6 мин.

Средь озёр и фавел. «Интерлагос» - сердце бразильских гоночных страстей. Предобзор Гран-При Сан-Паулу

Изображение Айртона Сенны на главном здании "Автодрома имени Хосе Карлуса Пасе"

В 1973 году Бразилия стала 2-ой и на сегодняшний день последней страной Южной Америки, которая привезла на свою территорию чемпионат мира «Формулы-1». Попаданию края карнавалов в календарь «Королевских гонок» поспособствовали успехи Эмерсона Фиттипальди, который в 1970 году стал первым бразильцем, выигравшим гонку чемпионата мира.

В те годы для проведения Гран-При подходило единственное место - построенный в 1940 году автодром «Интерлагос». Название он получил за то, что витиеватую конфигурацию вписали меж двух искусственных озер, Гуарапиранга и Биллингс. Изначально вместо трассы планировали возвести целый жилой район с парками, отелями, блэкджеком и даже аэродромом, но Мировой экономический кризис и революция 1932 года в Сан-Паулу заставили пересмотреть планы на землю.

Первое межозерное кольцо получилось по-бразильски размашистым - целых 8 километров асфальта средь оврагов и каналов. К 1960-му году появились мысли о разделении длинного кольца на две версии, длинный скоростной псевдоовал и короткий техничный «вьюнок», но сначала трек закрыли на обновление инфраструктуры, а затем забрезжила перспектива «Формулы-1».

Старый "Интерлагос"
Старый «Интерлагос»

На дебютный внезачетный этап в 1972-м году собралось 12 человек, среди них был нынешний консультант Red Bull Хельмут Марко. К разочарованию переполненных трибун, лидировавший Фиттипальди сошел за 5 кругов до финиша, отдав победу аргентинцу Карлосу Рейтманну. Но 3 следующих гонки, уже включенных в сезон «Формулы-1», неизменно выигрывали бразильцы - в 1973 и 1974 годах это был Фиттипальди, в 1975 - Хосе Карлус Пасе, одержавший на родине единственную победу в карьере. После смерти Пасе автодром переименовали в его честь, но по привычке продолжили называть «Интерлагосом».

Эмерсон Фиттипальди на глазах полных трибун выигрывает Гран-При Бразилии 1973 года
Эмерсон Фиттипальди на глазах полных трибун выигрывает Гран-При Бразилии 1973 года

Недовольство главной трассой Бразилии стало нарастать к концу 70-х годов. Созданный на зыбкой земле трек частями погружался в болото, поэтому асфальт становился очень неровным. Приходящее поколение машин с граунд-эффектом устами пилотов сказало «Это несерьезно», «Не, не, так не пойдет». Поэтому в 1978 году Гран-При Бразилии съездил проведать Рио-де-Жанейро. Трасса «Жакарепагуа» хоть и была поскучнее, зато без сюрпризов в виде неожиданных провалов. Проба пера в Рио удалась, и через 2 года национальный этап покинул «Интерлагос». Этому способствовало еще и то, что Сан-Паулу за 70-е годы разросся с 5 до 8 миллионов человек, и вокруг трассы появилось немало строений, не соответствующих растущему имиджу «Формулы-1».

Гран-При Бразилии 1980 года. На заднем фоне виднеются неказистые индивидуальные постройки.
Гран-При Бразилии 1980 года. На заднем фоне виднеются неказистые индивидуальные постройки.

На целое десятилетие «Интерлагос» забросили. Все, что на нем проводили, была ежегодная тысячемильная гонка «Mil Milhas Brazil». Но появление в «Формуле-1» Айртона Сенны и желание властей Сан-Паулу отобрать этап у Рио-де-Жанейро совторили чудо. В 1990 году администрация города вложила в реконструкцию 15 миллионов долларов. Длинный и зубодробительный 8-километровый трек беспощадно обрезали, асфальт срыли, всю старую инфраструктуру сравняли с землей и отгрохали новые боксы, трибуны и другие здания, не забыв заменить покрытие. В уточнении схемы принял участие и сам Сенна, в честь которого назвали первую связку поворотов. Серьезный настрой «Интерлагоса» и финансовое истощение Рио-де-Жанейро вернули этап к пальмам Сан-Паулу.

Схема трассы до (слева) и после (справа) реконструкции
Схема трассы до (слева) и после (справа) реконструкции

В отличие от многих новых автодромов, где повороты трассы нехитро нумеруются в порядке возрастания, «Интерлагос» сохранил собственные незамысловатые имена виражей:

- «S do Senna» - дань участию Айртоны Сенны в разработке профиля первой связки - «Curva do Sol» - при подъезде к изгибу гонщик нырял в тень откоса и возвращался под лучи солнца на выходе; - «Reta Oposta» - обратная прямая. В начальной версии трассы машины следовали в направлении, противоположном стартовой прямой; - «Des sida do Lago» - спуск у озера; - «Ferradura» - подкова; - «Laranja» - из-за сложной траектории в нем часто ошибались молодые пилоты, которых ласково называли «апельсинами»; - «Pinheirinho» - на выходе из поворота стояла сосна, не раз принимавшая на себя обломки вылетевших машин;

Та самая сосна в "Pinheirinho"
Та самая сосна в «Pinheirinho»

- «Bico de Pato» - поворот утиного клюва. Действительно похож; - «Mergulho» - «нырок» получил свое прозвище из-за резкого спуска; - «Juncao» - перекресток. Назван так за то, что именно здесь сходились все конфигурации автодрома; - «Arquibancadas» - трибуны.

За 33 года, что «Интерлагос» принимает «Формулу-1» после перерыва, он смог пережить множество не менее классных стационарных автодромов и сохранил прописку в «Королевских гонках». Его перемещали от весны к осени, ругали за короткие боксы, которые невозможно расширить, угрожали заменить на Рио - ничего не сломило короткий, но гордый трек меж двух озер. Чтобы подчеркнуть статус штата и участие властей Сан-Паулу в организации гонки, с 2021 года этап в жаркой южной республике переименовали из «Гран-При Бразилии» в «Гран-При Сан-Паулу», но от смены названия ничего не поменялось.

Единственное, чего сейчас сильно не хватает Гран-При Бразилии - местного пилота. Страна пляжей и карнавалов уже 30 лет ждет, когда же у тройки великих чемпионов Фиттипальди-Пике-Сенна появится преемник. Лучшими представителями в XXI веке стали Фелипе Масса и Рубенс Баррикелло. Масса по-прежнему не теряет надежды выиграть титул 2007 года в зданиях суда, но лучше бы брал пример со своего опытного друга. Баррикелло в 2022 году стал двукратным чемпионом бразильской серии «Stock Car Brazil». В 50 лет ветеран отбил все атаки молодых стервятников и засыпал их порохом из пороховниц. Сейчас ближе всех к «Формуле-1» находится тест-пилот Aston Martin Фелипе Другович, который выиграл «Формулу-2» в прошлом году. Но Фелипе никак не может отжать место в кокпите у Стролла, который то руки переломает, то закапризничает, но все равно упрямо лезет за руль.

Фелипе Масса после схода на Гран-При Бразилии 2016 года (слева), Рубенс Баррикелло празднует успех в Stock Car Brazil 2022 года (справа вверху), тест-пилот Aston Martin Фелипе Другович
Фелипе Масса после схода на Гран-При Бразилии 2016 года (слева), Рубенс Баррикелло празднует успех в Stock Car Brazil 2022 года (справа вверху), тест-пилот Aston Martin Фелипе Другович

За неимением бразильских звезд трибунам придется довольствоваться тем, что есть. Максимально своим в конце 2022 года стал Льюис Хэмилтон, которого наградили званием «Почетный гражданин Бразилии». Хэмилтон трижды побеждал на «Интерлагосе», а в 2007 году трасса в Сан-Паулу подарила ему первое чемпионское звание. В этом году у Льюиса и Mercedes есть все шансы навязать борьбу Red Bull - последние гонки показали, что на ухабистом асфальте с «быками» можно бороться. Правда, у Ферстаппена вновь назрели свои рекордные задачи - всего 9 пунктов отделяет его от показателя в 500 набранных очков за сезон. Обращать внимание на количество баллов уже перестали с введением последней системы, но красивая цифра манит.

Расписание Гран-При Сан-Паулу
Расписание Гран-При Сан-Паулу