16 мин.

Возрождение по-лодзински. Города и обоих клубов

Piłka Nożna – телеграмм канал о польском футболе на русском языке. Здесь Вы сможете узнать самые свежие новости из польского футбола, мысли автора о прошедших матчах, прогнозы на матчи Экстракласы и многое другое.

Улица Пётрковская - символ Лодзи, но ничто так не отражает судьбу города как история двух лодзинских команд - «Видзева» и «ЛКС». То что произошло с польским Манчестером после 1989-го года произошло и с футбольными клубами, только с небольшой временной задержкой.

– С равнин далеких, с гор, из затонувших деревень, из столиц и городов, из-под соломенных крыш и из дворцов, с возвышенностей и из сточных вод тянулись люди бесконечным шествием к этой „земле обетованной“, - писал о Лодзи в первой половине XX века нобелевский лауреат Владислав Станислав Реймонт. Благодаря текстильной промышленности поселок с восемью сотнями жителей за несколько десятилетий превратился в город с населением 120 тысяч человек. И продолжал разрастаться.

В это время такими же стремительными темпами развивался только американский Чикаго.

- Мерзость! Грязный город. С вокзалами, как говно в поле. Единственный известный мне город такого размера без реки - писал о Лодзи во второй половине XX-го века режиссер Марек Котерски. Из-за упадка текстильной промышленности за несколько десятилетий население города сократилось более чем на 185 тысяч человек. И продолжает сокращаться. В 1988-ом году в Лодзи проживало около 854 тысяч человек, в 2010-ом - 737, в 2021-ом - 670.

В 1992-ом году рассматривался вариант о признании Лодзи банкротом, как в 2013-ом произошло с американским Детройтом.

Вопрос лодзинской идентичности

- Ты за кого? - этот вопрос значит в Лодзи больше, чем в других польских городах и деревнях, но это связано не только с тем, что по причине неправильного ответа ты можешь быть избит.

Этот вопрос касается не только фанатских предпочтений, но и лодзинской идентичности.

После Второй Мировой войны Лодзь утратила свой мультикультурный характер. В городе существенно сократилось количество евреев, немцев и россиян, население города за время войны сократилось на 300 тысяч человек, а власти ПНР не сильно хотели, чтобы приезжие чувствовали связь со своим новым домом. Правительство не хотело, чтобы местное население ассоциировала себя с Карлом Шейблером, Людвигом Гейером и Юлиусос Гейнцелем, которые сделали многое для развития промышленной Лодзи. Во-первых, двое из них были немцами, во-вторых, были представителями столь ненавистной буржуазии. Просоветской власти не нужно было, чтобы кто-то вспоминал про ткацкие бунты и революцию 1905-го года, которые имели национально-освободительный характер. В Варшаве боялись, что воспоминания об этом приведут к новым протестам из-за тяжелых условий труда. А зачем это нужно...

Хороший работник - это работник с мордой на замок.

Лишь после политических изменений 1989-го года начала возникать какая-то лодзинская идентичность. Вспомнили о людях, развивавших промышленность в Лодзь, вспомнили о поэте Юлиане Тувиме, родившемся в Лодзи. Был высоко оценен городской кинематограф и архитектура. Многие стали себя идентифицировать с лодзинскими футбольными клубами.

- Среди молодых людей, в основном мужчин, серьезным элементом лодзинской идентичности была приверженность цветам одного из футбольных клубов («Видзева» или «ЛКС») - указано на сайте центра знаний «Возрождение».

Поэтому бело-красно-белые («ЛКС») и красно-бело-красные («Видзев») поделили город между собой, квартал за кварталом, район за районом: Реткиня и Теофилув - для «ЛКС», Хойны и Радогощ - для «Видзева». И так далее. и так далее, хотя в итоге часть города осталась ничейной. Кому принадлежит какой район, легко понять по стенам. Нужно лишь внимательно рассматривать граффити на стенах, чтобы понимать по чьей территории ты идёшь.

Это разделение идеально вписывается в специфику Лодзи. Город рос на слезах, крови и поте четырех народов: поляков, евреев, немцев и россиян. Сейчас многие говорят о том, что все четыре народа легко уживались вместе, но это не так. Они жили отдельно.

- Все эти люди жили в разных районах, читали разные газеты, занимались в разных спортивных клубах, отправляли детей учиться в разные школы, хоронили умерших на разных кладбищах - описывали Войцех Гурецки и Бартош Юзефяк в книге, посвященной истории Лодзи.

Вроде бы и рядом, но отдельно друг от друга. Как и «ЛКС» с «Видзевом».

Fortuna 1 Liga: Widzew Łódź - ŁKS Łódź. Skrót meczu (WIDEO) - Polsat Sport

Более того, еще в самом начале развития города, когда в Лодзи начала развиваться текстильная промышленность, город был разделен между социалистами и националистами, а жили они друг с другом как ... «ЛКС» с «Видзевом». В межвоенной Лодзи популярной была шутка:

- Четыре ноги и часто летает. Что это?

- Кресло в городской раде.

Атмосфера как ... на дерби между «ЛКС» и «Видзевом».

Рабочий город

- Лодзь всегда была рабочим городом. Здесь не развивалось мещанство как в Гданьске, Познани или Кракове - рассказывал gazeta.pl все тот же Войцех Гурецки.

- В современных текстах мы постоянно обращаемся к истории, она помогает понять этот город. Марта Мадейская и Агата Зысяк выдвинули теорию, что Лодзь с самого начала была нежеланным ребёнком для центральных властей, еще с XIX-го века. Рабочий город для Польши с развитых шляхецким сословием был инородным телом. Настоящим польским городом был Краков, но никак не рабочая Лодзь - добавляет Бартош Юзефяк.

Эта теория имеет право на существование. Взять хотя бы железнодорожное сообщение. Первая железная дорога на территории Польши, связавшая Варшаву с Веной, прошла на восток от Лодзи, дорога, построенная между двумя мировыми войнами, связавшая Варшаву и Познань - с севера, путь между Силезией и Гдыней - с запада, оставалось лишь, чтобы какая-нибудь дорога прошла с юга. И во время ПНР это произошло. Дорога, связавшая Варшаву и Вроцлав, проходила на юг от города.

Если этого мало, то в 1958-ом году социалистические власти посчитали, что Лодзи не нужен аэропот. А зачем рабочему городу аэропорт, тем более, что и до Варшавы недалеко. Так Лодзь стала самой крупной агломерацией в Европе без аэропорта.

После окончания Второй Мировой войны в Лодзь практически не инвестировали, за исключением расширения жилых районов, например Видзев или Балуты. Город постепенно превращался в руины.

Ilustracja

Состояние помещений бывших фабрик и многоквартирных домов постепенно ухудшалось, к 1969-ом году на самих промышленных предприятиях износ оборудования составил 62%, а самих зданий - 42%. Мягко говоря, показатель сильно выше среднего по стране.

- Достаточно сказать, что Анджей Вайда не имел никаких проблем с поиском реалистичной сценографии для экранизации "земли обетованной", потому что в то время на текстильных фабриках полным ходом работали машин» образца конца прошлого века – писал о Лодзи доктор вроцлавского университета Аркадиуш Серонь.

В этот пейзаж идеально вписались лодзинские стадионы «ЛКС» на Алее Люблинской Унии и «Видзева» на Алее Пилсудского. Обе арены нагоняли страх на любителей футбола в начале XXI-го века.

Стадионы как старинные здания

На тренировках юниоров «ЛКС» капли появлялись на лицах футболистов и полу крытого зала. Первые - из-за напряжения, вторые - из-за протекающей крыши. Крытый зал спасал от холода, но не от сырости. Сложность для молодых футболистов возрастала. Их соперниками были не только игроки противоположной команды и конусы, но и тряпки на полу, собирающие воду или ведро, в которое собиралась дождевая вода.

- Кто-то поскальзывался, кто-то перед ударом должен был обвести ведро. Но так воспитывался характер, пусть и из-за неудобств, вызванных устаревшей инфраструктурой - рассказывал об условиях Ян Собоцински, воспитанник «ЛКС», который сейчас защищает цвета «Шарлотта» из МЛС.

Stary stadion ŁKS zostanie zburzony

Описанные сцены имели месть быть в начале XXI-го века. Железобетонная трибуна была отдана в эксплуатацию в 1969-ом году, тогда она была вдохом свежего воздуха, чем-то новаторским, гордостью города, через год на стадионе появилось искусственное освещение, а затем табло, на котором виднелись счет, составы команд и игровое время.

В тот момент стадион «ЛКС» был одним из самых современных в стране. Даже «Видзеву» приходилось еврокубковые матчи играть на стадионе принципиального соперника.

Но относились к стадиону как к многоэтажкам в центре, помещениям бывших фабрик. Никакой реконструкции на стадионе не проводилось, не считать же реконструкцией появление крыши над вип-ложей или установку на части трибун пластиковых сидений. Как с жилых домов в Лодзи падали балконы, так с трибун стадиона на Алее Люблинской Унии падали куски бетона. Стадион «Видзева» находился в аналогичном состоянии.

Поразительно, но в это же самое время два лодзинских клуба боролись за звание лучших команд Польши, не соответствуя облику города, который фактически умирал в 90-ые. Когда безработица достигла рекордных 21,3% «рыцари весны» и «Видзев» были топовыми клубами страны. В седьми из восьми сезонов с 1992-го по 1999-ый год один из лодзинских клубов финишировал в тройке, а с 1996-го по 1998-ый золото уезжало в Лодзь (дважды чемпионом стал «Видзев», однажды - «ЛКС»). А в 1996-ом «Видзев» стал второй польской командой в истории, пробившейся в групповой этап лиги чемпионов.

Удивительно.

Лодзерменш XXI-го века

Удивительно, тем более, что в обоих клубах были финансовые проблемы. В те времена родилась поговорка, что никто тебе не заплатит такой зарплаты, сколько пообещает «Видзев». Проблема в том, что только пообещает. Футболисты «ЛКСа» всерьез рассматривали вариант с бойкотом матча кубка обладателей кубка из-за задолженности по зарплате. Тогда клуб и обратился за помощью к Антони Птаку, настоящему лодзерменшу.

Понятие лодзерменш (lodzermensch) возникло в конце XIX-го - начале XX-го века. И обозначало предприимчивого, находчивого человека, добившегося успеха в капиталистической Лодзи, но жадного и хитрого. Птак такой и был.

После изменений 1989-го года Птак организовал торговлю в двух ангарах для самолетов. Торговля под крышей принесла огромный успех. Позже появились торговые центры, получшвие названия в честь Птака. Бизнесмен становился богаче и богаче.

Antoni Ptak – od ścierniska po polski Mediolan - Moda

Несмотря на то что Птак был болельщиком «Видзева», он вложился в «ЛКС». Об этом его попросил Янук Михалюк, вице-президент города и президент «ЛКС». Птак разобрался с долгами и начал строить боеспособную команду. Через четыре года Птак праздновал чемпионский титул «ЛКС». Но быстро бизнесмен устал вкладывать деньги в клуб, поскольку это не приносило ему желаемой прибыли, с самого начала Птак повторял, что футбол - это бизнес.

- Чудесный город, но что я на этом заработаю - это слова Морыцы Вельты, одной из героинь «Земли обетованной». Если в этой фразе ''город'' заменить на ''команда'', эту фразу можно было бы приписать Антони Птаку.

После чемпионства 1998-го года Птак был недоволен отсутствием поддержки города, а также других спонсоров. В связи с чем, Птак начал распродажу лидеров. Томаш Клос отправился в «Осер», Мирослав Тшецяк - в «Осасуну», Рафал Нижник - в «Брондбю», а Збигнев Выцискевич - в «Антверпен».

- Когда завоевываешь чемпионство Польши, бюджет клуба серьезно возрастает. Растут премии за победы, за само чемпионство футболисты хотят получить большие деньги. Расходы на команду автоматически выросли на 100 процентов! - объяснял Птак.

- Никто не мог понять, что в этот момент мне необходима была помощь в финансировании клуба. У меня не было другой возможности, кроме продажи Клоса и Тшецяка. В противном случае мне пришлось бы загонять клуб в долги, а я не хотел этого делать - добавлял Птак.

Чемпионство Польши стало началом конца «ЛКС», также как и выход в группу лиги чемпионов был началом падения «Видзева». Состав команды на сезон 1996/1997 был собран во многом благодаря кредитам, которые должны были быть выплачены после успешного сезона, но успех повлек за собой новые расходы, что привело лишь к увеличению долгов клуба.

- Клуб жил тогда без учета бюджета, долги продолжали расти. Все знают, чем эта вся история закончилась. В любом другом клубе выход в групповой этап лиги чемпионов означал бы спокойной функционирование в течение нескольких лет. В любом клубе, но не в лодзинском - вспоминал спустя годы Славомир Маяк, выступавший тогда за «Видзев».

- Отношения в клубе были очень запутанными. Акционеры спорили о правах на футболистов, подписывали различные договоры, не задумываясь, на простых листах бумагах - написал о ситуации «Видзева» Przegląd Sportowy в 2009-ом году.

Теми акционерами были Анджей Павелец и Анджей Грайевски. Спустя годы они говорили о том, что, вложившись в «Видзев», лишь обеднели и ничего не получили.

В 2000-ом году «ЛКС» вылетел из Экстракласы. Спустя двадцать девять лет непрерывных выступлений в элите.

«Видзев» покинул Экстракласу в 2004-ом году. Второй раз в течение двадцати восьми лет.

Следующие сезоны были ознаменованы борьбой за выживание. Когда-то это удавалось, когда-то - нет.

В 2013-ом году «ЛКС» отказывается от выступления в I-ой лиге и признаётся банкротом.

В 2015-ом году «Видзев» отказывается от выступления в I-ой лиге и признаётся банкротом

Olimpia Grudziądz - Widzew Łódź 1:1 [ZDJĘCIA, RELACJA]

Судьбу Лодзи разделили оба лодзинских клуба.

Выживание

В 1989-ом году население Лодзи насчитывало 851 тысячу человек. Лодзь была вторым по численности населения городом страны после Варшавы. Речь шла о том, чтобы в ближайшие годы стать вторым в Польше городом-миллионником.

Согласно данным главного статистического управления, в сентябре 2022-го население Лодзи насчитывало 670 тысяч человек. По численности населения Лодзь обошли уже и Краков, и Вроцлав.

Ни один другой город не регрессировал так после 1989-го года. Разрушенный, заброшенный, полный безработных людей. Средняя зарплата в Лодзи была меньше, чем в любой другой польской метрополии. Этот тренд сохранился еще со времен ПНР, когда текстильная промышленность была одной из самых низкооплачиваемых сфер.

Город был близок к банкротству, но его удалось избежать, а в последние годы Лодзь начала меняться в лучшую сторону. В городе начали появляться офисные здания, молодежь потянулась в Лодзь. Да, в Лодзи по сравнению со многими крупными города по-прежнему зарплаты невелики, но хотя бы что-то начало меняться. Постепенно ремонтируются здания в центре города, новую жизнь обрела улица Пётрковская, на которой открылось множество баров, кафе, ресторанов, отремонтирован железнодорожный вокзал и так далее, территории промышленных предприятий начали адаптировать к современной Лодзи.

Ulica Piotrkowska - Turystyczny Portal Łodzi

Еще многое предстоит изменить в Лодзи, но что-то начало меняться. Нельзя сказать, что Лодзь умирает, как это было в 90-ых. И то же самое можно сказать про «ЛКС» и «Видзев».

Возрождение лодзинского футбола ознаменовалось звуками низколетящих вертолётов и видом водомётов. Таким образом обеспечивали безопасность матчей «ЛКС» и «Видзева» в четвертой лиге. Президент «ЛКС» Томаш Сальски шутил, что районы Лодзи тогда были самыми охраняемыми районами в Польше.

Но не все было гладко. Среда 14-го июня 2017-го года стала одним из самых тёмных пятен новейшей истории «ЛКС». Поражение от варшавского «Урсуса» со счетом 1:2 означало проведение еще одного сезона в III-ей лиге.

Фанаты требовали от игроков отдать им футболки, поскольку не заслуживали их носить. Все, за исключением футболки Павла Пычака с номером 21 попали в руки фанатов.

- Отдай ему футболку, он старался! - после этих слов футболка вернулась в руки футболиста.

Если бы «Финишпаркет Дрвенца» не отказался от получения лицензии на игру во II-ой лиге, «ЛКС» так и остался бы в четвертом дивизионе и не прошел бы путь за три года от четвертого дивизиона до Экстракласы. В Экстракласе «бело-красно-белые» задержались всего на год, но всё равно возвращение одного из лодзинских клубов в элиту было огромным событием.

«Видзев» после открытия нового стадиона в каждом сезоне менял тренеров. В период с 2017-го по 2021-ый «Видзевом» руководили сразу семь тренеров, один из них - Збигнев Смулка даже не успел дебютировать на посту. В футбольной среде появились слухи о том, как управляют «Видзевом». Из-за этих слухов было сложно проворачивать трансферы. Например, Давид Абрамович выбрал «Радомяк», потому что понимал, что будет происходить в Радоме спустя хотя бы полгода, предсказать будущее в Лодзи не мог даже ясновидящий.

Но в последние годы ситуация в «Видзева» стабилизировалась. Януш Недведзь провёл в клубе второй сезон и готовит команду к третьему. Два года в клубе провёл президент «Видзева» Матеуш Друждж. Команда сначала завоевала путевку в Экстракласу, а затем сохранила место в элите.

Что-то происходит

И одни, и вторые вставали с колен, как и город. Команды боролись за права на свою эмблему, за место для тренировок, за мячи или конусы. Сегодня и одни, и вторые играют на великолепных стадионах и вскоре встретятся в Экстракласе, что будет окончательным показателем возрождения футбола в Лодзи. В XXI-ом веке только три сезона «ЛКС» и «Видзев» вместе провели в Экстракласе. Последний из них - одиннадцать лет назад.

Как и в случае с городом, не все в клубах идеально. На Пётрковской все еще можно увидеть обветшалые здания, в апреле появились слухи о финансовых проблемах «ЛКС», футболисты резервной команды даже хотели бойкотировать матч против резервов «Ягеллонии». У «Видзева» снова проблемы с местом для тренировок. На нынешнем тренировочном поле «красных» сложно не получить травму.

Image

Еще многое предстоит сделать, но что-то меняется. Нельзя сказать, что «ЛКС» и «Видзев» умирают, как это было в начале XXI-го века.

Фото: weszlo.com, polsatsport.pl, pl.wikipedia.org, miastograf.pl, lodz.naszemiasto.pl, dzienniklodzki.pl, stadiumdb.com, onet.pl, lodz.travel, infosport.pl, lkslodz.pl.