6 мин.

Manic Depression

Порой мы становимся заложниками собственных ожиданий. Перед началом сезона члены каждой уважающей себя аризонской семьи регулярно поднимали бокалы за здоровье Горана Драгича и пели ему оды по прошествии первых 4-5 игр, не стесняясь в выражениях и ухитряясь ставить его в пример самому Стиву Нэшу. На мгновение действительно показалось, что Земля перевернулась, и в этой новой реальности Драгич нашел-таки ключик к сердцу вечно изменявшей ему Стабильности, заставив общественность усомниться в богоизбранности канадского маэстро.

Сейчас у нас под рукой гораздо больше материала для анализа – ведь как-то незаметно, за всеми шутками и прибаутками, отгремела целая четверть регулярного чемпионата. Главный ее итог – все в порядке, все, как раньше. Ничего не изменилось в устройстве мироздания. Водные массы не вышли из берегов и не заполонили собой многочисленные пустыни Аризоны, Нэш в очередной раз доказал свою гениальность и значимость для команды, а Горан…

Горан заставляет впадать в депрессию. Приходится с огромной долей сожаления констатировать, что он не только не вышел на качественно новый игровой уровень, но и всеми силами пытается вернуться к истокам, к пресловутому “Tragic Dragic”. Если раньше это можно было объяснить юношеским максимализмом, разительным отличием американского баскетбола от европейского и естественной для новичка нервозностью, то сейчас, на третий год выступления в Лиге, пришла пора искать более веские причины.

Не подумайте, что у меня есть какой-то фетиш, связанный с игрой этого словенского паренька, вовсе нет. Столь пристальное внимание Драгичу я уделяю исключительно потому, что позиция разыгрывающего для “Финикса” – это не просто место на площадке. Здесь не бросают кого попало на паркет, словно щенка в воду, без особенных надежд на успех. Кевин Джонсон, Джейсон Кидд, Стив Нэш, Стефон Марбэри ( да, когда-то и он был игроком звездного уровня, честно-честно) – в последние десятилетия успешные выступления Санс зависели в первую очередь именно от умений их “первых номеров”. Далеко не просто так Джентри постоянно беседует с Гораном на скамейке и даже поставил в качестве аватара для своего твиттер-аккаунта их совместную со словенцем фотографию. Он действительно хочет, чтобы Горан постепенно становился тем баскетболистом, который сможет помочь болельщикам перенести уход Стива с минимальным количеством суицидальных случаев.

Имеются ли для этого основания? Пожалуй, да. Потенциал у Драгича определенно есть, но реализация по-прежнему оставляет желать лучшего. Почему так происходит? Давайте постараемся разобраться. Прежде всего, ему мешают те самые завышенные ожидания. Все, в том числе и Джентри (и это его ошибка как педагога) хотят, чтобы он привыкал к лидерству и играл для команды роль, сравнимую с канадской. В свою очередь, это подразумевает под собой безошибочное и молниеносное принятие решений, задействование всех партнеров и четкое понимание игровой ситуации. Очевидно, что пока он не может дать всего этого клубу, отчего переживает, обвиняя прямо на площадке своих напарников в неправильном расположении и непонимании элементарных вещей. У него есть скорость ног, но нет скорости мышления, нет вторых глаз на затылке. Ему нужно понять, что он никогда не сможет стать вторым Нэшем, ввиду его уникальности, главная задача – играть так, чтобы запомниться в качестве “первого Драгича”, как бы банально это ни звучало. На данную минуту он продолжает оставаться все тем же мальчишкой с синдромом “всадника без головы” и набором очевидных игровых клише – проход после заслона, бросок как результат использования соперником неправильного размена, короткие скидки под кольцо, быстрые отрывы. Опять-таки, доведя эти игровые качества до совершенства и приправив их плеймейкерскими способностями, Горан вырастет в игрока высокого уровня. Но именно улучшение своих козырей должно стать для него приоритетной задачей, а уже потом на этот фундамент стоит накладывать кирпичики, отвечающие за более разноплановый розыгрыш.

Когда же Драгич лезет “поперек батьки в пекло” и пытается смастерить с мячом нечто изощренное уже сейчас, ошибки не заставляют себя ждать. Обратимся к статистике: на 67 результативных передач приходятся 28 неудачных. И это без учета 19 потерь, явившихся результатом неудачного дриблинга, а также 2 фолов в нападении. Как нетрудно заметить, урожай для разыгрывающего не самый успешный, если не сказать больше. Можно ли объяснить столь невнятные действия низким уровнем запасных игроков Санс, вместе с которыми Горан и выходит на площадку? Эта причина может показаться приемлемой только в том случае, если любовь к словенцу застелила вам глаза до такой степени, что вы не способны реально смотреть на вещи. Скамейка “Финикса” по-прежнему является одной из сильнейших в Лиге, и неудачи отдельных ее членов объясняются как раз отсутствием качественного розыгрыша, а никак не наоборот, не стоит путать причину и следствие.

Еще одной проблемой является наличие Туркоглу. Воистину велик и славен Роберт Сарвер,если одним приобретением турка одновременно он ухитрился явить миру невиданную ранее импотенцию на щитах и поспособствовать регрессу своего молодого защитника. Как известно, недавно Джентри дал отбой всем надеждам на то, что Хедо на склоне лет сумеет превратиться в доминирующего тяжелого форварда, ввиду чего турок стал частью “второго союза” Санс. Выходит он на площадку, как и прежде, с заспанным лицом, громыхая всей тяжестью своего контракта, словно средневековый воин железными латами. Сбросив со спины колчан с критическими стрелами, заметим, что Хедо действительно пытается принести максимальную пользу команде, открываясь на дуге и идя на подбор. Проблема в том, что он по-прежнему любит находиться с мячом в руках. Если кто забыл, то основной причиной депортации Барбосы на север – желание дать Драгичу развиваться. Пусть Туркоглу уже совсем не тот пойнт-форвард, каким был еще 2 года назад в “Орландо”, зачастую именно он берет командный розыгрыш под свой контроль, заставляя Горана бегать по периметру в поисках позиции для открытого броска. Иногда в этом есть необходимость, ведь, как мы знаем, Драгичу свойственны провальные отрезки, но порой турок совершенно безосновательно выбивает своего соперника по четвертьфиналу недавнего чемпионата мира из игрового ритма. Не буду задавать риторические вопросы, всем уже давно стало ясно, что игра, связанная с подписанием Хедо, не стоила свеч. Так, мысли вслух, ничего более.

Многие заокеанские болельщики “Финикса” считают, что Драгич встал на скользкий путь, проторенный его соотечественником и кровным врагом Сашей Вуячичем. Слухи о том, что он встречается с моделью Дженнифер Шолл ( Jennifer Sholle) , бывшей подругой известного теннисиста Джеймса Блэйка, раздаются все отчетливее и отчетливее. Не люблю придавать значения таким “желтым” фактам, не относящимся к баскетболу, но ставшее уже привычным состояние счастливого избранника Маши Шараповой поневоле заставляет задуматься. Честное слово, я не хочу видеть Горана обладателем длинных волос, девчачьего обруча и розовых маечек.

Драгичу нужно поторопиться, его прогресса не будут ждать вечно, и Нэш не может вечно прикрывать его, играя по 40 минут за матч. Неудачное начало сезона можно списать на факторы, указанные выше, но если ситуация не изменится к весне, то руководству нужно будет серьезно подумать относительно его дальнейших перспектив в “Финиксе”. Пока что все в его руках.