5 мин.

На легендарном теннисном постере красивая девушка показала попу. Мы не могли пройти мимо

Столкновение тенниса и легкой эротики.

Сентябрь 1976 года. Мартин Эллиот, учившийся на фотографа в университете Бирмингема, убедил свою 18-летнюю девушку Фиону Батлер поучаствовать в съемках. Они поехали на университетские корты, где Фиона оделась в одолженное у подруги белое платье и взятые у отца кеды. Фотосессия прошла очень быстро, и Эллиот отснял всего одну пленку. Позже он вспоминал, что «для фотографа это довольно жалко».

Но именно так было создано одно из самых известных теннисных изображений: постер «Теннисистка». На нем Батлер снята со спины, она немного задрала платье и демонстрирует обнаженные ягодицы.

Кликайте сюда, если интересно, как Фиона Батлер выглядит с лица

Картинка стала настолько легендарной, что в 2011 году профессор Энн Самнер, куратор выставки, посвященной теннису в искусстве, говорила, что «в Британии именно этот образ чаще всего связывают с теннисом». При этом автор «Теннисистки» в интервью соглашался с критиком Джорджем Мелли, который называл снимок «шуткой школьника».

***

На этом изображении неплохо заработали все, кроме самой «Теннисистки» Фионы Батлер (которая в теннис почти не играла – по собственным словам, из-за плохой координации).

Эллиот предложил фото компании Athena, которая производила и продавала календари и постеры. В итоге в 1977-м его поместили в календарь, изданный к 25-летию правления королевы Елизаветы II. Через год изображение выпустили в виде постера, который стал одним из главных хитов компании: продажи исчисляются миллионами, а жена фотографа (который сохранил авторские права на изображение) получала отчисления уже после его смерти. С другой стороны, вдова Эллиота рассказывала, что из-за популярности постера заказчики избегали ее мужа – боялись, что он потребует за работу слишком много.

Athena тоже долгое время зарабатывала на изображении. Австралийская газета The Herald Sun писала, что в 80-х этот постер висел в спальне каждого мальчика-подростка. А в The Guardian статья о компании начинается со слов: «Многие помнят Athena только за одну вещь. Ну знаете. Постер с теннисисткой, которая показывает попу». Правда, в итоге в 90-е компания разорилась, но «Теннисистку» и после этого покупали миллионами.

Постер принес деньги даже Кэрол Коттс – подруге Батлер, которая одолжила ей ракетку и платье для съемок. В 2011 году она выставила их на аукцион, и платье ушло за 15 тысяч фунтов, а за ракетку коллекционеры дали в районе двух тысяч. Сейчас платье, которое Коттс сшила сама по выкройкам из журнала, хранится в музее «Уимблдона».  

Сама Батлер рассталась с Эллиотом через три года после фотосессии и не получила ни фунта ни за съемки, ни с продаж постера. Но она в итоге вышла замуж за миллионера, родила троих детей и ни о чем не жалеет. А еще ни капли не стесняется – даже когда вдруг оказывается, что ее знаменитая фотография когда-то давно висела на стене у директора школы, где учился ее сын.

***

После «Теннисистки» Фиона очень долго вообще не снималась. В свет она впервые вышла только в 2011-м, когда помогала продвигать выставку о теннисе в искусстве, на которой одним из главных экспонатов был постер с ее изображением.

И в том же году она позировала для скульптора Бена Дирни, который воплотил ее легендарный образ в покрытом 23-каратным золотом стеклопластике. Дирни сделал с нее несколько слепков и потом восхищался Фионой в интервью The Daily Mail: «Пускай прошло 30 лет, но измерения ее тела не изменились, и она в великолепной форме».

Кстати, скульптуру заказал бывший арт-директор Athena Крис Найтингейл, чтобы с ее помощью продвигать свою книгу о постере.

***

В истории «Теннисистки» еще важна фигура Питера Аткинсона: он уже 30 лет доказывает, что существует более ранняя версия фотографии, и на ней изображена его бывшая супруга, которая была тренером по теннису и давала уроки Мартину Эллиоту.

Аткинсон утверждает, что оригинальные фото были сделаны еще в 1972-м, и Эллиот пытался продать их Athena, но компания не заинтересовалась. Позже представители фирмы передумали, но попросили переснять фотографию и даже предоставили Эллиоту профессиональное оборудование.

Мужчина показывал доказательства: календарь и купленную на eBay открытку с почтовым штампом 1974 года, которые подтверждают, что фото с его бывшей женой сделано раньше знаменитой «Теннисистки». Кроме того, по словам Аткинсона незадолго до смерти от рака в 2010 году Эллиот ему во всем сознался: «Он все признал, но я не могу это доказать. Он сказал, что пришлет письменное подтверждение, но я ничего не получил».

С другой стороны, при жизни Эллиот утверждал: «Если бы я получал по фунту за каждую модель, которая утверждала, что она эта девушка, и за каждого фотографа, который утверждал, что сделал фото, я был бы очень богатым человеком». За чужие претензии ему никто не платил, но британские медиа оценивают его прибыль от «Теннисистки» в 250 000 фунтов.

***

Образ «Теннисистки» неоднократно воспроизводился и переосмыслялся: есть версия с Розовой Пантерой, принцессой Леей, «Теннисной бабушкой» и даже с чемпионом «Уимблдона»-1987 Пэтом Кэшем. Не говоря уже о многочисленных моделях.

Фиона Батлер в интервью предположила, что секрет привлекательности фотографии не в ее формах и не в игривом эротизме, а в том, как на изображении запечатлен свет. Как бы там ни было, это уже часть истории не только подростковых фантазий и популярного искусства, но и тенниса.

Фото: ebay.com/Classic-Athena-Tennis-Girl-Poster; fieldingsauctioneers.co.uk; bendearnley.com