12 мин.

«Пропасть» Аленичева

Печальное зрелище представляет собой Интернет после трех кряду побед Спартака, скажу я вам. Печальное потому, что от многих, в том числе уважаемых мной людей, доносится откровенная ересь, которая не просто не заставляет улыбнуться – она уже откровенно подбешивает. Вновь обращаться к темам «Спартак и его игра» или «Аленичев – тренер?» не хотелось, ввиду очевидности выводов по ним, но как оказалось, не настолько все для многих очевидно и однозначно, что и удивляет, ведь, повторюсь, замечаю «пробуждение Духа» у людей мыслящих.

alt

С чего начинается современный футбольный тренер? Успешный футбольный тренер… За прошедшие пару десятков лет, когда футбол смотрел не только ради цифр на табло, но для осознания сути сего действа, для аккумулирования знаний по нюансам игры, работе тренеров, развитию футболистов и т.д., лично для себя вывел одну закономерность. Начинается тренер с построения «автобуса», то есть когда его команда обороняется не умением, а числом, с десяток раз за матч выбегает в перспективные контратаки, в которых забивает голы и добывает нужный для себя результат. Нет, команды таких тренеров могут сыграть и в атаку, как принято говорить – «первым» номером, но тогда гарантии достижения нужного результата никто не даст. А точнее, практически гарантированно можно говорить о неказистой, бессмысленной игре в позиционном нападении, многочисленных ошибках в обороне, сомнении в наличии хоть какого-то внятного рисунка командной игры. Как пример, назову Ди Маттео, подобным макаром выигрывавшего Лигу Чемпионов.

Есть небольшое ответвление от описанного выше, которое представляет тренер, скажем так, псевдоатакующего стиля. Пример сему – незабвенный в веках Карпин. Суть философии данной категории довольно проста: резкий старт матча в расчете забить «быстрый» гол, пока игроки достаточно свежи, т.е. резки и быстры в движениях, креативны в своих мыслях. Как только эта свежесть пропадает, а происходит это по мере уменьшения кислорода в крови, исчезают резкость и быстрота, пропадает творческое мышление. Как результат, «огонек» в игре команды затухает к концу первого тайма, может ярко вспыхнуть в первые минут 10 тайма второго, а потом окончательно гаснет на последнем отрезке матча, когда команда начинает отбиваться и играть на удержание счета. Математически, игра в автобус и игра атакующая в данном случае составляют примерно равные временные отрезки, но простым болельщиком именно это псевдо-атакующее ответвление воспринимается более позитивно, т.к. игра команды лишена монотонности.

Описанное выше имеет одну суть: начинающие тренеры-автобусники и псевдоатакующего стиля не способны построить игру в позиционном нападении. Опасные и голевые моменты их команд в основном приходят с контратак. У одних – это быстрые выходы из обороны в атаку, у вторых – использование ошибок соперника в центре и на своей половине поля с последующим быстрым выпадом, атакой сходу. Такого, что на отдельных участках поля команды разрывают оборонительные редуты соперника через командные взаимодействия – этого либо не наблюдается, либо происходит спорадически (нерегулярно, с непрогнозируемыми перерывами). Настаиваю именно на этом термине, т.к. легко его спутать с игровой аритмией, ну а последняя – это уже из высших уровней тренерского искусства. 

Как правило, лишь единицы из таких вот тренеров созревают во что-то дельное, постигают следующие уровни тренерского искусства. Большинство же, либо не понимают, как сделать подобный переход, либо чрезвычайно упрямы, чтобы убедить себя в необходимости дальнейшего обучения («ведь о футболе я знаю все») – в общем, столько внимания данной категории уделяю лишь потому, что отношу к ней нынешнего тренера Спартака, гражданина Аленичева. 

К слову, предупреждая каверзные вопросы и обвинения в необъективности, к описанной выше категории я отношу и тренера Якина. Но при этом делаю акцент на том, что сейчас не выношу приговор, что все же есть перспектива вырасти в действительно классного специалиста, имеющего шанс построить добротные и даже монументальные команды, которые, после ухода этих самых тренеров, способны выдавать близкие по качеству результаты как в турнирной таблице, так и на поле, в самой игре. Чтобы было еще более понятно, сюда же отнесу тренера Рахимова, ну а еще года 2-3 назад к этой категории причислил бы тренеров Слуцкого и Черчесова, которые смогли сделать шаг вперед.

alt

Разницу между «аленичевыми» и «якинами» определю в способности замечать свои ошибки и исправлять их, а также в постоянном поиске оптимального варианта игры через совершенствование командных взаимодействий. Если при товарище Якине лично я отмечал тренерскую работу над ошибками в каждом следующем матче, я видел поиск оптимального сочетания игроков и тактики для них, то у гражданина Аленичева я вижу подгон ответа под решение. То есть получилось у правого защитника Брызгалова сыграть лучше правого защитника Паршивлюка, значит, дальше будет играть защитник Брызгалов. Вариант с тем, что у защитника Паршивлюка, в том числе, не получалось из-за отсутствия подстраховки со стороны партнеров, из-за дисбаланса в игре между атакующими и оборонительными действиями и т.д. – он даже не рассматривается для названного тренера. Вот заткнули пробоину и плывем дальше. Когда она вновь откроется, заткнем кем-нибудь другим и снова поплывем.

Итог №1: возможны самые различные сиюминутные результаты, вплоть до упомянутой победы в Лиге Чемпионов. Но за этим следует пустота и, как правило, разруха, которые исправляются либо годами, либо ну уж очень квалифицированным тренером. Как считаю я, сегодня именно на этом этапе, т.е. с сиюминутными и относительными положительными результатами с последующей за ними пустотой, располагается Спартак.

Итог №2: ставка на тренера Аленичева – это путь в никуда. Как вариант, возможно приглашение квалифицированных помощников в тренерский штаб, способность тренера Аленичева прислушаться к их советам. Но и это вариант затыкания пробоин на корабле, которому все равно суждено затонуть. Ведь в голове у главного тренера команды все равно должно что-то быть, иначе… Иначе получим вариант с упомянутым выше Валерием Георгиевичем и его испанской «бригадой» помощников. 

Итог №3: возможен результат, но невозможно достижение этого результата через качественную, выстроенную командную игру. Очки все равно будут набираться мучительно, все равно большинство матчей будут проходить, как говориться, на валидоле.

Осознавая всю сложность восприятия вышеприведенного текста, постараюсь вкратце рассказать о следующих этапах эволюции современного тренера. По крайней мере, как вижу это я.

alt

Итак, следующий этап – построение либо яркой атакующей команды, либо не менее яркой команды, играющей от обороны. Превосходство этого этапа заключается в том, что тренеры начинают реально создавать команды, игра которых построена не на индивидуальном мастерстве отдельных игроков, не на попытке взять количеством, а не качеством, но на четких, натренированных командных взаимодействиях, когда каждый игрок понимает и способен выполнить поставленную перед ним задачу. Причем, успешность выполнения этой задачи зависит, в том числе, и от его партнеров, от команды в целом. Один сфальшивил – команда сразу скатывается на первый из описываемых этапов. Но фальшь в данном случае – это либо редкое, либо со временем проходящее явление. И главное отличие таких команд от команд тренеров первой категории заключается в системности, которая позволяет им, как говорится, гнуть свою линию на протяжении всего матча, заставляя соперника играть в свой футбол. 

Чтобы было более понятно, назову тренера Кононова, команду Краснодар и игрока Смолова. Тренер Кононов способен построить весьма яркий атакующий футбол, основанный на четких командных взаимодействиях и не терпящей упомянутой выше фальши ни от одного из игроков. Это должен быть отлаженный механизм, который в первое время своего действия может скрипеть, работать неэффективно, но когда произойдет подгонка всех деталей, наблюдать за работой этого механизма становится приятно. И товарищ Смолов, на мой скромный взгляд, тому подтверждение. Первую часть сезона он пытался попасть в ритм новой команды, но не получалось. Как следствие, краснодарский механизм фальшивил, давал сбои. Как только Смолов нащупал игровой ритм, как только он научился работать в такт атакующим действиям команды – получился совсем другой коленкор. И не думайте, что сейчас я занимаюсь излюбленным деянием гражданина Аленичева, то есть подгонкой ответа под решение, - говорил об этом еще тогда, когда Краснодар ловил поражения и многие говорили о тренере Кононове как об исчерпавшем себя для Краснодара тренере. 

Отмеченную категорию тренеров, дабы сократить количество текста, делаю очень объемной и представительной. Вот просто представьте себе шкалу от 1 до 100 – это она. Сюда можно отнести и упомянутого тренера Кононова, и не менее упомянутых Слуцкого и Черчесова, и тренера Эмери, и тренера Бердыева, и тренера Моуриньо. Располагаются они на разных делениях упомянутой шкалы, но это уже тренеры, которые достойны признания в профессии. Как правило, они создают команды, которые способны повторить ранее достигнутый высокий результат. Это может быть победа в ЛЧ или «бронза» РФПЛ – не важно. Повторение результата воспринимается как должное, как справедливое, как добытое благодаря силе команды, но не фарту, счастливому стечению обстоятельств, слабости соперников и т.д. При этом, как правило, больших успехов добиваются те, кто делает акцент на оборонительный футбол, а вот запоминают тех, кто играл в атаку. Порой даже в ущерб результату. 

Разница между первой и второй категорией тренеров велика, ибо сделать шаг из первой во вторую дано не всем - это как сегодня учиться в средней школе города Мухосранск, а завтра поступить на экономический факультет МГУ. Уверен, что тот же Якин или Рахимов этот шаг сделают (а может и уже сделали), а вот такие товарищи, как Аленичев, Карпин или, допустим, Юран – им еще очень далеко до перехода и не факт, что они этот переход осилят. Далеко не факт. Не говоря уже о том, как долго им придется мучиться, чтобы повысить свой ранг во второй категории.

alt

Высший пилотаж тренерского искусства – нахождение баланса между атакующей и оборонительной игрой. Если вы думаете, что тот же Бердыев или Моуриньо не хотят, чтобы их команды весь матч прессовали соперника и забивали много голов, – ошибаетесь. Они просто не могут добиться нужного баланса, как это, к примеру, удалось сделать Хайнкесу с Баварией, ван Галу с Аяксом, Липпи с Ювентусом, Фергюссону с Манчестер Юнайтед, Капелло с Миланом и т.д. И Бесков со Спартаком, и Лобановский с киевским Динамо, и Романцев со Спартаком образца Лиги Чемпионов осени 95-го года – отношу именно к этой категории. Да, возможно сейчас, глядя матчи уже далеких футбольных эпох, мы можем задаться вопросом, ну а что там такого особенного было, но для понимания всего величия отмеченных команд, нужно было жить в те эпохи. Они изменили футбол, они задали для него новый вектор развития – потому они и великие.

Достижение баланса требует не только высочайшего профессионального мастерства тренера, но и качественного подбора игроков, набор профессиональных характеристик которых является взаимодополняемым в рамках одной команды. Ну вот вспомните, к примеру, пару нападающих Ребров-Шевченко или Коул-Йорк, вспомните защиту Милана в 94-м, про Баварию Хайнкеса вообще молчу – на моей памяти это был вообще идеальный футбол. И еще чуть ли не главное условие достижения этого баланса – способность тренера опередить свое время, открыть для футбола что-то новое, к чему еще не пришли его коллеги по тренерскому цеху, но они обязательно к этому придут.

Как правило, в результате достижения баланса между атакой и обороной получаются великие команды, которые оставляют яркий след в истории мирового футбола. Не всегда они становятся лучшими в мире, и живут, как правило, такие команды не более 2-3 лет. Но ради такой вспышки, даже если это команда, за которую ты не болеешь, собственно говоря, и стоит любить футбол. Стать великим непросто. Это может быть следствием долгой работы на тренерском поприще, совершенствованием своего мастерства, а может быть просто следствием гениальности человека, который сумел применить свой гений там и тогда, где и когда это было нужно сделать.

Особняком для себя ставлю Барселону, начиная со времен Райкарда и по сегодняшний день. Это команда, игру которой я понять не могу. Нет, понятно, что и это высший пилотаж, особенно, когда в ней в расцвете сил играл лучший игрок последнего десятилетия – Хави. Но вот понять принципы построения игры Барселоны – честно признаюсь, пока не хватает серого вещества. Да и к данной теме это имеет посредственное отношение, ведь говорим мы о тренерах.

alt

Так вот к чему все это было сказано? Легко могу доказать, по любой серии из 3-4 матчей Спартака этого место в приведенной мной градации тренеров Аленичев. Захватив прошлый сезон, легко могу доказать на конкретных примерах, почему тренер Аленичев и тренер Якин, хоть и отнесенные мной к одной категории, - это, соответственно, ученик и подмастерье. Легко могу доказать на конкретных примерах, почему считаю перспективы тренера Аленичева весьма туманными. Сможете ли вы доказать обратное? Вот кроме того, что Аленичев уже превзошел Якина по количеству набранных очков, вот кроме Духа и прочей ерунды?! И, заметьте, я касаюсь только профессиональной деятельности этих специалистов – не затрагиваю в этот раз их человеческие качества. 

Друзья, осознавая, какая пропасть между тренером Аленичевым и тем, что я определил как высший пилотаж тренерского искусства (а к нему мы и должны стремиться), мне становится страшно. Еще больший страх навевают слухи о том, что и следующий сезон Спартак начнет во главе с нынешним наставником, принеся в жертву одного (нескольких) его помощников. Ну и совсем животный страх испытываю от того, с чего я и начал, т.е. с уверенности некоторых (многих) болельщиков в том, что победы над Локо, Динамо и Уралом - это свидетельства роста тренера Аленичева, развития игры команды Спартак, появления надежды на непременно светлое будущее. Скажите, товарищи-оптимисты, так что вы хотите от Спартака? Стать калифом на час? Вымучить победу в отдельно взятом матче? Гордиться победами над попавшим в функциональную яму Локомотивом, без пяти минут фнловским Динамо и уже работающим на следующий сезон Уралом? А может вы и 5-е место Спартака в чемпионате посчитаете успехом?

И не надо сейчас говорить о том, что нужно время. Когда-то говорил и не постесняюсь повториться вновь: время – это слишком дорогая ставка на эфемерный, только лишь основанный на иррационально вере успех. Ставка, которую еще не факт, что мы (каждый из нас) сможет сделать. К тому же, я не хочу потерять команду только ради того, чтобы дать тренеру Аленичеву время. А вы? Вы готовы распоряжаться чужим временем ради этого тренера? А если готовы, перечислите для себя, по пунктам, конкретные основания для этого. Много таких пунктов наберется?

Dmitry Voo