Трибуна
17 мин.

Первые драфт-мероприятия в истории НХЛ. Как все начиналось

Несколько лет назад я уже представлял подобную статью, поэтому моим давним подписчикам многое из нижесказанного давно знакомо. Однако, я очень надеюсь, что аудитория моих читателей за несколько лет увеличилась, да и «ветеранам» блога будет, я думаю, небезынтересно «освежить» кое-какие факты в своей памяти, тем более я добавил кое-что новенькое.

28-29 июня, в Лас-Вегасе, Национальная Хоккейная Лига проведет 62-й по счету драфт молодых дарований, многих из которых, а может-быть и не очень многих, мы скоро увидим в составах команд сильнейшей мировой Лиги. Сегодня я предлагаю вам пройтись по драфтам былым, вспомнить канувшие в историю перипетии прошлого и имена, уже немного подзабытые. А может-быть и узнать что-то новое.

Преамбула

Драфт задумывался для того... Да, собственно, для того он и задумывался, чем в конечном итоге и стал. Его цель – уравнять игровое поле Национальной Хоккейной Лиги. В «Золотой век» НХЛ, каковым по праву в Северной Америке считают «эру оригинальной шестерки», франшизы Лиги создали на просторах Канады (в большей степени) и США (в степени на много меньшей) обширную, многоуровневую сеть фарм-клубов. Эта сеть включала в себя профессиональные клубы минорного уровня, полупрофессиональные команды, крупные юношеские хоккейные объединения с их ответвлениями в детские организации, а также различные студенческие лиги. Вся эта многоярусная система подготовки игроков находилась на спонсорской дотации клубов-маток, т.е., «той самой шестерки». Причем, сферы влияния были поделены по региональному принципу – Канаду (в основном) «контролировали» «Торонто» и «Монреаль», четырем же американским командам были отданы на откуп Соединенные Штаты. Целиком. Согласитесь, щедрость канадцев не знала границ.

Вы-то, конечно, оценили мой сарказм (благодарю), ведь отлично знаете, что уровень развития хоккея в США в середине ХХ века был далеко не тот, что ныне. Хотя, конечно же, мы помним, что сборная этой страны выигрывала олимпийское золото в 1960-ом (боль и страдания года 80-го оставляем сегодня в покое). Конечно, и американским клубам «перепадало кое-что с барского стола» канадцев. Любой золотодобытчик расскажет вам, что в отработанной породе, при повторных промывках, нет-нет да и попадется самородок, иной раз даже достаточно солидный. Ведь каким-то образом оказались же в «Чикаго» Бобби Халл и Стэн Микита. А еще раньше из-под носа у «Торонто» ускользнул в «Детройт» Горди Хоу. Горди увели, конечно, во многом из-за того, что Конн Смайт, «кленовый диктатор», находился во время «кражи» в госпитале на излечении после тяжелого ранения, полученного им на фронте (высадка в Нормандии). Полковник Смайт, безусловно, сумел бы удержать будущего «Мистера Хоккея», он даже судился с «Ред Уингз» из-за него, но...

Так вот, система спонсорского мотивирования, в результате которой молодые игроки уже в раннем возрасте подписывали достаточно жесткие, а можно даже сказать – кабальные контракты, не могла устраивать руководство Лиги. В 50-е годы бизнес-траектория развития НХЛ начала принимать несколько иное, чем раньше, направление. Телевизионные компании начали выходить на ведущие позиции по ассигнованию средств в основные спортивные лиги. А, как известно, кто платит, тот и имеет приоритет в «листе заказов». Если с канадским хоккейным рынком было все достаточно ясно – жителей «страны кленового листа» абсолютно устраивали разборки за первенство между «Канадиенс» и «Мйпл Лифс», со второстепенным вмешательством в них (в разборки) соседей с юга, то в Штатах этот сценарий продавался уже не столь успешно. Нет, телевизионные магнаты не давили на Кларенса Кэмпбелла, президента НХЛ – не тот это был человек, на которого можно было давить. Но Кэмпбелл и сам отлично понимал, в чем будущее Лиги – как профессионального и успешного объединения. Лоббирование идеи драфта исходило от американских команд, в рядах которых определился лидер по данной тематике. За четверть века существования «оригинальной шестерки», «Нью-Йорк Рейнджерс» 18(!) раз не выходили в плей-офф. Другими словами – они 18 раз за 25 лет занимали одно из двух последних мест. Представляете тщетность? Чарльз Долан, владелец контрольного пакета акций «Мэдисон Сквер Гарден», а также мажоритарный владелец «Рейнджерс» и баскетбольных «Никс», помог Кэмпбеллу продавить через истеблишмент «Торонто» и «Монреаля» (а они не на шутку противились) проект с драфтом.

В первые годы своего существования драфт не выглядел инструментом, способным выровнять крен, который был допущен в сторону канадских франшиз. Это, собственно, было не мудрено, так как большинство молодых игроков имели на руках те самые «спонсорские контракты» и получали некие стипендии, которые обязаны были отработать в команде-спонсоре. Во время обсуждения деталей процедуры драфта, «Монреаль», пользуясь своим привилегированным положением сумел добиться для себя преференции – «Канадиенс» заимели право забирать себе двух лучших франко-канадских хоккеистов не используя драфт.

Драфт 1963 года

Итак, на первый «драфт приобретенных прав юниоров» (таким было официальное название), состоявшийся 5 июня 1963 года, выходили 15 – 16-летние хоккеисты. Порядок выбора на драфте определялся так – первой выбирает худшая команда, последней – обладатель Кубка Стэнли, порядок выбора остальных четырех определялся жребием. Было запланировано 4 раунда. Контракты с выбранными игроками должны были заключаться при достижении ими 18-летнего возраста. Любительская команда, игрок которой был задрафтован, получала за него 2 тысячи долларов от команды совершившей выбор. Регламент какой-никакой написан, всем все, вроде бы, понятно, можно начинать.

Но «Канадиенс» ничего не желали пускать на самотек. Кроме того, что они вытребовали себе право на «льготный выбор» двух лучших игроков франкофонского происхождения, они добились того, что драфт должен был быть проведен на их территории. И вообще – до 1984 года данная процедура проходила исключительно в этом городе. Правда, долгое время никому и в голову не приходило поставить процедуру драфта, как шоу. Более того, до СМИ лишь через несколько дней доводилась информация из офиса Лиги, какой игрок стал собственностью какой франшизы. Первые 10 драфтов (кроме одного) прошли в монреальском отеле «Куин Элизабет».

Однако... Регламент, так долго устанавливавшийся, начал переписываться сразу же, еще до начала процедуры драфта №1. «Канадиенс» на первом драфте отказались от своего привилегированного права на «льготный выбор» двух франкофонов. В свою очередь «Бостон», по неведомым мне причинам, отказался от положенного ему выбора №1, уступив его «Монреалю». Впрочем, этот обмен «правами выбора», а фактически – это было ничто иное, т.к. «Бостону» достался от «Монреаля» выбор №3, не был подкреплен дополнительной бонификацией и, наверное по этому, в официальные анналы Лиги не вошел, как первый обмен «правом выбора».

Гарри Монахан – он никогда не выигрывал Кубок Стэнли, он никогда не брал индивидуальных призов, но он вошел в историю Лиги, как первый игрок выбранный на драфте. Будет много звезд – ярких и не очень, будет множество легендарных хоккеистов, будут сотни просто «овеянных славой» игроков, но №1 драфта всех времен и народов – это Гарри Монахан.

Picture background
Гэрри Монахан

Он отыграл за 5 команд в 12 сезонах в Лиге. Выступал, в основном, на позиции левого вингера. В 1975 году, играя за «Ванкувер», забросил первую шайбу франшизы в плей-офф. Что еще? В том же, 1975-ом, все так же, играя за «Ванкувер», получил в контрольном матче травму «следующего содержания» – упав, глубоко порезал ногу о каркас ворот и выбыл на долгое время. Пришлось даже делать срочную операцию. Через несколько лет подобную травму получил Марк Хоу из «Хартфорда», что побудило Лигу пересмотреть конструкцию ворот. Это, по большому счету, все интересное, что можно рассказать об этом хоккеисте. Как, собственно, о подавляющем большинстве тех, кто был выбран на том, самом первом в истории Лиги драфте-63. Всего был выбран 21 игрок – 13 нападающих и 7 защитников. Игровое амплуа одного парня, Билла Косбурна, осталось загадкой. Вратари на первом драфте не выбирались (если, конечно, Косбурн не был вратарем). «Ред Уингз» выбирали только в двух раундах, «Блэк Хоукс» – в трех (откуда и появилось число – 21 выбранный). Из этих 21-го до НХЛ добрались лишь пятеро. И все же, был среди этой пятерки и игрок «звездного уровня». Пит Маховлич, ушедший под №2 в «Ред Уингз». Болельщики со стажем, безусловно, помнят Пита, как участника Суперсерии-72 или, как говорят канадцы, саммита-72. К тому времени Маховлич-младший (вы ведь помните про старшего брата Пита – Фрэнка?) уже несколько лет выступал за «Канадиенс».

Picture background
Пит Маховлич

На «Монреаль» приходятся «золотые годы» Пита. С этим коллективом Маховлич выиграл 4 Кубка Стэнли, что, безусловно, не мудрено, учитывая тот уровень доминирования «Канадцев» в Лиге в те годы. Между прочим, оппонентом, вернее, правильно говорить – одним из оппонентов Пита Маховлича по трейду из «Детройта» в «Монреаль» был как раз Гарри Монахан. Вот такое пересечение на транзакционном пространстве №1 и №2 драфта-63.

Под №3 был задрафтован, кстати говоря, тоже интересный персонаж. Интересный, конечно, «в некотором роде». Он не провел в НХЛ ни одного матча. Да он в других-то лигах почти не играл. На просторах интернета я не нашел ни одной его фотографии. Просто человек-фантом да и только. А между тем – человек был. Да что там был – он и сейчас проживает в канадском городке Ватерлоо, агломерации Китчинер. Зовут его Орест Ромашина. Отчего такая фамилия? Точно не знаю, но могу предположить, что когда в трехлетнем возрасте, в 1949 году, мальчик с матерью приехал в Канаду, то родительница в иммиграционных документах писала свою фамилию, как положено – в женском роде. Не мудрствуя лукаво, чиновники закрепили фамилию матери и за мальчиком ничего не сокращая. Орест Ромашина (или Ромашин) родился в 1946 году в Германии, в «западном секторе оккупации». Несколько раз я натыкался на утверждение об «украинских корнях» его родителей, хотя ничего более конкретного не встретил, а фамилия, как Вы можете убедиться, вполне себе русская. Глава семейства, на момент рождения Ореста, уже жил и работал в Канаде, куда, как я уже сказал, в 1949-ом перебралась вся семья. Ромашина с детства был страстным болельщиком «Брюинз». Играл с молодых лет в команде городка, в котором жил – Нью-Гамбург. Его детский тренер был хорошо знаком с Милтом Шмидтом – легендой «Брюинз», а на тот момент и GM организации. Он и попросил Шмидта за Ореста. Можно даже, пожалуй, говорить о протекционизме. Но о Ромашина (как теперь склонять-то эту фамилию) я вспомнил вовсе не как об игроке, первым выбранном на драфте «по блату», отнюдь.

На момент драфта Орест Ромашина еще не был гражданином Канады, каковым станет лишь достигнув 18-летнего возраста, уже будучи студентом университета Ватерлоо. А на момент драфта он был гражданином Германии. Так что, имеем все основания считать Ореста Ромашина (или Ромашину(?)), первым европейцем выбранным на драфте. Сверх 2000 долларов, которые «Бостон» заплатил «Нью-Гамбургу», «Мишки» еще персонально заплатили Оресту 300 «зеленых» – «мзда» чистой воды, особенно если учесть, что легенда «Бостона» Милт Шмидт сам был, как известно, этническим немцем. «Брюинз», на сезон 1963-64, отправили Ромашина в свой фарм – «Ниагара Фаллс», но там он не произвел впечатления, хотя, вместе с командой, и стал чемпионом ОХА – юниор. Далее Орест в «серьезный хоккей» не играл, а закончив университет, всю сознательную жизнь отработал в школе. Учителем и заместителем директора. И, заканчивая тему об Оресте Ромашина, как давний болельщик «Крыльев Советов» не могу не вспомнить нашего, советского Игоря Ромашина – чемпиона МЧМ-77, между прочим.

Драфт 1964 года

Порядок выбора на втором драфте был таков – команда, выбиравшая год назад первой, т.е., «Канадиенс», опускалась в самый низ, остальные поднимались на одну ступеньку выше. Иные правила остались прежними. «Монреаль» вновь не стал пользоваться своим правом драфтовать вне очереди уроженцев провинции Квебек. Да и вообще, забегая вперед, скажу, воспользовались этим правом они лишь однажды, в 1968-ом году, выбрав вратаря Мишеля Плассе. На этот раз никто не пропустил очередь своего выбора, т.е., заполнены были все 24 вакансии. И хоть, скажу прямо, по количеству заигравших в НХЛ талантов драфт-64 не на много превзошел драфт-63, на этот раз в сетях выборщиков заячеилась «крупная рыба». Одна. Но какая! Одна из ярчайших звезд плеяды НХЛ. Возможно, это лучший вратарь из всех, кто когда-либо выступал в Лиге. Речь идет о Кене Драйдене.

Кен Драйден. У каждого великого игрока, и не только в хоккее, есть что-то «фирменное» – катание, бросок, удар, стиль – в конце концов. У Драйдена фирменной была стойка – и отнюдь не при вбрасывании у его ворот

Безусловно, то что Драйден дошел до драфта, не подписав «спонсорский контракт» в раннем возрасте, это результат его решения отложить хоккейную карьеру в пользу получения образования. Выбор Кена, кстати говоря, создал прецедент, которым будущие поколения гроссмейстеров активно пользовались, пользуются и будут пользоваться. Я имею ввиду ресурс под названием «права на игрока» и их обмен. Драйден, на самом деле, был выбран «Бостоном» под общим №14 в третьем раунде – вратари, как вы знаете, очень редко уходят под высокими номерами и Драйден тому не исключение. Далее официальная версия выглядит следующим образом (она выглядит, как ода тонкому расчету гроссмейстера «Канадиенс» Сэму Поллоку, назначенному на этот пост всего за два месяца до драфта). Поллок знал, что «Брюинз», чей выбор в раунде был выше выбора «Монреаля», будут брать Драйдена в третьем раунде, но он также знал, что они проявляют интерес к Ги Аллену и намеренно, для обмена, перехватил того во втором раунде.

Ну, а затем команды обменялись правами – «Монреаль» стал владеть правами на Кена Драйдена, а «Бостон», соответственно – правами на Ги Аллена. Впервые произошел обмен правами на задрафтованных хоккеистов. Действительно, игра Поллока выглядит гроссмейстерской, если не видеть весь драфт-лист 1964 года. Дело в том, если «весь списочек» не делить на раунды, то получается, что Аллена «Монреаль» задрафтовал под №12, а «Бостон» Драйдена, как уже говорилось, под №14. В чем хитрость? Можно было бы спокойно... Что случилось, то случилось. Шестикратный обладатель Кубка Стэнли, пятикратный обладатель «Везины», а также, что лично меня больше всего поражает, единственный в истории Лиги игрок, выигравший «Конн Смайт Трофи» раньше «Колдер Трофи». Кен играл недолго на высшем уровне – всего 8 сезонов, в том числе – дебютный сезон 1970-71, в котором пропустил практически всю регулярку, но ярко вспыхнувший в плей-офф. Кен Драйден – первый игрок выбранный на драфте, избранный по окончании карьеры в Зал хоккейной славы.

А первым на драфте-64 был выбран «Детройтом» Клод Готье, так и не сыгравший в Лиге ни одного матча. Как, впрочем... Вообще, на шесть игроков, выбранных в первом раунде 1964 года приходится в общей сложности лишь 3 матча в НХЛ. Все их провел Том Мартин, выбранный «Торонто» под №5. Всего, из 24 выбранных в 1964 году игроков, в Лиге сыграли 9.

Драфт 1965 года

Этот драфт оказался, пожалуй, наименее интересным из всех состоявшихся и, думаю, останется таковым навсегда. Было выбрано всего 11 игроков, причем, 1 достался команде... не из НХЛ. Обо всем по порядку.

Произошли некоторые изменения в правилах драфта. Теперь к процедуре допускались игроки, которые ни только не имели «спонсорских контрактов», это само-собой, но и которым на момент окончания следующего сезона должно было исполниться 18 лет. Изменился и возрастной лимит возможного заключения контракта с выбранным игроком – он вырос до 19 лет. «Бостон» в очередной раз решил уступить право первого выбора – в пользу «Рейнджерс», вернув это право через год. «Торонто» в драфте практически не участвовал, пропустив все раунды. Также, в первый и последний раз в истории драфтов, в выборах участвовала франшиза из другой лиги. Команды Западной хоккейной лиги, Американской хоккейной лиги и Центральной профессиональной хоккейной лиги получили право, выбирая после команд НХЛ, выбрать в общей сложности по три игрока (по факту, был выбран лишь один хоккеист). Было, как обычно, запланировано 4 раунда, но, видимо из-за скудности выбора (ну, а из-за чего же еще), все закончилось в третьем раунде на №12, причем под этим номером выбор сделали «Питтсбург Хорнетс» из АХЛ, задрафтовавших нападающего Гэри Битти. Из всех избранных лишь двое добрались до НХЛ. Тем не менее, один из них – Пьер Бушар сыграл в Лиге 595 матчей и выиграл с «Монреалем» 5 Кубков Стэнли.

Пьер Бушар

Пикировки типа – «да все, кто в то время попадал в «Монреаль» выигрывал Кубок Стэнли» – не принимаются. Во-первых, нужно было попасть в «тот «Монреаль», во-вторых – закрепиться там, ну, и дело за малым – выиграть «чашку».

Драфт 1966 года

Этот драфт прошел раньше всех остальных, состоявшихся на сегодняшний день драфтов, имеется ввиду календарная дата – 25 апреля. Он состоялся между первым и вторым матчами финала Кубка Стэнли, проходившего в те же дни в Монреале. «Бостон», уступившие год назад «Рейнджерс» №1, сейчас вернули себе право первого выбора. По ходу завершавшегося сезона 1965-66 произошел первый трейд, в котором драфт-пик фигурировал, как платежное средство. Трейд состоялся между «Ред Уингз» и «Брюинз». Сделка выглядела так: «Детройт» получил Лео Бойвина и Дина Прентиса; «Бостон» – Гэри Доука, Билла Лесука, Рона Мерфи, а также «будущие соображения», которые позже трансформировались в овералл №6, под которым был выбран Стив Аткинсон. Все 24 возможных выбора были осуществлены. Впервые более половины выбранных, 14 человек, достигли НХЛ. Самый известный из избранников, безусловно – Брэд Парк, задрафтованный «Рейнджерс» под №2 – будущий член Зала хоккейной славы.

До 3 тысяч поднялась компенсация любительским командам за игроков, выбранных на драфте.

Да, вот еще момент, возможно кому-то покажется интересным. Первый и единственный раз драфт прошел в отеле «Маунт Роял».

В драфте 1967 года впервые приняли участие команды расширения. Они выбирали перед «оригинальной шестеркой». Но главное было не в этом. Призывной возраст драфтуемых хоккеистов повысился сразу с 18 до 20 лет. На 11 последующих лет этот момент станет одним из главных предметов жарких споров внутри Лиги. А на драфт-67 увеличенный возрастной ценз повлиял следующим образом – вроде, число команд увеличилось в два раза, но в трех неполных раундах было выбрано лишь 18 человек. Попробовали свои силы в Лиге лишь трое. Впервые, под общим №12 был выбран игрок из США – Гэри Вуд был задрафтован «Калифорнией Силз». Задрафтованным в 1967 году игрокам, команды могли предложить контракт в любое время.

На драфте 1968 года был задуман регламент, призванный, в конце концов, уравнять шансы команд. Была отменена ротация, которой команды руководствовались с 1963 года. Теперь №1 получала худшая команда Запада, №2 – худшая команда Востока, затем выбирали «западники» от худшей к лучшей, и завершали все «от худшей к лучшей» восточные команды. Так было задумано. Однако, «Монреаль» решил реализовать свое право на выбор двух игроков франко-канадского происхождения. Кроме того, обмен порядками выбора нигде не регистрировался, зачастую эти договоренности носили лишь устное содержание. Как результат – оказалось, что №1, который должен был принадлежать «Окленду», оказался собственностью все того же «Монреаля». Таким образом, в 1968-ом году стартовые три выбора в первый и единственный раз оказались в руках одной команды. Больше ничем примечательным этот драфт не отметился.

Драфт 1969 года вошел в историю, как первый «современный драфт». На него впервые не влияла архаичная система спонсорства, которая уходила в историю. Любой игрок, родившийся до 1950 года имел право быть выбранным на нем. Сама процедура стала именоваться – «универсальный любительский драфт НХЛ». Более того, теперь даже европейские игроки (выступающие в Европе) могли быть выбраны на драфте, правда с оговоркой – национальные федерации должны были выдавать командам-драфтерам разрешение на их подписание. «Сент-Луис» оказались готовыми рискнуть и выбрали в шестом раунде под общим №66 финна Томми Салмелайнена. Это, повторяю, был первый европеец, драфтовавшейся в европейской лиге (в НХЛ он так и не заиграл). Порядок выбора был определен по схеме существующей и по ныне – первой выбирает команда, занявшая последнее место чемпионате, №2 получал клуб, занявший второе место с конца и т.д.. Это был последний драфт, на котором «Канадиенс» могли воспользоваться своим правом выбирать двух игроков франко-канадского происхождения (и они им воспользовались). Команды могли пропускать выборы в любом раунде, но могли «возвращаться» к выбору в следующих раундах. Лимита на количество выбранных игроков не было, драфт заканчивался после того, как все франшизы «удовлетворяли свои потребности». За каждого, из первых 72 задрафтованных, полагалась компенсация – 3 тысячи баксов, за 12 последних – 2 тысячи. Все деньги перечислялись Канадской любительской хоккейной ассоциации.

На этот раз в списке выбранных оказалось много тех, кто в будущем оставил свои имена на скрижалях Лиги. Это и задрафтованные «Монреалем» Режан Уль и Марк Тардиф, и выбранный «Рейнджерс» Андре Дюпон, и первый русский хоккеист в НХЛ Иван Болдырев (отец Ивана был русским), я писал о нем в прошлом, и подписчики этого блога имели возможность с ним познакомиться. Кстати, он же – первый русский на Кубке Стэнли. И, конечно, невозможно не упомянуть о двух ярчайших личностях, выбранных на том драфте – это №17 Бобби Кларк («Филадельфия Флайерз») и №51 Батч Горинг («Лос-Анджелес Кингз»).Об этих игроках я тоже уже писал в постах о «Филадельфии» и о «Айлендерс».