даст теперь Хэмильтону нешуточный, уже совершенно понятно. Тем более здесь, на своем юбилейном, сотом, Гран-при. Но и «Феррари» вряд ли останется в тени. Трасса куда больше подходит «Ф2007», чем Хунгароринг, да и психологическое преимущество у подопечных Тодта здесь налицо. Ведь пока в Турции выигрывали только они. В 2005-м – Кими (первая в истории гонка в Стамбуле), в 2006-м – Фелиппе (первая в карьере победа бразильца). Масса к тому же получит сейчас совершенно новенькое шасси за номером 263, да и определенная дополнительная мотивация у него есть, – ведь все трое основных соперников уже выиграли в этом сезоне по три гонки, а он пока – только две. И не будем забывать про «БМВ». Марио Тайсен официально продлил на днях контракт Хайдфельда и Кубица на 2008-й, чем наверняка психологически раскрепостил Ника и Роберта. Так что теперь они могут атаковать, не задумываясь о вечном «а что, если...». Отсюда один шаг. Правда, – как до подиума, так и до схода!