Трибуна
7 мин.

Как Крис Пол и «Финикс» сбивают НБА с толку самым сложным пик-н-роллом

От редакции: вы в пользовательском блоге болельщиков «Финикса» Holidays in the sun на «Трибуне» Sports.ru. Присоединяйтесь к сообществу фанатов самой горячей команды этого плей-офф, поддержите «Финикс Санз» плюсом, комментарием, подпиской!

Оригинал – Зак Лоу, ESPN (первая часть текста от 9 июня)

В преддверии гонки за приз «Тренера года НБА» между Томом Тибодо из «Никс» и Монти Уильямсом из «Финикс Санз» я написал текст, который, казалось, был полностью на стороне Тибодо, в конечном итоге он и выиграл награду: «Никс» были командой Тибодо, «Санз» – командой Криса Пола.

Это было несправедливо по отношению к игрокам «Нью-Йорка» и тренерам «Финикса». И невероятно было наблюдать за тем, как «Финикс» уничтожает «Денвер» в первом матче полуфинала Западной конференции в понедельник, и не оценить работу, проделанную Монти Уильямсом и его штабом (а также игроками), создавшими, возможно, самую сложную атаку в лиге. Это была кропотливая работа, требующая высокого уровня синхронности и полного участия в некоторых не гламурных сторонах нападения НБА.

В начале сезона можно было увидеть, как «Санз» ищут максимум от взаимодействия Криса Пола и Девина Букера. У парочки звездных игроков есть повторяющийся набор умений. Оба любят использовать пик-н-ролл и бросать средние. Оба имеют навыки плеймейкера и бросают 3-очковые, так что найти контакт было не так уж сложно.

Но ранние попытки выйти за рамки базовых принципов были неестественными и проваливались. Нападение «Санз» выглядело так – «сейчас твоя очередь атаковать, я следующий». После 20 игр оппоненты превзошли «Финикс» на 6,3 очка за 100 владений с Полом и Букером на паркете. Они были плохи на обеих сторонах площадки. Но они расцветали в минуты, когда были отдельно друг от друга.

Их результат на тот момент был 11-9, ничего особенного не получится, пока вы не создадите единую экосистему. Уильямс продолжил работу над совместимостью двух своих суперзвезд, держа их вместе как можно дольше, что в некоторых играх они проводили всего несколько или даже нулю минут отдельно друг от друга. В краткосрочной перспективе это было болезненно, но тренер играл в долгую игру.

Они стали лучше к середине сезона, а затем превратились в непреодолимую волну пик-н-ролла сметающую все на своем пути, когда каждый нашел свое сладкое место. После 15 февраля «Финикс» громил соперников на 10,5 очка за 100 владений с Букером и Полом на площадке.

Каждый трюк был продемонстрирован в безбашенной первой игре завершившийся победой над «Денвером», которые теоретически были хорошо подготовлена к нападению «Санз» после того, как столкнулись с атакой пик-н-роллов, направленной специально на Николу Йокича в победном первом раунде с «Портлендом». Денвер должен был быть готов в теории.

Но на практике все получилось иначе, и это все из-за тех уловок и хитростей, которые Финикс добавил поверх того, что когда-то было их основным нападением.

Первую хитрость назовем «The Lift»:

Это высокий пик-н-ролл Букера с двумя шутерами (Полом и Микалом Бриджесом) на левой стороне и одним Джеем Краудером на правой. Большинство команд по умолчанию страхуют со слабой стороны. Стратегия Денвера (во всяком случае, против Портленда, а теперь и против Финикса) обычно требует подстраховки от самого глубоко расположенного игрока, на той стороне, на которой нападение разместило двух шутеров (то есть на сильной). Цель состоит в том, чтобы избежать того, чтобы защитнику приходилось бросать своего игрока и рядом не оставалось партнера, который мог бы его подстраховать.

В этом розыгрыше Майкл Портер-младший уходит в краску, чтобы не позволить набрать легкие очки Деандре Эйтону, оставляя Факундо Кампаццо выбор между Полом и Бриджесом.

Но понаблюдайте за Полом. Он не просто стоит и ждет. Он смещается на вершину дуги, заставляя Кампаццо покрывать слишком большое расстояние за раз:

Кампаццо вроде успевает, но Бриджесу он не мешает.

И снова Финикс использует ту же самую уловку позже:

Обычная защитная ситуация для Остина Риверса заключается (если пойдет пас в угол) в ротации на Бриджеса, а Портер (если что) быстро переключится на Краудера. Но Краудер делает тоже самое, что и СП3, заставляя Риверса сделать один неверный шаг к Джею – как раз в тот момент, когда Портер начинает проваливаться страховать краску. И Микал остается абсолютно один.

Бриджес был великолепен весь сезон. Он представляет собой своего рода искупление для Райана Макдоно, бывшего генерального менеджера Финикса, и всех остальных в главном офисе, включая Джеймса Джонса, нынешнего генерального менеджера Санз, который внес свой вклад в решение получить через обмен Бриджеса на драфте в 2018 году.

Финикс отказались от Заира Смита, пика № 16, и слегка защищенного будущего первого раунда Майами 2021 года (16 пик), чтобы подняться на шесть выборов и утащив Бриджеса из Филадельфии. Говоря холодным языком аналитика, они скорее всего, «переплатили».

Но Санз не мыслили как бездушные аналитики. Они верили, что Бриджес может стать действительно очень хорошим игроком. Такая уверенность – не просто отклонение от нормы драфта (когда ты миксуешь плохие и хорошие пики), а выбор, основанный на вере в конкретных игроков, – и продолжала быть отличительной чертой при Джонсе. Он поставил на то, что Кэмерон Джонсон сначала не особо оправдает свой пик под 11-ым номером в 2019 году – но он был уверен, что Кэм может быть лучше Джаррета Калвера, которого «Миннесота» выбрали № 6 после того, как обменялась пиками с Финиксом (подарив Санз еще и Дарио Шарича.)

Процесс более важен, чем результаты – более показателен для того, является ли подход фронт-офиса «правильным» – но Санз напоминают, что часть процесса драфта может включать большие ставки на конкретных людей (привет Джоэль), если у вас есть вера в это .

Вернемся снова к карусели. Как раз когда вы думаете, что делаете все правильно, Финикс заворачивает вас в оберточную бумагу:

Пол просит заслон у Торри Крейга и Эйтона по обе стороны от него, заставляя Наггетс гадать, куда он может пойти. Выравнивание по центру щита служит своего рода предварительным сигналом для заслона Крейга.

Это Крис Пол, Point God, в режиме хищника. Он знает, что собирается использовать пик Эйтона, сделав Монте Морриса главным страхующими, открыв при этом свободный бросок для Бриджеса из угла. Но сам Моррис этого не знает. Пол делает показ в сторону Крейга, прежде чем перейти на скрин Эйтона. Этот мув заставляет Морриса задуматься: розыгрыш пойдет через мою зону?

Бум. Моррис – отыгран. Смотрите внимательно, и вы увидите, как он сначала хочет бежать к Крейгу, а потом бросается обратно к Бриджесу. Тем временем Пол Миллсэп посыпая все вокруг песком, приближается к Деандре, оставляя Бриджеса и Крейга открытыми. Это сломанная защита, погруженная тотальный хаос.

В другом подмножестве пик-н-роллов, Финикс ошеломил Денвер, использовав флейр-скрин:

Пол и Эйтон проводят пик-н-ролл на фланге без партнеров по команде с этой стороны. Это помещает трех игроков Санс с правой стороны, что теоретически упрощает защиту двух игроков Денвера между ними, пока главный страхующий – Гордон – опускается под кольцо. Блейзерс постоянно постоянно используют такие формации, а Денвер хорошо научился защищаться против этого.

Но игроки Финикса на слабой стороне не стоят на месте. Бриджес ставит заслон для Букера. Это 100-процентный сценарий для противодействия такой защите Денвера по этому конкретному эпизоду. (Главная ошибка, Портер смотрит на мяч, а не на игроков, Гордон проваливается под кольцо страхуя краску и Бриджес пользуется этим. Вопрос коммуникации, Гордон должен был подсказать Портеру, что он остался один)

Портленд использовал некоторые из этих приемов, но не с такой последовательностью и той же точностью. И мы даже не дошли до мастерства Финикса в знаменитом «испанском» пик-н-ролле из трех человек, в котором винг ставит оппоненту Эйтона заслон спиной, после пика Деандре на мяче. Я не уверен, что какая-либо команда НБА была лучше в этом и освоила так много вариаций.

Чтобы играть так снова и снова, требуется целеустремленность, много тренировок и полная сплоченность. Немногие игроки перечисляют постановку заслонов в качестве одного из 10 своих любимых занятий в игре. Эйтон отреагировал на серьезную просадку в нападении в начале сезона не нытьем или форсированными бросками, а тем, что отдал все на иногда неблагодарное повторение скрининга и атаки краски.

Он, вероятно, знал, какая награда придет. Пол и Уильямс наверняка рассказали ему об этом. Эйтон стал одним из главных победителей этого плей-офф, используя свои габариты и олдскульную работу ног на обеих сторонах площадки и мягкую кисть.