9 мин.

Футбол и Кино (часть 1)

Искусство - это зеркало времени, правда не уточняется кривое или ровное.

Когда бренное тело приземляется на горизонтальную поверхность перед экраном, часто его обладатель предвкушает приятные чувства чего-то возвышенного, будь-то радость хотя бы за себя, чувство победы людей которые так же в детстве учили через какую букву писать « жи» и «ши» или легкая ностальгия по временам двух гендеров. Самые частые способы безудержно пассивного развлечения являются кино и футбол. Конечно, всегда найдутся люди утверждающие, что нынешний футбол потерял волшебство, VAR отобрал у них непредсказуемость и чувство первой радости, а треквартист вспоминают с предыханием обязательно подняв указательный палец и брови вдогонку. Кто-то скажет, что сейчас в кинематографе эпоха сиквелов, триквелов, приквелов, ремейков и летающих в трико людей, что-то идет не так, мол Толкин не говорил об чернокожих эльфах, русалочка под водой не может быть смуглой, а Цезарь не влюбился бы в чернокожую Клеопатру! Так дальше жить нельзя, поэтому немедленно надо взяться за вилы, в наше время клавиатуру и высказать важное мнение боевой единицы мир. Благо свобода слова позволяет! Так как в кино и отчасти в футболе творчество занимает большую роль, а как мы знаем искусство-это зеркало времени можно подумать, что сейчас какое-то не такое время. Нет взаимопонимания между сторонами, и никто не хочет уступать. Но это все разговоры, активными слушателями которых часто выступает кухонный кран и печка. Мы же попробуем разобраться именно с кино о футболе, почему прекрасным людям футбола скармливают настолько посредственные картины снятые с актерами пятого плана и почему свет в конце туннеля робко мерцает. 

Если говорить про эти два направления, то они относительно молоды, футбол 1863 года, кино «Выход рабочих с фабрики» Братьев Люмьер 1895 года. Конечно, они не родились из воздуха и не выползли из воды как мы (по Дарвину). У кино была древнегреческая пьеса, у футбола древнегреческий эпискирос, фенида и гарпанон позже аскетичные римляне переняли это у греков выкинули лишнее и изменили название из этого получился гарпастум. Придали вид творческому хаосу. Греки многое придумали, придумали они присваивать себе, отсюда во вполне реальном Кносском дворце бегает минотавр, который на половину бык на другую грек, но как бы там ни было с рогатым мужиком топчущим дорожки лабиринта мы многим обязаны грекам если бы не они, то римляне не завезли бы в Британию игру с мячом, которая выжила, потерпела изменения, настала глобализация, произошел великий разлом и мы получили футбол и регби. Первая трансляция произошла в той же Великобритании 9 апреля 1938 года.  Дали посмотреть как Арсенал обыграл Эвертон 3:2, тот розыгрыш Арсенал выиграл, а Манчестер Сити вылетел во второй дивизион. Пушечный факт. Существует большая разница в том, каким тот или иной спорт выглядит наяву, по трансляции, и каким он выглядит в художественном фильме.

Взять к примеру бейсбол. В среднем одна игра длится 2 часа 57 минут из-за того что в ней масса остановок и различных приготовлений она стремительно теряет зрителя, но так как в ней есть момент максимального усилия или саспиенса когда бэттер отбивает мяч и рвет когти направо для кино это выглядит очень органично. В футболе есть пенальти, но пенальти не бьют по шесть за матч, а пас вразрез еще не котируется за экшен. Другое дело единоборства, где скрюченную кисть можно лихо обозвать «стиль Орла» и  уже круто. Но мы рассмотрим только командные виды спорта, и не будем завидовать табуреткам в руках Джеки Чана, потому что они уделают по экранному времени любой из мячей.

Для начала стоит на пол ноги зайти на территорию кино и немного в нем разобраться.

Квентин и женская стопа

Когда речь зашла о кино, чтобы не спалить безвкусицу нужно обязательно где-то в разговоре задействовать Квентина.

Кино, грубо говоря, делится на массовое и авторское. Массовое предназначено для кинотеатров, а авторское сделано режиссером в компании его друзей детства, бюджет обычно у таких фильмов не больше пачки чипсов. Мы будем рассматривать массовое кино. Надев треуголку, зайдя на любимый торрент и скачав фильм (пиратство это плохо) мы приносим в кассу ровно нуль, толстобрюхие продюсеры, главы компаний и кинотеатров такое не одобряют. Количество их радости и производительности зависит от прямо противоположного.

Появление очередной части «Терминатора» с бредовым сюжетом вызвана тем, что в далеком 1991 году Кемерон и Шварцнеггер сорвали кассу и запустили конвейер про робота швею, который иногда кого-то спасает, последующие четыре фильма беспросветно утонули в кассовом плане, но готовится уже седьмая часть. «Один дома» из той же когорты, после двух успешный картин повзрослел Миколей Калкин, третья картина уже с трудом отбилась на носителях, но никого это не остановило и в дальнейшем вышло еще три фильма их можно посмотреть, но только спиной, чтобы минимизировать риски ухудшения здоровья. Но в будущем все ровно на маленьких детей продолжат натравливать хулиганов, несмотря на то, что сюжету этому уже больше тридцати лет и сейчас, когда у нас есть различные гаджеты, он смотрится как минимум глупо. Ситуация с «Пиратами Карибского моря» аналогичная, исчерпанная сюжетная линия никого не остановит, единственная причина почему мы еще не насладились шестой частью это развод  Джонни Дэппа. Фильм «Индиана Джонс» с каждым последующим отбивается, поэтому в этом году выходит пятый фильм, где неудержимому археологу уже 80. В целом понятно, что потенциальный кассовый джек-пот будут и дальше пытаться сорвать, несмотря на исчерпанный сценарий, возраст актеров или банальное устаревание самой идеи. Когда на кону стоят большие деньги жадные капиталисты их снова попытаются заработать.

Возьмем за пример самый классический сюжет производства. Чтобы народ  увидел фильм его должна смастерить студия, выделяется бюджет в него входит оплата талантливого сценариста, лицедеев и декораций и еще много чего вплоть до трейлера суперзвезды в котором все должно быть как у суперзвезды, с вентилятором, мягкой кроваткой и пуленепробиваемыми стеклами. Далее, для того чтобы мы о нем узнали и он привлек наше внимание выделяется рекламный бюджет. Общей цифрой и будет называться - бюджет фильма. Далее пришло время это творение явить миру, студия договаривается с одним из прокатчиков в стране, а он уже с кинотеатрами, если кинотеатр понимает, что фильм не кассовый он его не купит чтобы не занимать экраны. Когда творение отгремело в прокате подчитывается прибыль, от меркантильной составляющей  мы поймем ждать продолжения или нет, а не от того что история незакончена или наоборот главный герой погибает. При хороших сборах твист Джона Сноу это художественный прием авторов.  В среднем голливудская студия получает 50% от сборов, остальное получают кинотеатры.

 Для примера:

Бегущий по Лезвию 2049 (2017 год)                   

Бюджет 150 млн. + реклама 50 млн.                    

Сборы 260 млн. 

Студия получила 130                                                     

Убыток  <70 млн.        

 

Тайна Коко (2017 год)

Бюджет 175 млн. + реклама 50 млн.

Сборы  807 млн.

Студия получила 582

Прибыль <357

 

Джон Картер (2012 год)

Бюджет 250 млн. + реклама 100 млн.

Сборы 284 млн.

Студия получила 142 млн.

Убыток   <200 млн.

 

Мстители (2012)

Бюджет 220 млн. + реклама 100 млн.

Сборы 1 518 000 млн.

Студия получила 750 млн.

Прибыль <430 млн. + игрушки и т.д.

 

За фильмы «Джон Картер» и «Мстители» ответственна студия Дисней. В итоге самый убыточный фильм в истории принадлежит мышиному дому, но в годовой отчетности он перекрылся успехом Мстителей. Еще стоит уточнить на примере фильма Клеопатра 1963 года такую деталь. У фильма бюджет 44 млн. (для 1963 это что-то из разряда ливня переходящим в цунами из зеленных фантиков) собрал он 57 млн. Студия 20th Century Fox чуть не закончила свое существование, но к середине 90-х из-за продажи на носителях Клеопатра выжала первую прибыль. Стоящие фильмы когда-то все ровно принесут прибыль. Есть фильмы которые снимают как раз для «игры в долгую» эти фильмы еще известны как Культовые. К таким относятся «Побег из Шоушенка 1994» и « Бойцовский клуб 1999» в год выпуска в кинотеатрах эти фильмы зритель обходил стороной, а уже после хватал DVD с ними и бежал домой смотреть.  Для студии главное не иметь вереницу ощутимых провалов.

Разобрались.

Теперь как мы понимаем студиям главное это сборы. Чтобы сборы были нужно создать что-то качественное, этому необходимо поспособствовать желательно известной миной,  бюджетом и рекламой.

Как и в экономике в кино платежеспособная аудитория находится в США и Китае. И дорогие фильмы выходят там. Европейский кинематограф редко изобилует большими бюджетами. Итальянское кино в коме с 1970-х дергают бровь пациента режиссеры Маттео Гарроне и Паоло Соррентино. А итальянская диаспора в Голливуде уступает разве что британской.  В Германии в начале нулевых была законодательная дыра чем активно пользовался режиссер Уве Болл в последствии названный «худшим режиссером современности» его фильмы получали десятки миллионнов бюджета от налогоплательщиков дайчланда, но он экранизировал игры за что геймеры пытались его побить, а по настоящему талантливые постановщики Вольфганг Петерсен и Роланд Эммерих снимают свои фильмы перелетев Атлантику. Кинематограф Великобритании тесно связан с США. Рассуждать о Кристофере Нолане, Ридли Скотте, Альфреде Хичкоке и Гае Ричи в отрыве от США дело неблагодарное. Смогли бы Британцы экранизировать книжки разведенной домохозяйки о мальчике со шрамом, как кажется навряд ли. Здесь положительно выделяется Франция. В этом году выходят еще одни «Астерикс и Абеликс» (бюджет 65 млн.) и еще два фильма «Три мушкетера» (бюджет каждой по 36 млн.).  Как было замечено раннее сиквелы, триквелы и все тому подобное будет пробовать стричь капусту. С высоко бюджетными новыми работами рисковать никто не хочет.  Это пятые фильмы из франшиз.

The мушкетер

Ниже представлены спортивные фильмы с внушительным бюджетом и сборами. Акцент  на поправку такой штуки как инфляция делать не будем, но стоит держать это в голове. Точно заработать удалось 6ти из 21го, остальные при определенном везении вышли в плюс уже на кассетах, DVD и стримингах и чего-то там еще. Например «Человек, который изменил все» (2011) не заработал в год выхода, но со временем в определенных кругах стал культовым и явно спустя 12 лет себя окупил. Провал какого-то фильма может больно ударить по карьере лицедея и провалится со спортивным фильмом намного легче, чем с комиксом и актеры на пике популярности туда навряд ли подпишутся. Еще ярко видна гегемония американского футбола над другими, об этом еще поговорим.

О футболе подробней во второй части