8 мин.

Год спустя после Чемпионата Мира 2018

Почти год прошёл с окончания Чемпионата Мира по футболу в нашей стране. Лично для меня, и для большинства других людей, этот турнир был самым ярким с эмоциональной точки зрения. Здесь огромная заслуга сборной России, которая провела лучший турнир в своей истории. Этот ЧМ получился не только со спортивной точки зрения, но и в плане организации. Об этом свидетельствуют следующие цифры:

  • РФ за время ЧМ посетило более 5 млн туристов

  • Построено/реконструировано 12 современных стадионов

  • ФИФА получила рекордную выручку равную 6,1 млрд долл.

  • Было продано около 3 млн билетов

  • По всему миру ЧМ 2018 посмотрело порядка 4 млрд человек

Турниры подобного рода принято сравнивать с медовым месяцем у молодожёнов. В такие периоды всё бурлит и присутствует эйфория. Но после окончания любого медового месяца наступает обычная рутинная жизнь. Так произошло и с футболом после ЧМ. И перед чиновниками от футбола возникла задача интегрировать наследие мундиаля в обычную жизнь русского футбола. Давайте посмотрим как у них это получается.

Поговорим о стадионах. Абсолютно непонятно почему в такой суровой, с точки зрения климата, стране был построен только один стадион с раздвижной крышей. Наличие крыши могло бы существенно увеличить комфорт болельщиков на стадионе. Причём такое удовольствие не так уж дорого стоит. Для сравнения, на деньги, которые были потрачены на самый дешёвый стадион к ЧМ (Екатеринбург арена=12,7 млрд руб) можно было построить 2  домашних стадиона Витесса=98 млн ( Сравнение проводилось с учётом инфляции и изменения курса валют).

Стадион Галредом

В рамках программы "Наследие" планируется передача инфраструктуры в собственность субъектов РФ. Министерство спорта оценило бюджет программы "Наследие" в 16,65 миллиарда рублей. Эта сумма будет потрачена на стадионы, тренировочные площадки и развитие ДЮФ. По прогнозу министерства, стадионы могут получить первую выручку уже в 2020 году и в последующие годы прибыль будет только увеличиваться. Если стадионы не рентабельны, то они превратятся в заброшенные, никому не нужные куски бетона, как это уже случилось на некоторых бразильских и американских стадионах.

Стадион Сильвердоум. Детройт США

Как стадион может приносить прибыль? Самое главное для чего нужен стадион - это проведение спортивных соревнований, и чтобы на эти соревнования ходили болельщики. И здесь стоит вспомнить об эффекте ЧМ, который увеличил интерес к игре №1. Об этом свидетельствуют следующие цифры:

  • Крылья Советов 5 123 - 20 886

  • Ростов 13 330 - 29 813 

  • Урал 8 115 - 15 257

  • Мордовия 2 406 - 12 967

  • Нижний Новгород 5 153 - 18 634

Да, посещаемость и правда выросла, но не стоит забывать о том, что:

Во-первых, стоимость билетов на домашний матч Зенита и Урала будет рознится. Следовательно, размер прибыли от разных стадионов будет отличаться. В этом вопросе мы не сможем никуда деться от благосостояния граждан. Футбол - это сфера развлечения, такое же как и поход в кино или в театр, следовательно если у гражданина не высокий уровень дохода, он будет очень разборчив в вопросе как ему провести свой досуг на выходных. В этой ситуации футбол находится в очень сложном и конкурентном положении.

Во-вторых, эффект повышенного внимания к футболу после ЧМ не вечен, и если не проводить постоянную работу по привлечению болельщиков, то мы скоро вернёмся к полупустым стадионам.  Если вернёмся к полупустым стадионам, то наши клубы не будут играть на новых стадионах, т.к не будет смысла содержать стадион на 40 тысяч человек (содержание такого стадио обходится в 2-2,5 млн руб), когда туда приходят 5-7 тыс человек. И мы уже приходим к такой ситуации . “Удержать” или привлечь болельщиков на стадион можно разными маркетинговыми способами. Во-первых это активная работа с болельщиками в соц сетях/на телевидении. В нашем футболе Зенит является лидером в медийном поле и как результат значительный рост посещаемости. Так же к маркетинговым историям можно отнести проведение акций на матчах. Так например Уфа на домашнем матче с Динамо пообещала вернуть деньги за билеты в случае поражения. Этот матч установил рекорд по посещаемости домашних матчей Уфы в этом сезоне. Увы для руководства Уфы Динамо выиграло со счётом 1-2. В-третьих, обеспечение на стадионе продажи атрибутики, вкусной еды и напитков, последние годы активно идут разговоры о снятии запрета на распитие и продажу пива на стадионах. Снятие этого запрета привлечёт на стадионы определённый контингент людей.

Идеальным примером маркетинга является американский клуб Атланта Юнайтед. Одно из главных достижений этого клуба  - продажа 21 тысячи сезонных абонементов в то время, когда у клуба не было ни логотипа, ни главного тренера, ни полноценной заявки (всего 7 игроков с контрактами). Этот успех президент Илс объяснил тем, что в Атланте много новых жителей, которые приехали из других штатов и не успели выбрать местную спортивную команду. Несмотря на молодость, у Атланты уже есть есть своя традиция - Атланта – крупнейший железнодорожный центр юго-востока США, так что теперь на стадионе установлен кусок рельса, в который после каждого матча выбранный голосованием игрок вбивает золотой гвоздь. Важное направление политики «Атланты» – стоимость еды и напитков на стадионе. Руководство требует, чтобы все кафе устанавливали минимальные цены – за счет этого создается ощущение, что между едой на стадионе и в обычном магазине около дома нет никакой разницы, и болельщики активнее расстаются с деньгами. Среди болельщиков «Атланты Юнайтед» есть и звезды – например, актер и рэпер Лудакрис. Такие популярные люди могут привлечь дополнительных болельщиков на стадион. У нас есть похожий пример - это ФК Сочи. Тоже была создана команда в городе, где не было команды. Но мягко скажем, получилось у Сочи похуже.

Стадион Атланты Юнайтед

Одной работы клубов мало, нужно чтобы и лига способствовала росту посещаемости, но есть откровенные провалы. Во-первых, лига зачастую не учитывает интересы болельщиков. Например, в марте произошёл перенос матча Арсенал Тула – ЦСКА из Тулы в Грозный. Хозяева не смогли подготовить поле в надлежащем состоянии. По регламенту чемпионата объявить о переносе игры нужно не позднее 9 дней до матча, чтобы болельщики из дальних городов смогли скоординировать свои действия. Лига же объявила о переносе за 3 дня и на выходе мы получили следующую картину.

Во-вторых, лига не очень корректно составляет календарь. Как я уже говорил выше наша страна известна суровостью климата, и зная это лига составляет календарь таким образом, что на 1 декабря приходится матч Енисей – Ахмат в Красноярске при температуре в -12 – 14 градусов. Мало того, что в таких погодных условиях повышается риск получения травмы футболистами, так ещё и болельщикам находится в таких условиях на стадионе не комфортно. Проблемы с Красноярском на этом не заканчиваются. На 3 марта был поставлен матч Енисей – Ростов, но игра даже в теории не могла пройти в городе, который принимает зимнюю универсиаду. Факт проведения Универсиады был известен заранее. Как итог команда из Красноярска играет свой домашний матч за 5 055 км от дома, в Сочи. Большинству болельщиков осилить такой выезд будет проблематично. Такие имиджевые провалы нашего футбола отпугивают болельщиков от похода на стадионы.

Всё сказанное выше это спортивная составляющая использования стадионов, но так же существует и другая сторона в которую входят: проведение концертов, выставок и прочих культурных мероприятий.На некоторых наших стадионах уже прошли концерты, которые собрали рекордное количество людей. В основном это стадионы Спартака и Зенита. Есть и исключения. В сентябре 2018 года на Ростов арене рэпер Баста собрал порядка 35 тыс человек. Но этот концерт сопровождался скандалом. Представители ФК Ростов заявляли о том, что поле не выдержит концерта и испортится. Мягко говоря это заявление не соответствует действительности, т.к при должном уходе агрономами и правильном использовании технологий защиты поля газон не пострадает, о чём свидетельствуют не только примеры стадионов озвученных выше, но и зарубежные примеры ( Уэмбли, Эмерейтс, Парк де Пренс). К сожалению я перечислил почти все крупномасштабные культурные мероприятия на стадионах ЧМ. Получается так что стадионы работают примерно дней 20-25 в году. В остальном они просто съедают деньги за их содержание.

Подводя итог, я хочу обратить ваше внимание на то, что все эти примеры приведены в клубах, которые находятся либо на балансе субъектов, либо во владении гос корпорации. Единственным примером клуба который находится в частном владении это Краснодар Сергея Галицкого. За 11 лет существования Краснодар превратился из команды 3 лиги в один из лучших клубов страны, с отличной академией, современным стадионом с прилегающим к нему парком и жилым комплексом, и что самое главное обзавёлся грамадной армией болельщиков которая заполняет каждый домашний матч Краснодара. Тем самым в очередной раз подтверждается мнение, что в футболе большего успеха добиваются клубы, которые находятся в частном владении, т.к частное лицо больше заинтересовано в развитии ФК нежели чиновник, которому поручено сверху, содержать и заниматься делами ФК. И если в ближайшие годы футбольные руководители не привлекут частных инвесторов или государство не выделит деньги на стадионы, то есть риск, что эти стадионы превратятся в таких же бетонных слонов как в Бразилии.