6 мин.

Как «Формула-1» искала дом в Штатах. История этапа и успех «Трассы Америк». Предобзор Гран-При США (20.10.23-22.10.23)

Вид на "Curcuit of the Americas"

На заре своего существования «Формула-1» была в первую очередь связана с Европой. Все без исключения команды базировались в Старом Свете, да и большинство пилотов были родом из европейских стран. Но уже тогда в узком календаре «Королевских гонок» было исключительное окошко. В зачет с первых лет была входила заокеанская гонка «500 миль Индианаполиса». Правда, гонщики «Формулы-1» в Штаты не летали, единственным исключением стал Альберто Аскари в 1952 году. При этом американцы, боровшиеся за победу в 500-мильной гонке по овалу, не сразу узнали, что на кону стоит «Большой приз» мирового чемпионата.

Старт "500 миль Индианаполиса" 1955 года
Старт «500 миль Индианаполиса» 1955 года

Странности во взаимоотношениях «Формулы-1» и США продолжались 10 лет, после чего стороны наконец-то узаконили свои порывы официальным Гран-При США. Первая попытка прошла на автодроме «Себринг», но для трека она стала единственной - из-за малого зрительского интереса этап перенесли в Калифорнию, на автодром «Риверсайд». Он также не успел оставить след в истории «Формулы» - пыльная трасса посреди калифорнийских степей славилась своей убийственной опасностью, поэтому и второй блин в США вышел комом. Зрителям фильма «Форд против Феррари» «Риверсайд» знаком тем, что именно там на тестах Ford GT40 погиб главный герой картины, Кен Майлз.

В 1961 году «Формулу-1» приютил у себя «Уоткинс-Глен». Национальная американская трасса принимала у себя все серии американских автогонок, так что добродушно открыла двери и для европейских вояжеров. Этап в штате Нью-Йорк особенно привлекал тем, что его стартовый и призовой фонд превышали суммы всех остальных гонок вместе взятых, так что Гран-При США был отличным способом подзаработать. 20 лет «Уоткинс-Глен» был местом смешения американской и европейской гоночных культур, но к концу 70-х перестал отвечать требованиям «Формулы-1». Болиды становились все быстрее, а вкладывать деньги в усиление безопасности местные чиновники не хотели. Это привело к смертям Франсуа Севера и Хельмута Койнигга во время уик-эндов, а после чемпионат мира покинул Нью-Йорк из-за долгов организаторов.

Франсуа Север лидирует в Гран-При США 1971 года.
Франсуа Север лидирует в Гран-При США 1971 года.

Следующие 8 лет «Формулу-1» мотало по США как лист на осеннем ветру. Серия посетила Лонг-Бич, Детройт, Даллас и даже парковку у отеля «Caesar» в Лас-Вегасе. В 1983 году случилась уникальная ситуация - впервые на территории одного государства прошло 3 этапа чемпионата мира (в 2020 году такой же чести из-за COVID-19 удостоилась Италия). Но все это были лишь попытки оставить «Королевские гонки» на заокеанском рынке. У американцев были IndyCar, NASCAR и с десяток более простых серий, и какая-то европейская экзотика им не требовалась. Популярность «Формулы-1» окончательно рухнула с переносом этапа в Финикс, когда Гран-При США посетило 18.5 тысяч человек. При этом проходившая рядом сельскохозяйственная ярмарка собрала вдвое большую аудиторию.

В конце XX века Берни Экклстоуну удалось договориться о возвращении «Формулы-1» в Штаты. Причем не куда-то, а в сердце американских гонок - «Старую кирпичницу» Индианаполиса. Задумка была отличная - где, как не на главном треке США, вновь напомнить Америке о «Королевских гонках». Первый за 10 лет Гран-При не подвел - на трибунах собралось 220 тысяч человек, который стали свидетелями борьбы за лидерство и победы Михаэля Шумахера. Но затем с каждым годом этап вновь терял зрителя. Американцы, воспитанные родными гоночными сериями, привыкли к сотням обгонов, а расчетливая «Формула-1» не соответствовала ожиданиям.

Заполненные трибуны на старте Гран-При США 2000 года
Заполненные трибуны на старте Гран-При США 2000 года

Квинтэссенцией краха этапа в США стал 2005 год, когда шины «Michelin» не выдерживали давления на овале. Французские шинники пытались уговорить FIA поставить шикану в «бэнкинге» (разговорное название наклонной части трека), обязать всех совершать пит-стопы - тщетно. У трех команд на «Bridgestone» таких проблем не было, поэтому организаторы не пошли на изменение регламента, из-за чего все обладатели «Michelin» дружно свернули в боксы после прогревочного круга. В итоге гонка прошла при участии всего 6 машин, после чего возродить репутацию в Индианаполисе «Формула-1» так и не смогла.

Все гонки в США объединяло одно - они никогда не проходили на трассе, подготовленной специально для «Формулы-1». «Уоткинс-Глен» какое-то время справлялся, но его постиг бич всех трасс 70-х годов - низкий уровень организации. Городские этапы были промежуточными местами, чтобы хоть где-то провести Гран-При, а этап по парковке «Сизарс-пэласа» вообще выглядел странно для чемпионата мира.

Гран-При "Сизарс-пэласа" в 1981 году.
Гран-При «Сизарс-пэласа» в 1981 году.

Решать проблему национального автодрома США для «Формулы-1» стали в 2010 году. В Техасе неожиданно нашлось большое количество свободного места для строительства нового трека, и в 2012 году в 25 километрах от центра столицы штата, Остина, отгрохали «Curcuit of the Americas». Конфигурацию вписали в техасские холмы и использовали мотивы других гоночных трасс. Уникальной особенностью «Трассы Америк» стало намеренное расширение дорожного полотна в ряде поворотов, что скрывает точку входа в вираж и дает использовать различные траектории.

Вид на "Трассу Америк" с 77-метровой смотровой площадки
Вид на «Трассу Америк» с 77-метровой смотровой площадки

С первых лет гонки на автодроме заслужили любовь и признание зрителей. «Формула-1» уже не была гостем на территории США, поэтому вела собственную кампанию по продвижению нового трека. В 2022 серия побила рекорд по посещаемости в Северной Америке, собрав на трибунах 440 тысяч человек за уик-энд. Для болельщиков в дни уик-энда создается масса активностей, ежегодно для сопровождения этапа организовываются концерты мировых звезд - так, в 2019 году хэдлайнерами стали Muse, в 2022 году выступали Green Day и Эд Ширан.

Зрительский ажиотаж после финиша гонки и вечерний концерт во время уик-энда.
Зрительский ажиотаж после финиша гонки и вечерний концерт во время уик-энда.

Уже другие серии начали напрашиваться на прием в дом «Формулы-1». С 2013 года автодром открыл двери чемпионату мира по мотогонкам, в 2019 и 2020 годах до Остина добралась и элита американских гонок - IndyCar и NASCAR. С «Индикаром» не сложилось - единственная гонка прошла в 2019 году, после COVID-19 серия не вернулась в Техас. Появилась возможность сравнить скорость двух главных формульных серий мира. Поул-позиция Вальтери Боттаса на Гран-При США была выиграна с результатом 1:32.029, а лучший круг Уилла Пауэра в квалификации «IndyCar Classic» составил 1:46.018, что подтвердило техническое превосходство «Формулы-1».

Гран-При США 2023 уже не окажет никакого влияния на чемпионские баталии - все титулы досрочно выиграны Максом Ферстаппеном. Но нидерландцу наверняка захочется выиграть юбилейную 50-ю гонку на американской земле. Шансы на это велики, к тому же Макс не проигрывает в Остине с 2021 года. Его партнеру по Red Bull будет тяжелее - даже контракт на следующий год не избавляет паддок от слухов о конце карьеры Серхио Переса. Дуэт домашних этапов в Техасе и Мексике станет для мексиканца последним шансом реабилитироваться за безуспешную середину сезона. Большие ожидания связаны с McLaren - «оранжевые» зажигают во второй половине года, и после череды подиумов аппетит подопечных Зака Брауна уже дорос до победы.

Расписание Гран-При США
Расписание Гран-При США