4 мин.

Фарс-мажор

Именно в таком написании, потому что Форс-мажор – это из другой оперы. Из юридической. Когда случается что-то непредвиденное. А у нас налицо вполне предвиденный и предсказуемый, увы, фарс. Это когда история («Джордан») уже прошла и фазу трагедии («Мидлэнд»), и комедии («Спайкер») и готовится теперь к решающему, так сказать, прыжку.

Национальный фактор прекрасно работает в А-1, которая для этого и создавалась. Но зачем это чемпионату мира? По иронии судьбы даже «Джордан» частично воспринимался, как команда ирландская, хотя ее изначальная зеленая окраска была данью спонсорам 1991 года, а не национальности владельца. Но Эдди Джордан был умным человеком и на этих чувствах педалировать не собирался. Он работал. Да так, что в период своего апогея команда даже боролась за титул! Да-да, была у Хайнц-Харальда Френтцена в 1999-м такая математическая возможность. Не до последней гонки, конечно, но все же!

Но наступил неизбежный перигей, и команда попала в руки Колина Коллеса. Потому что Тревора Карлина быстро убрали. Потому что ничего российского, кроме трех десятков зимних кругов обманутому Роману Русинову, команда так и не сделала. И «Мидлэнд» стал «Спайкером». С теми же, национальными граблями, только теперь голландскими. И в 2007-м, единственными, кто действительно оправдал статус аутсайдеров, стала команда, которая первый и последний свой полный сезон просуществовала под нынешним названием.

Маркус Винкельхок творил на Нюрбурге чудеса!

11 раз из 17 гонок сезона ее пилоты стартовали с последнего ряда в полном составе. В остальных шести Гран-при им ни разу не удалось даже превзойти барьер десятой линии стартового поля, не то что выйти из первого сегмента. Даже появление давно обещанного варианта Майком Гаскойном варианта «Б» болида, повлияло разве что на уменьшение отрыва от соперников во временном измерении, но отнюдь не в качественном рывке. Более того, команда фактически весь сезон выступала одной-единственной машиной.

Сакон Ямамото все семь раз уступил в очных квалификационных дуэлях Адриану Сутилю, зато лишь дважды сошел с дистанции (в том числе в Бразилии, по вине Джанкарло Физикеллы) и обеспечил 12-е место на своем домашнем Гран-при. Ну а начинавший сезон Кристиан Альберс, чьи амбиции вообще мало с чем сравнимы с мире паддока, умудрился уступить вплоть до своего увольнения скромному немецкому дебютанту 2:8 по квалификациям. Более того, голландец всегда стартовал с последнего ряда, причем семь раз из десяти, – с 22-го места...

Новые времена- новые нравы: Форс-Индия и Ролдан Родригес... Не смешно!

В гонках Альберс ни разу не смог подняться выше 14-й позиции на финише. Тем удивительнее, что самое яркое выступление команды в сезоне связано именно с этой, второй машиной. Маркус Винкельхок провел за ее рулем одну-единственную гонку между Альберсом и Ямамото, но этот старт на домашнем Нюрбурге и он, и все болельщики запомнят надолго.

Команда угадала с резиной под проливным дождем и дебютант пелетона не только быстро вырвался в лидеры, но и отрывался от всех соперников просто невиданными темпами. Красный флаг, а затем и механические проблемы положили конец красивой сказке, но «Спайкер» все-таки смог блеснуть! Что до Сутиля, то такого, конечно, он не совершил. Зато провел сезон невероятно сильно. Адриан был вынужден взвалить в своем дебютном сезоне бремя лидерства и блестяще с ним справился. Единственное очко в сезоне на счет команды записал на Фудзи именно немец.

Творцы будущих побед: доктор Виджай Малья и доктор Колин Коллес

Правда, если уж говорить начистоту, очко это скорее отобрали у Тонио Льюцци, но «Торо Россо», как говорится, не в обиде. Ведь под конец сезон Себастьян Феттель выдал там свою знаменитую дождевую серию и бывшая «Минарди» опередила не только «Спайкер», но и «Супер-Агури». Да что там, – заводская «Хонда», и та оказалась позади подопечных Герхарда Бергера!

Теперь «Спайкера», как и «Мидлэнда» с «Джорданом», больше нет. Эстафету у Эдди Джордана, Алекса Шнайдера и Михила Мола принял Виджай Малья. Перспективы «Форс Индии» совершенно неясны. Но, думается, что приглашение пилотов калибра Ролдана Родригеса или Каруна Чандхока вряд ли выведет команду в лидеры пелетона. Хотя уже ходят слухи и о сохранении Сутиля, и о тендере Кристиана Клиена с Витантонио Льюцци. И даже бывшие соратники по «Джордану»-97 Ральф Шумахер и Джанкарло Физикелла приглашены на тесты. Кому-то из них, возможно, предстоит участвовать в этом фарсе и высоко нести в мире знамя индийского автоспорта. Впрочем, если поток рупий не иссякнет, то команда, возможно, подтянется, наберет очки. И я еще пожалею об этом скептицизме! :-)