3 мин.

Избежавший равнодушия

Сегодня исполняется 90 лет олимпийскому чемпиону спартаковцу Алексею Парамонову.

В центре тихого городка Боровск, что в Калужской области, есть оригинальный артефакт: прямо на торцевую стену здания нанесена карта основных местных достопримечательностей. Каждый пункт обыгрывается с юмором – вплоть до отделения полиции.

А по соседству с этой необычной картой находится стенд с фотографиями почетных граждан Боровска. Среди них и олимпийский чемпион Мельбурна Алексей Парамонов.

Когда на очередном турнире «Негаснущие звезды» я рассказал Алексею Александровичу, как побывал на его малой родине, ветеран не скрывал, что ему очень приятно было об этом услышать. Иногда утверждают, будто люди в почтенном возрасте – как бы с высоты прожитых лет – начинают относиться ко многому с равнодушием. Парамонов не такой. И особенно ревностно он воспринимает все, связанное с его детищем  – турниром для мастеров старше 50 лет. Ведь проводит ежемесячные этапы комитет ветеранов футбола РФС, которым руководит герой этих заметок. Обижается, если о «Негаснущих звездах» забывают в СМИ.

Товарищи Парамонова по «Спартаку» сороковых-пятидесятых годов утверждали, что в те далекие времена он, напротив, любые пертурбации переносил спокойно. Переставили на место инсайда – значит, так надо в интересах команды. Отодвинули в полузащиту – и это воспринимал, как данность. Получалось, с прежних позиций игрока вытесняли более талантливые, однако и в новом амплуа Алексей начинал действовать так, что удостаивался приглашения в сборную.

Бывших партнеров судьба потом сводила в ином раскладе: кто-то тренировал где-нибудь в провинции, а Алексей Александрович приезжал туда от федерации с проверкой. И никаких «по знакомству» - старался давать строгую оценку. Анатолий Исаев, возглавлявший ивановский «Текстильщик», приводил пример: «Доложили первому секретарю обкома: мол, результаты неудовлетворительные, потому что нет КНГ. А секретарь и не знал, что это такое…»

О Парамонове-тренере написано мало. Думаю, просто потому, что о юношеской и молодежной сборной страны,  в которых он работал, в советские времена не было принято повествовать подробно. Да ведь на все про все тогда существовала одна ежедневная спортивная газета и один специализированный еженедельник. А в первой сборной Алексей Александрович только ассистировал – в том числе и Гавриилу Качалину на чемпионате мира-1970.

Не так давно довелось побывать в тунисском  Сусе, где когда-то Парамонов тренировал в два приема команду «Этуаль». Нет-нет, в отличие от Боровска, здесь его пребывание не было увековечено. Но бродя по узким улочкам, я не мог не вспомнить, как Алексей Александрович рассказывал про те командировки. В шестидесятые африканские мальчишки, гонявшие мяч в пыли босиком, любого посланца нашей страны ассоциировали со Львом Яшиным.

Собственно говоря, для очередного сборника о Яшине я и готовил тогда материалы. Но и про книги о Парамонове теперь уместно говорить не в единственном числе. Осенью на стадионе «Открытие Арена» состоялась презентация  мемуаров «Спартаковец навсегда. Футбол длиною в жизнь».

Сегодня на Лужнецкой набережной гости соберутся поднять бокалы в честь юбиляра. Собирались отметить его 90-летие футболом фанаты из «Фратрии». Ну, и на ближайшем этапе «Негаснущих звезд» 27 февраля Алексей Александрович, разумеется, будет в центре внимания. Он сам и завел там традицию – поздравлять именинников каждого месяца.

Источник